Система государственного регулирования предпринимательской деятельности в России

Автор: Елена Васильева, 13 Октября 2010 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Основные направления в государственном регулировании
1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности
2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ГосрегПП.docx

— 35.12 Кб (Скачать)
 

     Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в  частности, по административному надзору  и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование  распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение  унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью  сдерживания производства и расточительного  потребления применяются меры прямого  и косвенного регулирования: нормативные  стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

     Важным  направлением государственного регулирования  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока  жизни патента и осуществлению  принудительного лицензирования новых  патентов за относительно умеренную  лицензионную плату.

     Важным  инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование  производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти  средства применяются тогда, когда  частный бизнес не в состоянии  самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

     Одна  из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов  и осуществление внешнеэкономической  политики страны.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

     - разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

     - повышение эффективности государственного  регулирования и снижение соответствующих  издержек;

     - ослабление прямых форм вмешательства  и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

     - создание условий для свободной  и добросовестной конкуренции  на рынке, свободного перемещения  товаров на внутреннем и внешнем  рынках, контроль за соблюдением  правил конкуренции;

     - обеспечение товарно-денежного и  бюджетного равновесия посредством  финансовой, налоговой, процентной  политики и управления денежной  эмиссией;

     - сочетание текущих и перспективных  направлений развития экономики:  структурно-инвестиционной политики  и научно-технической политики;

     - содействие долговременному росту  накопления капиталов и стабильному  развитию, сдерживание инфляции  экономическим путем, снятие ограничений  административного регулирования  хозяйственной сферы деятельности;

     - обеспечение свободного передвижения  рабочей силы и соблюдения  норм трудового законодательства  и регулирования частного найма  и порядка оплаты труда;

     - поддержание социального равновесия  и приемлемого для большинства  населения уровня дифференциации  и распределения доходов.

     Сегодня необходимо реорганизовывать всю систему  регулирования, так как существующие в ней проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит, неэффективности  финансовых рынков.

     Так как за государством предлагается сохранить  в большей степени, надзорные  и контрольные функции, а на СРО смещаются функции регулирования, то к самим СРО должен быть предъявлен ряд требований.

     Первое  требование - достаточность представительства. Это должна быть определенная, приемлемая доля рынка, например 25% участников рынка. Или какой-либо иной показатель. Например, арбитражные управляющие решили, что 100 членов обеспечивают достаточность представительства, необходимого для создания СРО. Второе - наличие механизма гарантирования исполнения обязательств или материальной ответственности, т.е. страхование профессиональной ответственности членов СРО, в том числе путем создания обществ взаимного страхования или компенсационных фондов при СРО. И третье - категорический запрет на предпринимательскую деятельность саморегулируемых организаций, для того чтобы она сама не конкурировала со своими членами. Остальные требования к СРО могут быть сформулированы в специальных законах с учетом специфики конкретных сегментов рынка.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.
  2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. - 2005 - №5 – С. 10.
  3. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  4. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. /// Российский экономический журнал. – 2005 - №10 – С. 15
  5. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 2005
  6. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", 2002
  7. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  8. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия: Блинов А.О.; Шапкин И.Н. – М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2001.
  9. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.
  10. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.
  11. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.
  12. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// Проблемы теории и практики управления. – 2000. - №5 – С.20
  13. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 2001
  14. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания.// Вопросы экономики, 2005.
  15. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка.// Деньги и кредит. – 2002. - №1 – С.12.

Информация о работе Система государственного регулирования предпринимательской деятельности в России