Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1 Школа научного менеджмента…………………………………………………..

2.Административная или функциональная школа управления…………………

3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………

4.Школа науки управления или количественный подход……………………….

5. Процессный подход……………………………………………………………...

6. Системный подход………………………………………………………………
7. Ситуационный подход………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 67.55 Кб (Скачать)

            Особенность системного подхода состоит в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о том, что организация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой. 
 
 
 
 
 
 

Системный подход - это подход, при котором любая  система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь  с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. 

Системный подход исходит из того, что любая  организация есть система, каждый из элементов  которой, хотя и имеет  свои ограниченные цели, но при этом теснейшим  образом связан с  другими элементами. В соответствии с  этим управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, на что  делал акцент процессный подход, а все без  исключения оказывают  друг на друга как  непосредственное, так  и опосредованное воздействие. Изменения  в одном из них  неизбежно обусловливают  изменения в остальных, а в конечном результате во всей организации. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные  решения, должен учитывать  их последствия для  общих интересов. 

Одним из представителей системного подхода, впервые  рассмотревших предприятие  как социальную систему, был американский исследователь Честер Бернард (1887—1961), занимавший в течение двух десятилетий пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др., где на основе системного подхода анализировалась деятельность организации и управляющих.

По  мысли Бернарда, физические и биологические  ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться в согласованно действующие группы (социальные системы), и дальнейшее сотрудничество людей  в их рамках зависит  от результатов (достижения цели) и эффективности (минимизации  затрат). Всякую такую  систему можно  разделить на две  части: организацию, заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

рганизации Бернард определяет как системы сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц и характеризует их, за исключением государства и церкви, как частные. По мысли Бернарда, организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: 

а) систему функционирования; б) систему эффективных  стимулов, побуждающих  людей к вкладу в групповые действия; 

в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться  с решениями администрации; 

г) систему логического  принятия решений. Она  иерархична (главный  признак), объединяет индивидов, имеющих  осознанную совместную цель готовых сотрудничать друг с другом, вносить  вклад в общее  дело, подчиняться  единой власти.

Основываясь на системном подходе, Бернард в работе выдвинул концепцию  социальной ответственности  корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать  в свете перспективных  интересов организации  те социальные последствия, которые возникают  в результате принимаемых  решений как внутри нее, так и во внешней  среде.

Существует  два основных типа систем: закрытые и  открытые. 

Закрытая  система имеет  жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. 

Открытая  система характеризуется  взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это  объекты обмена с  внешней средой через  проницаемые границы  системы[2] 

В любом источнике, в котором рассматривается  сущность системного подхода, уделяется  внимание свойствам  систем как условию  глубокого изучения их структуры и  содержания для принята  качественного управленческого  решения[3] 

Однако  количество рассматриваемых  свойств систем незначительное. Как правило, раскрываются свойства целостности  систем, иерархичности, взаимосвязи с  внешней средой, надежности оптимальности и  др. Всего выделяют 30 свойств систем, которые  предлагается подразделять на четыре группы: 

1)свойства, характеризующие  сущность и сложность  систем; 

2)свойства, характеризующие  связь системы  с внешней средой; 

3)свойства, характеризующие  методологию целеполагания  системы; 

4)свойства, характеризующие  параметры функционирования  и развития системы[4] 

Под системой же следует  понимать определенную целостность, состоящую  из взаимозависимых  частей, каждая из которых  вносит свой вклад  в функционирование целого. Следовательно, главной задачей  руководителя является необходимость видеть организацию в  целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо  и косвенно взаимодействуют  друг с другом, и  с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.[5]

 
Любая организация  как система имеет  свою внутреннюю логику, живет по своим  взаимосвязанным  законам. Учет этой системной  логики организации  есть важнейшее условие  эффективного управления. Но одновременно это  — и основная трудность  практики управления. Сложность усугубляется еще и тем, что  современные организации  внутренне неоднородны  и включают в себя качественно различные  компоненты (технику  и людей), являются так называемыми  социотехническими  системами. Любая  социотехническая система, согласно данному  подходу, состоит  из ряда подсистем, которые  должны быть согласованы  иерархически (по типу субординации) и «горизонтально» (по типу координации). Кроме  того, организация  как система не только может, но и  должна создавать  в процессе своего функционирования необходимые  для него подсистемы — так называемые функциональные органы управления.

Значение  системного подхода  заключается в  том, что менеджеры  могут проще

согласовывать свою конкретную работу с работой организации  в целом, если они

понимают  систему и свою роль в ней. Это  особенно важно для  генерального

директора, потому что системный  подход стимулирует  его поддерживать

необходимое равновесие между  потребностями отдельных  подразделений и  целями

всей  организации. Он заставляет его думать о потоках  информации, проходящих

через всю систему, а  также акцентирует  внимание на важности коммуникаций.

Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений,

он  же предоставляет  средства и технические  приемы для улучшения  планирования

и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным  мышлением, так как:

·  менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать

огромный  объём информации и знаний, которые  необходимы для принятия

управленческих  решений;

·  руководителю необходима системная методология, с помощью которой он

мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации  с другим,

не  допускать квазиоптимизации управленческих решений;

·  менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее,

подняться над повседневностью  и осознавать, какое  место его организация

занимает  во внешней среде, как она взаимодействует  с другой, большей

системой, частью которой является;

·  системный подход в управлении позволяет руководителю более

продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование,

планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений  об

организации (в частности, особое внимание уделялось  интегрированному

характеру предприятия, а также  первостепенному  значению и важности систем

информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и

приемов, значительно облегчающих  принятие управленческих решений,

использование более совершенных  систем планирования и контроля. Таким

образом, системный подход позволяет нам  комплексно оценить  любую

производственно-хозяйственную  деятельность и деятельность системы управления

на  уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать  любую ситуацию

в пределах отдельно взятой системы, выявить  характер проблем  входа, процесса

и выхода. Применение системного подхода  позволяет наилучшим  образом

организовать  процесс принятия решений на всех уровнях  в системе управления.

Несмотря  на все положительные  результаты, системное  мышление все еще  не

выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит

применять современный научный  метол к управлению, все еще не реализовано. Это

происходит  отчасти оттого, что  крупномасштабные системы  очень сложны. Нелегко

уяснить те многие способы, при  помощи которых внешняя  среда влияет на

внутреннюю  организацию. Взаимодействие множества подсистем  внутри предприятия

не  совсем осознается. Границы систем устанавливать  очень трудно, слишком

широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих  и непригодных  данных,

а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать

вопросы, которые встанут  перед предприятием, определить с точностью

информацию, необходимую в  будущем. Даже если самое  лучшее и самое  логичное

решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,

системный подход дает возможность  глубже понять, как  работает предприятие. 
 
 
 

7. Ситуационный подход 
 
 

                Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

              Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

              Ситуационный подход и процесс управления

              Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Информация о работе Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте