Система и методы формирования целей организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечиваю-

щей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

Содержание

Введение 3

1. Определение миссии корпорации 4

3 Свойства и требования к целям 15

4. Анализ целей и организационных систем 22

5. Методы формирования целей 25

6. Метод “дерево целей” 26

6.1 Конструктор процедур оценки 27

6.2 Проекция дерева целей в дерево показателей. 34

Заключение 41

Список используемой литературы 42

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 619.67 Кб (Скачать)

      Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

      Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

      Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

      6.1 Конструктор процедур оценки

 

      Процедуры формирования частных критериев можно представить как результат последовательного применения нескольких типовых преобразований исходных данных, характеризующих фактические и планируемые результаты функционирования системы или её элементов.

      В качестве одного из них устанавливается операция “преобразования шкалы”. Преоб-разование шкалы производится над скалярными показателями, оценивающим состояние системы. Она задается отображением одномерного множества  Yj - возможных значений скалярногопоказателя qj в некоторое одномерное множество Qj его преобразованных значе-ний qj

      qj = γj(yj), qj О Qj, yj О Yj. 

      Другой типовой процедурой может быть “нормирующее преобразование шкалы”, задаваемое с помощью выделения “точки отсчета” - нормативного, планового уровня данного показателя xj, относительно которого оценивается зночение соответствующего фактического показателя yj:

yj : qj = pj ( xj, yj ). 

      На основе использования нормирующего преобразования шкалы оценка достижения цели может быть построена, например, как степень выполнения плана в абсолютных еденицах:

qj = xj - yj ( факт - план ).

  

      На основе этого же преобразования можно переходить к безразмерным относительным оценкам степени достижения целей. Примером может служить построение оценки выполнения плана в относительных еденицах: 

,

где  yi - xi (факт - план)

,

где yj (факт) и xj (план) 

      Последний критерий может быть построен в результате последовательного применения двух нормирующих преобразований шкалы: 

qj = xj - yj, qj = qi*/ xi  

      В ряде случаев применяется переход не к безразмерной, а к одноразмерной шкале измерения достижения цели, одинаковой для всего набора рассматриваемой группы показателей или факторов. Примерами таких универсальных измерителей могут служить деньги  

( для факторов описывающих производство или потребление продукции и услуг ), условно- нормативный вид топлива, по удельной калорийности которого расчитываются объемы других видов  энергетических ресурсов - нефти, газа, угля, кокса и т.д. На этой же основе проводится измерение выпуска различных видов проката в тоннах, различных видов транспортных услуг в тонно-километрах и т.д. Соответствующее нормирующие преобразование шкалы в таких случаях представляет собой умножение того или иного показателя yj на нормирующий показа-тель lj, приводящий к единой еденице измерения: 

q = lj ґ yj ( норматив ґ факт ) 

      Для сокращения набора исходных показателей при построении на их основе частного критерия достижения цели используется процедура агрегирования. Пусть элемент оценивается вектором показателей  yj О Yj. Процедура агрегирования задается отображением  множества Yj-возможных значений вектора показателей yj, в некоторое множество Qj его преобразован-ных значений: 

      qj = sj(yj),  qj О Qj, yj О Yj,  

причем размерность множества Qj меньше размерности множества Yj.

      Иными словами, каждому значению вектора показателей  yj О Yj становится в соответствие новый вектор показателей, но уже меньшей размерности: 

qj = sj(yj) О Qj. 

      В качестве примеров могут служить процедуры агрегирования в виде суммирования: 

 

и умножения 

на заданных множествах Lk агрегирования. Назначение весомых коэффициентов al,  bl в приведенных выражениях определяется принятой “политикой агрегирования” и производится с использованием экспертных процедур.

      При попарном обобщении оценок, имеющих конечное число градаций, то есть построенных в “грубых” дискретных шкалах, можно использовать таблично заданные функции свертки. Например, нужно свернуть два промежуточных показателя, каждый из которых может принимать одно из четырех возможных значений: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

      Тогда функция свертки этих оценок может быть представлена в виде квадратной матрицы размером 4ґ4, строки которой определяются одной из сворачиваемых оценок, а столбцы - другой. На пересечении столбца и строки задается значение обобщенной оценки Данные матрицы заполняются руководством предприятия до начала оцениваемого периода.

      Процедуры построения частных критериев достижения целей удобно иллюстрировать графическими схемами. С этой целью для обозначения отдельных преобразований вводят специальные обозначения основных процедур (преобразования шкалы, нормирования, агрегирования - см. Схему 2). 

      Обозначения типовых преобразований, преобразуемых при построении количественной для достижения цели

        

       Показатель 

      

                             

                          

                          

      

                           Преобразователь шкалы

      

        
 
 

                                                    

              

      

                                                     Нормирующее преобразование шкалы 
 
 
 

        

                                                          Агрегирование

 
 

Схема 2

 

      С использованием этих обозначений на схеме 3 приведена небольшая библиотека часто встречающихся процедур построения частных критериев достижения целей. 

Примеры типовых процедур ростроения частных критериев цели 

      

       1) 

      

      

      

        

       2)

      

      

        

      

      

      3) 

      

       4) 

    1. Частные критерии;
    2. Процедура построения частных критериев;
    3. План;
    4. Реализация.

      Схема 3 

      В случае а) критерий достижения цели j строится посредством сравнения планового xj и фактического yj значений исходных показателей:

      qj = pj(xj, yj),

количественно отражающих цель в качестве планового набора показателей xj и соответству-ющих им результатов yj.

      В случае б) частный критерий строится посредством сравнения исходных данных xj и yj, отражающих плановое значение и фактические результаты достижения цели: 

      qj = pj(xj, yj). 

      Значение показателя yj в случае б), в свою очередь, определяется как результат агрегирования “более детализированного” вектора { yjl } исходных данных:

 

      В результате процедура построения частного критерия имеет вид: 

qj = p (x, s{ yjl }). 

      В случае в) частный критерий строится по схеме аналогичной случаю б) с тем лишь дополнением, что плановое значение цели xj также определена в результате агрегирования более “детализированного” вектора { xjl } исходных плановых показателей:

 

      В результате процедуру формирования соответствующего частного критерия можно записать в следующем виде:

 

      Наконец, в случае г) сначала производится сравнение исходных плановых xjl и фактических yjl показателей. 

qjl = pjl ( xjl,  yjl ), 

после чего показатели qjl, полученные в результате такого сравнения, агрегируются: 

qj = sj ( qjl ).= sj ( { pjl ( xjl,  yjl ) }). 

      Последний этап численной оценки достижения цели представляет собой правило оценки достижения цели по нескольки количественным частным критериям.

      Известные процедуры либо сводятся тем или иным образом несколько частных критериев в единственный критерий, либо основываютсяна совместной векторной оценке по выбранному набору количественных критериев, например, оценке, оптимальной по Парето.

      В первом случае сведение нескольких частных критериев в единственный может рассматриватся как преобразование, “агрегирование”, применяемое к частным критериям. Полученный критерий можно назвать итоговым комплексным критерием достижения цели. Он представляет собой количественную оценку достижения цели посредством скалярной свертки частных критериев. Пример построения комплексного критерия на основе частных критериев показан на схеме 4. 

Пример построения комплексного критерия достижения цели 

                                                                                                              

Информация о работе Система и методы формирования целей организации