Система методов менеджмента. Методы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:14, реферат

Описание работы

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.
Управление – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели. После того как установлены цели управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.

Работа содержит 1 файл

методы менеджмента.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Специфической формой распорядительного влияния  является директива, которая представляет собой решение о целях перспективного развития отдельных структурных  подразделов, предприятий, организаций, хозяйственных систем и областей. Директивы определяют общую цель хозяйствования, рассчитанную на продолжительный период и которая нуждается в качественном изменении способов и методов работы. Реализация директив связана с изданием приказов, распоряжений, постановлений и указаний для решения промежуточных задач.

     В управлении также широко применяется  резолюция, которая представляет собой  конкретное указание исполнителю относительно осуществления тех или других действий, предусмотренных соответствующим документом.

     Один  из важнейших практических вопросов управления – эффективность использования  распорядительных методов. Определить ее можно, сопоставляя то, что было предусмотрено приказами, постановлениями, распоряжениями и другими формами  распорядительного влияния, с тем, что было фактически достигнуто при их реализации. Эффективность письменных распоряжений (приказов) определяется:

  • их количеством,
  • степенью их обоснованности,
  • проявлением творчества и инициативы со стороны исполнителей,
  • уровнем исполнительной дисциплины.

     Под исполнительной дисциплиной понимают качественное выполнение приказов, распоряжений, указаний руководителя, которое обеспечивается квалификацией, опытом, творчеством  и инициативой исполнителей.

     Для высокой исполнительной дисциплины нужны:

  • четко установленные сроки выполнения задач и мероприятий, и проверка их соблюдения;
  • персональная ответственность исполнителей за выполнение задач и мероприятий;
  • установление поощрений исполнителям за своевременное или досрочное выполнения задач и мероприятий.

     Рассмотренные выше особенности распорядительной деятельности менеджера касаются и письменной формы распоряжений. Вместе с тем, широко используются устные распоряжения как своеобразное средство коммуникации в системе управления.

     Организационно-распорядительные методы управления классифицируются также  по источникам влияния:

  • регламентирующие и нормативные;
  • распорядительные.

     На  высших уровнях системы управления преобладают регламентирующие и  нормативные способы организационного влияния, на низовой ступени управления распорядительные методы, призванные регулировать и поддерживать повседневную производственно-хозяйственную деятельность.

     Применение  организационно-распорядительных методов  управления, которые не отвечают положению  уровня управления в иерархии управленческой структуры, приводит к срывам, нарушениям ритма производственно-хозяйственных процессов.

     Организационно-распорядительные методы классифицируют также по направленности:

  • на субъект управления,
  • на объект управления.

     Специфика той или иной подсистемы определяет и специфику организационного влияния  на каждую из них. В организации интеллектуальной работы основную роль играют регламентирующие акты. Трудовая деятельность людей, которые являются объектом управления, нуждается в применении распорядительных актов в форме экономического, социального и других видов влияния.

     Социально-психологические методы управления

 

     Рассмотренные выше экономические и организационно-распорядительные методы управления направлены в основном на производственно-хозяйственную  деятельность организаций и предприятий. Однако организация выступает в  обществе не только как производственно-экономическое звено, а и как социальный фактор. В связи с этим менеджер должен владеть социальными методами управления.

     Социальные  методы управления основаны на использовании  социального механизма, который  действует в коллективе (неформальные группы, роль личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные нужды и др.).

     Под социальными методами управления понимают систему средств и рычагов влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность коллектива и его отдельных работников.

     Методы  социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений  в коллективе путем удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.

     К методам социального управления относят:

  • социальное прогнозирование,
  • социальное нормирование,
  • социальное регулирование,
  • социальное планирование.

     Социальное  прогнозирование используется при создании информационной базы для разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в трудовом коллективе. Параметры социального прогноза включают:

  • возрастные изменения в коллективе;
  • изменения общеобразовательного и квалификационного уровня работников;
  • изменения в материальном обеспечении и в бытовых условиях работников;
  • динамика-соотношение физического и умственного труда и др.

     Социальное  нормирование, как метод управления, состоит в создании социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных лиц и групп в коллективе. Под нормой обычно понимают определенный признанный обязательный порядок, правило. Соответственно этому социальные нормы регулируют разные стороны хозяйственной и социальной жизни и подчиняют их единым целям и задачам, которые определены характером и назначением организации.

     Различают социальные нормы:

  • нормы права – юридические нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством;
  • нормы морали – нормы, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности;
  • авторитет общественной мысли – общественные нормы, которые устанавливаются общественными организациями и обществом.

     Классификация социальных норм может быть осуществлена и по другим признакам; в зависимости  от типа и вида взаимоотношений, которые  регулируются; степени обязательности норм; способа их образования и механизма действия и т.д.

     Таким образом, управленческие отношения  регулируются совокупностью социальных норм и процедур их реализации, которые  обеспечивают нормальное функционирование и развитие систем.

     Социальное  регулирование — это мероприятия по поддержанию социальной справедливости в коллективе и совершенствование социальных отношений между работниками.

     Средствами  социального регулирования служат коллективные договоры, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего  распорядка, уставы, правила этикета, ритуалы. Сюда также относят очередность удовлетворения социальных нужд в зависимости от трудового стажа, производственной активности работников и прочее.

     Социальное  регулирование направлено на стимулирование коллективной, личной инициативы работников и интереса их к работе.

     Социальное  планирование, как метод социального управления, реализуется составлением плана социального развития организации. План социального развития, состоит из четырех разделов:

  • совершенствование социальной структуры коллектива;
  • совершенствование условий работы;
  • повышение жизненного уровня, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • повышение трудовой и общественной активности работников, развитие самоуправления.

     План  социального развития трудового коллектива является составной частью комплексного плана экономического и социального развития.

     Методы  психологического управления – это конкретные способы и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.

     К ним относят:

  • методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе);
  • методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой запахом);
  • методы психологического побуждения работников в зависимости от типа темперамента;
  • методы профессионального отбора (тесты, собеседования и другие);
  • отбор целей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
  • установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.

Информация о работе Система методов менеджмента. Методы управления организацией