Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:44, курсовая работа
Цель исследования – проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.
Задачи – 1) раскрыть суть проблемы взаимодействия человека и организации; 2) установить личностный аспект взаимодействия человека и организации; 3) охарактеризовать воздействие организационного окружения на человека.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Взаимоотношения между людьми в организации…………...5
1.1 Сфера межличностного взаимодействия…………………………..5
1.2 Проблема взаимодействия человека и организационного
окружения……………………………………………………………8
Глава II. Система межличностных отношений………………………11
2.1 Личность и организация………………………………………… 11
2.2 Формальные и неформальные группы……………………………15
2.3 Адаптация человека в организации……………………………….22
Заключение……………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………….30
- ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются; из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Для
того чтобы стыковать ожидания человека
и организации по отношению друг к другу
и тем самым устранить или минимизировать
проблемы и коллизии, которые возникают
между человеком и организационным окружением,
важно четко представлять то, на какое
место в организации претендует человек,
какие роли он может и готов выполнять
и какую роль ему предполагает дать организация.
Очень часто именно несоответствие роли,
которую предлагает организация человеку,
его претензиям занимать определенное
место в организации, является основой
конфликта между человеком и организационным
окружением.(2.С.68)
ГЛАВА II. СИСТЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1
Личность и организация
Поведение человека определяют три основных личностных начала:
- восприятие;
- критериальная основа;
- мотивация.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: 1) отбора информации; 2) систематизации информации.
Каждый из этих процессов осуществляется в соответствии с общими закономерностями под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Важнейшая особенность отбора информации — в его выборочном характере. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция.
Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку видеть то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию.(4. С.105)
Систематизация информации человеком проводится двумя способами.
1. Логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации.
2. Человек обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.
К критериальной основе поведения человека относятся устойчивые характеристики его личности, определяющие выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.
Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.
Расположение человека к объекту определяется следующими компонентами:
- это та часть, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: правится ли он ему или нет (воздействующая часть расположения);
- знания об объекте, которыми располагает человек;
- намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту;
- расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.
Важными для эффективного управления и установления хороших отношении в организации являются три типа расположения:
- удовлетворенность работой;
- увлеченность работой;
-
приверженность организации.
То, насколько у работников
На предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе сильное влияние оказывают ценности, верования, принципы.
Ценности — это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.
Ценности бывают двух видов:
- ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.;
- ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.
Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания и подвергается развитию и изменению в течение всей жизни.
Верования — это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.
Принципы систематически регулируют поведение людей.
Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения; могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.
Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:
- наследственность и физиологические особенности человека;
- факторы, проистекающие из окружения человека;
- черты и особенности характера человека.
На
работе людям приходится играть те
или иные роли. Под социальной ролью
понимается модель поведения человека
в системе служебных или
Если роль понятна и приемлема для человека и окружающих, соответствует его возможности и желаниям, не ограничивает и не унижает его, она исполняется с удовольствием.
В противном случае человек не может полностью реализовать свои возможности и принести пользу себе и организации, что часто порождает внутренние и внешние конфликты.
Роли,
связанные с межличностными отношениями,
обычно делятся на ведущих
и ведомых. Первые играют так называемые
предпочитаемые лица. Вторые – все остальные,
включая непредпочитаемых, с которыми
сотрудничают только вынужденно (часто
их делают носителями коллективной вины).
(1. С.83)
2.2
Формальные и неформальные
группы
Природа человека такова, что люди нуждаются в общении с себе подобными. Если люди проводят достаточно времени вместе и взаимодействуют, то они начинают психологически осознавать существование друг друга, и их поведение в значительной мере зависит от того, что о них думают и чего ждут от них другие люди. Этот социальный процесс ведет к формированию группы. Большую часть жизни человек проводит в малых общностях – группах.
Малая группа — это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Характерные особенности группы:
- члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы;
- взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.;
-
в группе наряду с формальным распределением
ролей, если таковое существует, обязательно
складывается неформальное распределение
ролей, обычно признаваемое группой. (4.
С.108)
Совокупность позиций членов группы в системе внутригрупповых предпочтений называется социометрической структурой группы. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Основной метод ее диагностирования — социометрический.
Важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений, — это социометрические статусы членов группы, которые рассматриваются как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов.
Выделяются:
- социометрические «звезды» — наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
- высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
- изолированные — члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;
- пренебрегаемые — члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
- отверженные — члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные. Они могут быть не в каждой группе. Это обычно люди психопатологического круга (возбудимые, люди с завышенной самооценкой и другими чертами характера, вызывающими негативное отношение окружающих).
Однако
знания величины социометрического
статуса недостаточно для точного
представления о системе