Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:44, курсовая работа
Цель исследования – проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.
Задачи – 1) раскрыть суть проблемы взаимодействия человека и организации; 2) установить личностный аспект взаимодействия человека и организации; 3) охарактеризовать воздействие организационного окружения на человека.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Взаимоотношения между людьми в организации…………...5
1.1 Сфера межличностного взаимодействия…………………………..5
1.2 Проблема взаимодействия человека и организационного
окружения……………………………………………………………8
Глава II. Система межличностных отношений………………………11
2.1 Личность и организация………………………………………… 11
2.2 Формальные и неформальные группы……………………………15
2.3 Адаптация человека в организации……………………………….22
Заключение……………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………….30
Существует два типа групп:
-
формальные;
- неформальные.
Формальные группы имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи.
Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.
Выделяют
следующие причины
- В результате разделения труда различают отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.
- Естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения в случае опасности.
Жизнь группы, ее функционирование находятся под влиянием трех факторов:
- характеристики членов группы;
- структурные характеристики группы;
- ситуационные характеристики.(4. С.109)
К характеристике членов группы, оказывающих влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
- коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем контактирует);
- статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);
- личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
- силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом; связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.
Изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы:
- изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д.;
- в группе человек получает определенный относительный «вес»;
- человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения;
- эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека;
- в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один;
- входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но оказывает воздействие на группу, на других ее членов. Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.
В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно хотя и с переосмыслением собственных позиций воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.
При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои цели в соответствии с целями группы.
Группа, в свою очередь, также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного группе человека; берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.
В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу.
Конфликты могут быть порождены:
- организационными факторами;
- эмоциональными факторами.
Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить.
Ко
второй группе факторов относятся: недоверие
человеку, чувство угрозы, страх, зависть,
ненависть, злоба и т.п.
Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению. Конфликт между членом группы и группой может носить не только негативный, но и позитивный характер.
Конфликт может привести к следующим благоприятным последствиям:
- повысить мотивацию на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния;
- привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы;
- играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы;
- привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что в свою очередь может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.(4.
С. 111)
Наличие неформальных организаций и групп является вполне закономерным, нормальным фактом. Но такие группы непременно должны быть управляемыми.
Для эффективного управления этими группами и обеспечения взаимодействия менеджеру необходимо:
- признать существование неформальной организации, группы;
- выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров;
- перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия на неформальную группу;
- разрешать группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить ее противодействие;
-
быстро и полно информировать персонал
о различных важных для предприятия мероприятиях
(чтобы исключить распространение слухов).(8.
С.255)
2.3
Адаптация человека
в организации
В зависимости от того, принимает или не принимает человек существующие в организации формы и нормы поведения, а также ценности организации, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации:
1)
полностью принимаются
2)
человек не приемлет ценностей
организации, но старается
3) человек приемлет ценности организаций, но не приемлет существующие в ней нормы поведения;
4) индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.
Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом. Возможный подход к решению данной проблемы — это подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов. Второй подход состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении.
Выделяется три типа научения поведению.
Первый тип связан с рефлекторным поведением человека (условным и безусловным рефлексом).
Второй тип научения поведению базируется на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение. Суть этой теории: если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, он стремится повторять данное поведение.
Третий тип научения поведению — это обучение на основе наблюдения поведения. Придя в организацию и далее осуществляя свою деятельность в ней, человек изучает свою функциональную роль: что он должен делать для лучшего выполнения работы, как осуществлять более эффективно работу, как и с кем контактировать в процессе работы. В организации человек учится выполнению формально-процедурных действий: заполнение различных анкет и форм, оформление заявок, назначение и проведение встреч, передача, получение и осуществление ответа на полученную информацию, временное оставление рабочего места, приход и уход с работы, парковка автомобиля, ношение одежды определенного типа и т.п. Он узнает существующие в организации нормы, ценности и сложившиеся на их базе неформальные группы и отношения, учится правильно вести себя с коллегами и руководством, определяет для себя, с кем иметь тесные отношения и от кого держаться подальше, кому доверять, на кого полагаться и кого опасаться. Человек, опираясь на свой опыт, адаптируется к организационному окружению, меняет свое поведение.
Менеджеры организации могут активно воздействовать на модификацию поведения человека. Однако и средства, используемые для влияния на процесс научения поведению, и частота их использования зависят от ситуации, в которой находится человек, и должны подбираться менеджером с учетом всего многообразия факторов, влияющих на поведение человека, в первую очередь с учетом потребностей и мотивов человека к деятельности.
Компенсация в управлении людьми играет роль вознаграждения за произведенный труд либо роль средства удовлетворения потребностей работников и роль средства модификации поведения человека.
Можно выделить четыре различных типа компенсации, которые приводят к закреплению либо к отказу от осуществленного поведения.
1. Положительная компенсация. Суть данного типа в том, что осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям. Позитивная компенсация используется руководством для закрепления желаемого поведения работников. Вознаграждение должно быть четко привязано к желаемому поведению (человек должен знать, за что он получил поощрение) и соответствовать интересам поощряемого человека.
2. Отрицательная компенсация. Суть ее в том, что желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелательных для человека обстоятельств или раздражителей. Важно, чтобы реакция окружения или руководства на изменение поведения наступала по возможности быстрее и, конечно же, носила индивидуальный характер.