Система межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.
Задачи – 1) раскрыть суть проблемы взаимодействия человека и организации; 2) установить личностный аспект взаимодействия человека и организации; 3) охарактеризовать воздействие организационного окружения на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Взаимоотношения между людьми в организации…………...5
1.1 Сфера межличностного взаимодействия…………………………..5
1.2 Проблема взаимодействия человека и организационного
окружения……………………………………………………………8
Глава II. Система межличностных отношений………………………11
2.1 Личность и организация………………………………………… 11
2.2 Формальные и неформальные группы……………………………15
2.3 Адаптация человека в организации……………………………….22
Заключение……………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Проблема межличностных отношений и пути её решения.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

      - ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

      Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.

      Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются; из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.

      Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы и коллизии, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.(2.С.68) 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СИСТЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Личность и организация 

      Поведение человека определяют три основных личностных начала: 

      - восприятие;

      - критериальная основа;

      - мотивация.

      Восприятие  человеком организационного окружения  складывается из двух процессов:  1) отбора информации;   2) систематизации информации.

      Каждый  из этих процессов осуществляется в  соответствии с общими закономерностями под влиянием индивидуальных особенностей личности.

      Важнейшая особенность отбора информации — в его выборочном характере. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция.

      Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку видеть то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию.(4. С.105)

      Систематизация  информации человеком проводится двумя  способами.

      1. Логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации.

      2. Человек обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.

      К критериальной основе поведения человека относятся устойчивые характеристики его личности, определяющие выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.

      Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.

      Расположение  человека к объекту определяется следующими компонентами:

      - это та часть, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: правится ли он ему или нет (воздействующая часть расположения);

      - знания об объекте, которыми располагает человек;

      - намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту;

      - расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.

      Важными для эффективного управления и установления хороших отношении  в организации  являются три типа расположения:           

      - удовлетворенность работой;                

      - увлеченность работой;                            

      - приверженность организации.                                                   

        То, насколько у работников развиты  эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.(4. С.106)

      На  предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе сильное влияние оказывают ценности, верования, принципы.

      Ценности  — это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

      Ценности  бывают двух видов:

      - ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия,  касающиеся удобства жизни,  красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.;

      - ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.

      Ценностная  система человека формируется в  основном в процессе его воспитания и подвергается развитию и изменению в течение всей жизни.

      Верования — это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.

      Принципы  систематически регулируют поведение людей.

      Принципы  формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения; могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

      Каждый  человек обладает устойчивым набором  черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря  чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

      Индивидуальность  человека формируется  под влиянием трех групп факторов:

      - наследственность и физиологические особенности человека;

      - факторы, проистекающие из окружения человека;       

      - черты и особенности характера человека. 

      На  работе людям приходится играть те или иные роли. Под социальной ролью  понимается модель поведения человека в системе служебных или внеслужебных отношений, соответствующая его  месту в организации, индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

      Если  роль понятна и приемлема для  человека и окружающих, соответствует  его возможности и желаниям, не ограничивает и не унижает его, она исполняется с удовольствием.

      В противном случае человек не может полностью реализовать свои возможности и принести пользу себе и организации, что часто порождает внутренние и внешние конфликты.

      Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делятся на ведущих и ведомых. Первые играют так называемые предпочитаемые лица. Вторые – все остальные, включая непредпочитаемых, с которыми сотрудничают только вынужденно (часто их делают носителями коллективной вины). (1. С.83) 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Формальные и неформальные группы  

      Природа человека такова, что люди нуждаются в общении с себе подобными. Если люди проводят достаточно времени вместе и взаимодействуют, то они начинают психологически осознавать существование друг друга, и их поведение в значительной мере зависит от того, что о них думают и чего ждут от них другие люди. Этот социальный процесс ведет к формированию группы. Большую часть жизни человек проводит в малых общностях – группах.

      Малая группа — это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.

      Характерные особенности группы:

      - члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы;

      - взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.;

      - в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. (4. С.108) 

      Совокупность  позиций членов группы в системе внутригрупповых предпочтений называется социометрической структурой группы. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Основной метод ее диагностирования — социометрический.

      Важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений, — это социометрические статусы членов группы, которые рассматриваются как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов.

      Выделяются:

      - социометрические «звезды» — наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

      - высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

      - изолированные — члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;

      - пренебрегаемые — члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

      - отверженные — члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные. Они могут быть не в каждой группе. Это обычно люди психопатологического круга (возбудимые, люди с завышенной самооценкой и другими чертами характера, вызывающими негативное отношение окружающих).

      Однако  знания величины социометрического  статуса недостаточно для точного  представления о системе эмоциональных  отношений в группе. Необходимо установить взаимосвязь эмоциональных предпочтений членов группы, изучить систему отвержений в группе.(9. С.207) 

Информация о работе Система межличностных отношений