Система управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Система управления организацией 3

1.1. Организация как система управления 3

1.2. Менеджмент как управляющая подсистема. Взаимосвязь между организацией и внешней средой 5

1.3. Взаимосвязь между объектом управления и субъектом управления 6

Глава 2. Анализ системы управления организацией на примере ООО «УАЗ - Автотранс» 11

2.1. Характеристика ООО «УАЗ - Автотранс» 11

2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 16

2.3. Анализ внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 19

2.4. Определение миссии фирмы и построение «дерева целей» 23

2.5. Проектирование структуры управления организации 28

2.6. Разработка концепции организационной культуры 30

2.7. Мотивация труда 32

Заключение 35

Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту по ООО Автотранс.docx

— 51.66 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 2

     Глава 1. Система управления организацией 3

     1.1. Организация как система управления 3

     1.2. Менеджмент как управляющая подсистема. Взаимосвязь между организацией  и внешней средой 5

     1.3. Взаимосвязь между объектом управления  и субъектом управления 6

     Глава 2. Анализ системы управления организацией на примере ООО «УАЗ - Автотранс» 11

     2.1. Характеристика ООО «УАЗ - Автотранс» 11

     2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 16

     2.3. Анализ внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 19

     2.4. Определение миссии фирмы и  построение «дерева целей» 23

     2.5. Проектирование структуры управления  организации 28

     2.6. Разработка концепции организационной  культуры 30

     2.7. Мотивация труда 32

     Заключение 35

     Список  литературы 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае если, среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе потенциал, необходимый  для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя  среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

     Основной  задачей данной курсовой работы будет  рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

     Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться  жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха фирмы.  
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Система управления организацией

     1.1. Организация как  система управления

     Организация представляет собой сложную организационно-производственную систему управления.

     Система - это совокупность из двух или более  элементов, удовлетворяющих следующим  условиям:

     - поведение каждого элемента влияет  на поведение целого;

     - поведение элементов и их взаимодействие  на целое взаимозависимы;

     - если существуют подгруппы элементов,  то каждая из их влияет на  поведение целого и ни одна  из них не оказывает такого  влияния независимо.

     Из  этого следует, что «система»  представляет собой некое единство, а непростую совокупность составляющих её частей.

     Основными системными принципами являются:

     Целостность - не сводимость свойств системы  к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимость  из последних свойств целого.

     Структурность - возможность описания системы через  установление её структуры, то есть обусловленность  поведения системы не столько  поведением её отдельных элементов, сколько свойствами её структуры.

     Взаимозависимость структуры и среды - система формирует  и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь  при этом активным элементом взаимодействия.

     Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться  как система, а исследуемая система  представляет собой один из элементов  более широкой, глобальной системы.

     Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление  о системе. В связи с этим задачей  системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и  свойства целого с точки зрения его  роли и функции.

     Система управления организацией с позиции  системного подхода может быть определена как:

     - концептуальная, если она рассматривается  как модель системы управления;

     - эмпирическая, если рассматривается  конкретная организация;

     - искусственная, поскольку она  создана и используется людьми;

     - «человеко-машинная», поскольку  в контур управления включена  автоматизированная информационная  система;

     - замкнутая или открытая в зависимости  от решаемых задач и используемой  для этого информации - только  внутренней или связанной с  окружающей средой;

     - временная, поскольку она периодически  подвергается формальным или  неформальным изменениям.

     Термин  «система» наиболее часто употребляется  в значении интегральной системы. Меньшие  системы в рамках такой организации  называются подсистемами, а их составляющие - элементами или компонентами.

     Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых  может быть описана как некоторая  система, однако в ней, возможно, выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уроне иерархии организации. Компоненты системы обладают определёнными  свойствами или характеристиками. Эти  характеристики воздействуют на функционирование организации, её динамичность, точность, надёжность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.

     Организация представляет собой систему, предназначенную  для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью  решения проблем и осуществления  операций. Лица, ответственные за принятия решений, - менеджеры и исполнители  решений - специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.  

     1.2. Менеджмент как  управляющая подсистема. Взаимосвязь между  организацией и  внешней средой

     Менеджмент  как управляющая подсистема системы  управления является многогранным, поэтому  его следует рассматривать в  различных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить всё  многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие основания классификации:

     взаимосвязь между системой управления и внешней  средой;

     взаимосвязь между объектом управления и субъектом  управления;

     компоненты  процессов менеджмента;

     этапы принятия решений в менеджменте.

     Внешняя среда является определяющей, поскольку  она включает потребителей, конкурентов, партнёров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется  сложностью, подвижностью, неопределённостью.

     Сложность внешней среды - это многочисленность условий и факторов, без которых  организация не может функционировать, и обязана на них реагировать. К числу таких внешних факторов относятся: воздействие государственных  актов, заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологические  изменения. Организация, использующая большое количество видов исходных материалов, различных специалистов и контактирующая с многими другими организациями, а также домохозяйствами, действует в более сложной среде, чем организация, у которой эти параметры проще. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.

     Подвижность внешней среды - это скорость, с  которой происходят изменения среды  вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций  изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может проявляться  неодинаково: быть выше для одних  подразделений организации и  ниже для других. Подвижность среды  определяет необходимость опираться  на разнообразную информацию, чтобы  принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается  степенью изменчивости факторов внешней  среды.

     Неопределённость  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  управляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверности  информации. Если информации мало или  есть сомнения в её точности, среда  становится более неопределённой, чем  в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надёжная информация. Чем  неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные  решения.

     По  степени неопределённости хозяйственные  ситуации, в которых принимают  решения, могут быть трёх видов: определённости, риска и неопределённости.

     1.3. Взаимосвязь между объектом 

     управления  и субъектом управления

     В соответствии с методологией системного подхода, как было показано, система  управления может быть рассмотрена  в микроскопическом, макроскопическом, иерархическом, функциональном и процессуальном аспекте. Если макроскопическое представление  раскрывает взаимосвязь организации  с внешней средой и даёт возможность  провести оценку эффективности системы  управления в целом, то микроскопическое представление позволяет выявить  особенности взаимосвязи между  объектом и субъектом управления. Как видно из кибернетической  модели системы управления (рис.1), объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъект управления - управляющую подсистему. Между последней и объектом управления существует прямая связь в виде управляющих команд на проведение каких-либо действий и обратная связь в виде информации о результатах этих действий. Сравнение фактических результатов действий в объекте управления с целевыми командами позволяет судить об эффективности действий по управлению.

     Рис.1. Кибернетическая модель системы  управления: - «вход» (поставщики); - воздействие  внешней среды на систему управления; - воздействие системы управления на внешнюю среду;- «выход» (поставки продуктов и услуг потребителям).

     Следуя  принципам микроскопического представления  о системе, каждую из подсистем можно  также представить состоящей  из элементов, которые в подсистеме представляют ряды с горизонтальными (между равнозначными элементами) и вертикальными связями (между  зависимыми по вертикали рядами элементов). Ряды элементов одного ряда образуют уровни иерархии управления в органе управления организации (рис.2).

     Модель  любой системы управления может  быть описана с помощью пяти базовых  элементов, так называемой упорядоченной  пятёрки - среда, ресурсы, цель, структура, время. Их формализация позволяет построить  модель организации и более глубоко  исследовать происходящие процессы менеджмента в организации. Принцип  «упорядоченной пятёрки» предполагает учёт взаимосвязей между пятью названными элементами организации. Эти взаимосвязи  позволяют установить следующую  логику менеджмента как системы  управления.

     Руководители  высшего звена Генеральный директор

     Заместители генерального

Информация о работе Система управления предприятием