Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть особенности системного подхода в управлении ООО «Оризон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
Раскрыть теоретические аспекты системного подхода в управлении.
Проанализировать системный подход в управлении ООО «Оризон».
Выявить экономические условия формирования эффективности использования системного подхода в управлении.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты системного подхода в управлении……………….…...5
1.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия «система»……………………………………………………………………………..5
1.2. Система управления как объект исследования………………………………..8
1.3. Основные принципы системного подхода…………………………...………12
2. Анализ системного подхода в управлении ООО «Оризон»………………….17
2.1. Краткая характеристика ООО «Оризон»……………………………………17
2.2. Особенности применения системного подхода в ООО «Оризон»…………19
3. Экономические условия формирования эффективности использования
системного подхода в управлении……………….……………….……………….22
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………...……
Рис. 2.1.1. Структура предприятия
Персонал
ИТР характеризуется высоким
профессионализмом и
Таблица 2.1.1.
Динамика и структура реализации продукции ОАО «Оризон»
за период с 2007 по 2010-й годы
|
Рис. 2.1.2. Динамика и структура реализации продукции ООО «Оризон» за период с 2007 по 2010-й год
Из таблицы видно, что за четыре года объем реализации продукции возрос более чем в 4 раза (на 318%). Рассмотрим, как при этом изменяется структура данных показателей.
Итак,
анализ показал, что с каждым годом
объем реализации от продажи товаров
в ООО «Оризон» растет. На рост в
полной мере влияет как рост продажи
оптом, так и через розничную
сеть торговли, предприятие открывает
все больше точек розничной торговли.
2.2. Особенности применения системного подхода в ООО «Оризон»
Управление
организацией в условиях рыночной экономики
значительно более сложный
Влияние со стороны окружающей среды, проявляющееся в форме входящих сигналов среды, выраженных определенными значениями количественных и качественных ее параметров, воздействует на эффективность торговли. Сигналы внешней среды меняются во времени случайным образом, причем будущие их значения невозможно определить точно, а можно лишь с определенной вероятностью предсказать некоторые сигналы и задать закон их распределения.
Влияние окружающей среды на эффективность торговли влечет за собой изменение количественных и качественных характеристик составляющих эффективности торговли, причем осуществление этой взаимосвязи возможно только благодаря существованию связей между этими составляющими. Эти связи в процессе взаимодействия составляющих друг с другом и окружающей средой придают управлению эффективностью торговли системный характер.
Мы считаем, что при управлении эффективностью торговли в ООО «Оризон» необходимо использовать системный подход. Системный подход к управлению – это логически обоснованный подход к исследованию объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход к управлению эффективностью торговли позволит глубже изучить объект управления, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями объекта.
Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.
Основой системного подхода к управлению эффективностью является соблюдение принципов системности. К системным принципам относятся принцип конечной цели, принцип измерения, принцип эквифинальности, принцип единства, принцип связности, принцип модульного построения, принцип иерархии, принцип функциональности, принцип развития, принцип децентрализации, принцип неопределенности. Мы считаем целесообразным использование этих принципов в системном подходе к управлению эффективностью торговли. Нами были рассмотрены принципы системности по отношению к управлению эффективностью торговли.
Принцип конечной цели предполагает определение абсолютного приоритета конечной (глобальной) цели. В управлении эффективностью торговли конечной целью является повышение объекта управления, то есть эффективности.
Принцип
измерения подразумевает
Принцип эквифинальности определяет форму устойчивости по отношению к начальным и граничным условиям. Система может достичь требуемого конечного состояния, не зависящего от времени и определяемого исключительно собственными характеристиками системы, при различных начальных условиях и различными путями. Мы можем сказать, что принцип эквифинальности также приемлем для управления эффективностью торговли.
Принцип единства ориентирован на совместное рассмотрение системы как целого, так и совокупности элементов. Принцип единства по отношению к управлению эффективностью торговли подразумевает рассмотрение не только достигнутых уровней эффективности в конкретный период, но и анализ ее составляющих.
Принцип связности предполагает рассмотрение любой части совместно с ее окружением, то есть проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявление связей с окружающей средой. При управлении эффективностью торговли необходимо рассматривать изменение эффективности торговли не обособленно, а во взаимосвязи с динамикой ее составляющих и во взаимодействии с окружающей средой.
На
наш взгляд, перечисленные принципы
системного подхода применимы к
управлению эффективностью ООО «Оризон»
и позволяют лучше увидеть существенные
стороны проблемы повышения эффективности,
а также учесть весь комплекс взаимосвязей,
обеспечить системную интеграцию. На рисунке
показаны этапы системного подхода к управлению
эффективностью ООО «Оризон». Важным этапом
системного подхода к управлению эффективностью
торговли является изучение факторов,
влияющих на объект управления, то есть
эффективность торговли.
3.
Экономические условия
формирования эффективности
использования системного
подхода в управлении
Выявление факторов, влияющих на эффективность, предполагает изучение экономических условий ее формирования. В литературе слово «фактор» (лат. factor – делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. В экономической литературе под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Если эффективность торговли характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей, то на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов и умение определять их влияние на значение показателей эффективности позволяют воздействовать на их уровень посредством управления факторами с целью создания механизма поиска резервов повышения эффективности торговли.
В условиях рыночной экономики на эффективность торговли влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от места возникновения выделяются внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы предприятия – это факторы, которые оказывают воздействие на его функционирование или от которых зависит сам процесс его функционирования. К ним относятся процессы, не зависящие от деятельности какого-либо конкретного предприятия, однако косвенно влияющие на эффективность его деятельности.
Если
при плановой экономике предприятие
могло производить благо
Одни
внешние факторы оказывают
Рис. 3.1. Модель процесса управления эффективностью торговли
Решение
вопросов управления эффективностью торговли
в значительной степени зависит
от способности руководителей
О
важной роли умелого использования
всей совокупности внешних факторов
свидетельствует положение
Управление
эффективностью торговли зависит от
влияния факторов как прямого, так
и косвенного воздействия. Эффективность
торговли в значительной степени
зависит и от внутренних факторов.
Внутренние факторы зависят
Классификация факторов позволяет решить важную проблему – определить основные показатели оценки эффективности, которые бы наиболее полно отражали достигнутые результаты деятельности. Комплексная классификация дает возможность моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности торговли.
Вопрос «для чего?», пожалуй, главный в совершенствовании предприятия, вопрос скорее философский, чем административный. Мы знаем, что стратегия определяет структуру, цель определяет стратегию, а что определяет саму цель? Ответ можно искать в психологии руководителя, его прошлом опыте, в обществе, в экономике, но проще воспользоваться «аксиомой» Леца – «жизнь принуждает человека ко многим добровольным действиям». Действительно, выбирать определенные цели нас заставляет жизненная ситуация, многофакторная и непредсказуемая, вечно меняющаяся и требующая изменений. Вопрос «для чего?» неявным образом включает в себя два подвопроса: почему надо производить изменения, и какой результат мы хотим от них получить. Рассмотрим сначала первый:
Изменения в ООО «Оризон» происходят по нескольким основным причинам: