Система методов менеджмента. Методы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:14, реферат

Описание работы

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность разнообразных способов и приемов, используемых управленческим аппаратом организации в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.
Управление – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый людьми для достижения поставленной цели. После того как установлены цели управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.

Работа содержит 1 файл

методы менеджмента.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
"DISC">
  • максимальной раскрепощенности экономических субъектов;
  • полной их ответственности за итоги хозяйственной деятельности; конкуренции производителей товаров и услуг;
  • свободном ценообразовании;
  • отказе государства от прямого участия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов;
  • социальной защищенности граждан.
  •      Применяются две формы коммерческого расчета: полный и внутренний.

         На  полном коммерческом расчете находятся предприятия с правами юридических лиц, которые имеют самостоятельный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность, создают и расходуют фонды стимулирования работников, открывают счета в банках, владеют правом независимой хозяйственной деятельности. Полный коммерческий расчет как метод управления применяется в организациях всех форм собственности.

         На  основе внутреннего коммерческого  расчета работают относительно самостоятельные  в решении вопросов производственно-хозяйственной  деятельности средние и мелкие производственно-хозяйственные единицы предприятий и организаций. Взаимоотношения с предприятиями или организациями, долей которых они являются, основаны на системе договоров, которые содержат взаимные обязательства. Права самостоятельной экономической деятельности за пределами этой организации такие структурные единицы не имеют.

         Коммерческий  расчет полностью не исключает регулирующего  влияния на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования со стороны  государства или высших относительно них управляющих систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности. Эти экономические регуляторы разделяют на общегосударственные, местные и внутрисистемные.

         К общегосударственным регуляторам хозяйственной деятельности относят:

    • налоги;
    • кредиты;
    • регулирование цен и тарифов;
    • экономические льготы.

         К местным регуляторам относят:

    • рентные платежи;
    • местные налоги и сборы.

         Внутрисистемными  регуляторами деятельности организаций  являются:

    • централизованное создание фондов;
    • внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы.

         Комплекс  экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать  на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования.

         Организационно-распорядительные методы управления

     

         Реализация  экономических методов управления осуществляется в рамках системы  отношений между людьми. Эта система взаимоотношений чрезвычайно сложна и включает в себя экономические, социальные, психологические и организационные отношения. Последние находят свое выражение в вертикальных и горизонтальных связях.

         Реализация  организационных отношений в  системе происходит с помощью применения организационно-распорядительных методов управления. Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство ответственности, в том числе административной.

         Применение  организационно-распорядительных методов управления предшествует применению экономических методов, поскольку для того, чтобы использовать последние, нужно организационно сформировать объект управления и структуру управления. В процессе функционирования хозяйственной системы эти методы управления реализуются в форме организационно-распорядительного влияния субъекта управления на объект управления. Тесная связь этих методов позволяет осуществлять эффективное влияние управляющей подсистемы на подсистему, которой управляют.

         Вместе  с тем, организационно-распорядительные методы управления отличаются от экономических. Основа разделения – механизм их действия и форма проявления в процессе управления.

         Экономические методы управления основаны на учете  экономических интересов организации. Формой проявления экономических методов управления стали планы, задачи, программы, выраженные экономическими параметрами, степень удовлетворения индивидуальных, групповых, коллективных интересов, выраженных стимулами индивидуальной и коллективной работы.

         Организационно-распорядительные методы управления основаны на таких  индивидуальных и групповых свойствах  людей, как чувство обязанности, ответственности, дисциплины и понимание  возможности административного  наказания.

         Организационно-распорядительные методы управления следует применять  с учетом требований экономических  законов. Только в этом случае они  являются научно обоснованными. Если орган  управления в своей деятельности не учитывает или недостаточно учитывает  требования экономических законов, организационно-распорядительные методы могут превратиться на административные, бюрократические, волюнтаристские, субъективные методы влияния.

         Характерными  особенностями организационно-распорядительных методов управления являются:

    • прямое влияние на объект управления: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному выполнению;
    • определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.

         Акты  управления, которые осуществляются управленческими работниками, разделяют на два вида: нормативные и индивидуальные.

         Нормативные акты не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий в тех или иных условиях и рассчитаны, как правило, на продолжительный  период. К ним можно отнести  уставы, положения, должностные инструкции, нормы и нормативы расходов ресурсов, стандарты и другие.

         Индивидуальные  акты адресуются определенным объектам управления. К ним относят приказы, постановления, распоряжение, циркуляры, указания.

         Выделяют  две группы организационно-распорядительных методов:

    • организационно-стабилизирующие;
    • распорядительные.

         Основное  содержание этих методов организационно-стабилизирующего влияния состоит в установлении состава элементов системы и  стойких организационных связей между ними с закреплением определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями.

         В состав организационно-стабилизирующих  методов управления входят:

    • регламентирование,
    • нормирование,
    • инструктирование.

         Регламентирование представляет собой довольно жесткий тип организационного влияния, который состоит в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для выполнения на протяжении определенного времени, регламентированного этими положениями. С научной точки зрения, совокупность регламентов должна охватывать все звенья социально-экономической системы – от рабочих мест до верхних звеньев управления. Построение и функционирования всех этих звеньев должны регламентироваться специальными положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями для отдельных должностей.

         Нормирование состоит в установлении нормативов, которые являются ориентиром в деятельности и как метод организационно-стабилизирующего влияния более мягок.

         Нормы и нормативы, которые используются в практике управления, классифицируются:

    • по уровню управления:
      • народнохозяйственные (ставки вывозной пошлины, нормы налогообложения деятельности предприятий, минимальный размер заработной платы в народном хозяйстве и другие),
      • общесистемные (нормативы создания фондов, нормы амортизации помещений, оборудование и механизмов, естественной убыли товаров при перевозках и хранении и другие),
      • внутренние (нормы расхода материалов, сырья и топлива в производстве, выработки, нормативы времени на технологические операции и другие);
        • по видам:
      • технологические (регулируют использование сырья, оборудования и вспомогательных материалов),
      • экономические (регулируют оплату и стимулирование труда, нормирование товарных остатков, сроки представления статистической отчетности),
      • трудовые (нормы выработки, нормативы численности работников, нормы времени для работы и отдыха, трудового распорядка и другие),
      • финансово-кредитные (регулируют порядок получения кредитов и ликвидации задолженности, создание фондов общего и специального назначения, порядок отнесения потерь и убытков на результаты деятельности и другие),
      • снабженческие (определяют порядок поступления сырья, материалов и товаров, сроки поставки, устанавливают минимальные объемы отгрузки и другие),
      • организационно-управленческие (типичные управленческие структуры, нормы подчинения, порядок разработки и принятие управленческих решений и другие);
        • по срокам действия:
      • долгосрочные,
      • краткосрочные;
    • по направлению влияния:
      • нормы влияния на коллектив в целом,
      • нормы влияния на отдельных работников.

         Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного влияния. Он заключается в ознакомлении с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, выяснении вопросов, возможных затруднений, предостережении от возможных ошибок, в советах относительно выполнения определенных видов работ. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

         Второй  группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного влияния, которые отображают текущее использование установленных организационных связей и их частичное корректирование в случае изменения условий работы. В основу распорядительных методов положены полномочия и обязанности, порядок управления, разработанный в результате актов организационного влияния.

         Для распорядительного влияния характерна нерегулярность его возникновения, поскольку отклонения возникают  внезапно и их сложно предусматривать. В хорошо организованной системе  эти отклонения сведены к минимуму, тем не менее, из-за разнообразных внешних и внутренних причин иногда возникает потребность в применении распорядительного влияния.

         Методы  распорядительного  влияния дают возможность предотвратить отклонения от планов, осуществить переход системы к состоянию равновесия, например, внедрением более совершенного порядка работ, планирования, стимулирования.

         Формой  распорядительного влияния служат директивы, постановления, приказы, указания, распоряжения, резолюции. Все это  виды распорядительной деятельности, распорядительного влияния, а не документы. Документы с аналогичными названиями – лишь внешнее проявление распорядительного влияния. Само же распорядительное влияние может быть по форме устным или документально оформленным. Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Устная форма более оперативная. Документальная форма способствует лучшему учету и контролю выполнения распоряжений.

         Распоряжения  – это распорядительные акты, которые  принимаются коллегиальными органами управления (съездами, конференциями, собранием, комиссиями, правлением) и содержат пути решения важных вопросов, которые касаются всей организации или системы в целом.

         Основной  письменной формой распорядительного влияния являются приказы. Приказ – это письменное решение определенной задачи с перечнем конкретных путей, сроков, порядка, ответственных лиц и форм контроля.

         Выполнение  приказа обязательно, поскольку  он выражает волю линейного руководителя, который имеет право единоличного принятия решений. Сам приказ обязательно  должен отвечать нормам административного права, иначе он юридически может быть неправомерным.

         Разновидностью  распорядительного влияния являются распоряжения, которые детализируют конкретные пути и способы решения  отдельных задач в масштабах  отдельно взятых служб и подразделений. Распоряжение может быть дано линейным или функциональным руководителем в пределах его полномочий.

    Информация о работе Система методов менеджмента. Методы управления организацией