Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

1 Школа научного менеджмента…………………………………………………..

2.Административная или функциональная школа управления…………………

3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………

4.Школа науки управления или количественный подход……………………….

5. Процессный подход……………………………………………………………...

6. Системный подход………………………………………………………………
7. Ситуационный подход………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.docx

— 67.55 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Белорусский национальный технический университет 

Кафедра «Экономика и организация машиностроительного

производства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент»

по теме «Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр.309308                                                                         Жерносек Е.Е. 

Проверила:                                                                                      Сахнович Т.А. 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………. 

1 Школа научного  менеджмента………………………………………………….. 

2.Административная  или функциональная школа управления………………… 

3.Школа человеческих  отношений и поведенческих наук……………………… 

4.Школа науки  управления или количественный  подход………………………. 

5. Процессный  подход……………………………………………………………... 

6. Системный  подход………………………………………………………………

7. Ситуационный  подход………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

            История менеджмента насчитывает  несколько тысячелетий. За эти  долгие годы развитие теории  и практики менеджмента происходило  в основном эволюционно, путём  непрерывного накопления опыта,  отражающего изменения, которые  происходили в обществе, экономике  и всей системе социально-экономических  отношений.

             Вместе с тем на этом долгом  пути выделяют ряд этапов и  революционных преобразований в  подходах к проблемам менеджмента.  Началом истории менеджмента  принято считать зарождение письменности  в древнем Шумере. Это революционное  достижение в истории человечества  привело к образованию особого  слоя «жрецов-бизнесменов», занятых  торговыми операциями. Первая управленческая  революция получила название  религиозно-коммерческой. За ней последовали другие.

             Вторая относится к 1760 г. До  н. э. и связана с деятельностью  царя Хаммурапи, издавшего свод  законов управления государством  для регулирования многообразных  общественных отношений между  различными социальными группами  населения.

             Третья произошла во времена  правления Навуходоносора II (682-605 гг. до н. э.) и была направлена  на соединение государственных  методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

            Четвёртая относиться к XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением  капитализма и началом индустриального  прогресса в Европе. В это время  обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление  само может внести значительный  вклад в развитие и эффективность  производства. Выделение проблем  управления в самостоятельную  область знаний было ответом  на потребности предпринимательства  в связи с обострением конкуренции  и формированием крупных предприятий.  Главным революционным преобразованием  этого периода в области менеджмента  было его отделение от собственности  и зарождение профессионального  менеджмента.

           Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической, относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

          К концу XIX – началу ХХ в. Появились первые работ по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Это было вызвано потребностями промышленности, которая всё больше приобретала такие специфические черты как массовое производство и массовый сбыт, крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и акционерных обществ, ориентация на рынки большой ёмкости.

               Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональной организации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для этого потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.

               Теория и практика управления производством в ХХ в. Формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

              Подходы к управлению включают  в себя цели, законы, принципы, методы  и функции, технологии управления  и практику управленческой деятельности.    Основной задачей системы управления  организации ставится формирование  профессиональной управленческой  деятельности.

            К настоящему времени известны  четыре важнейших подхода, которые  внесли существенный вклад в  развитие теории и практики  управления. Это школы научного  управления, административного управления, человеческих отношений и науки  о поведении, а также науки  управления, или количественных  методов.

            Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих  функций.

            В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность  взаимозависимых элементов, таких  как люди, структура, задачи и  технология, которые ориентированы  на достижение различных целей  в условиях меняющейся внешней  среды.

            Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется  ситуацией. Поскольку существует  такое обилие факторов, как в  самой организации, так и в  окружающей среде, что не существует  единого «лучшего» способа управлять  организацией. Самым эффективным  методом в конкретной ситуации  является метод, который более  всего соответствует данной ситуации.

            Рассмотрим данные подходы   к управлению подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Школа научного  менеджмента 

               Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают Ф. У. Тейлора, который начал свои научные эксперименты по управлению производственными процессами в 1880 году в «Мидвейл стил компании» в американском городе Филадельфия. Основные черты научного подхода Тейлора опубликованы в 1903 году в докладе «Управление циклом». И хотя в теории Тейлора много противоречий, его учение стало главным теоретико-историческим источником современных концепций менеджмента.

              Главная цель научного менеджмента – обеспечить эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит в том, что управляющая система в целом и каждый менеджер в отдельности несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а также за совершенствование всей производственной системы. Тейлор также подчёркивал, что менеджеры несут ответственность за главные функции: определение задач каждому работнику; выбор работника, способного выполнить данную работу; мотивирование работника выполнять свои функции с высокой производительностью. Если менеджеры выполняют эти функции, то задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.

             Научный подход по управлению исходил из того, что на основании наблюдений, замеров и анализа трудовых операций можно усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их с большей эффективностью. Основной упор делается на принцип отделения управленческих функций от выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда рабочих. При таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная сфера деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

          Ф. Тейлор на практике в ряде случаев определил объём работ, который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою рабочую силу в течении длительного времени.

          Теоретические разработки Ф. Тейлора были обоснованы немецким социологом М. Вебером. Ему принадлежит мысль, что если каждый служащий в аппарате управления будет чётко знать, что он должен делать, как он должен это делать, и будет исполнять всё точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведённый часовой механизм.

         Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако, это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически всем формам автократического управления в древние, средние века и сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании её сущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образом связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.

             Важный вклад в научное управление внесли супруги Френк и Лилиан Гилберт, которые с помощью изобретённых ими специальных часов – микрохронометров в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки. Это позволяет определить сколько, какие именно движения выполняются при определённых трудовых операциях и сколько времени занимает выполнение каждого движения и всей операции. Суть подхода состояла в том, чтобы свести трудовые операции к меньшему числу основных движений и исключить ненужные или бесполезные действия.

           Утверждению научного менеджмента способствовал Г. Гантт. Низкую производительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методы работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными результатами с помощью премий.

          По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют, «тейлоризм» - это:

    • Создание научного фундамента, заменившего старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого её элемента;
 
    • Отбор рабочих  на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
 
    • Сотрудничество  между администрацией и рабочими для практического внедрения  разработанной системы организации  труда;
 

Равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

\

2.Административная или функциональная школа управления. 
 

Информация о работе Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте