Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель работы – дат анализ такому явлению, как адаптация персонала.
Задачи работы:
Выявить новые подходы к адаптации персонала;
Проанализировать критерии адаптации персонала;
Определить организацию системы адаптации новых сотрудников
Установить особенности адаптации молодых специалистов
Введение 3
Теоретическая часть.
1. Новые подходы к адаптации персонала 4
2. Критерии адаптации персонала 8
3. Организация системы адаптации новых сотрудников 15
4. Адаптация молодых специалистов 22
Практическая часть.
Адаптация и обучение персонала в торговой сети
(на примере сети «Петровский») 26
Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст энд Янг» 30
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов и введения их в должность является успешное выполнение работы. Вы мо-жете выявить слабые места Вашей системы найма путем анализа того, насколько эффективным оказался отбор кандидатов согласно ряду простых критериев. Проводя периодически подобный анализ и обеспечивая обратную связь с вашими сотрудниками, Вы получите ясное представление об их возможностях, сильных и слабых сторонах. Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:
выполнение должностной инструкции;
качество выполненной работы;
количество выполненной работы;
соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
производимое на людей впечатление;
способность влиться в коллектив;
заинтересованность в работе;
интерес к повышению квалификации и служебному росту;
соблюдение философии организации;
удовлетворительная оценка качества трудовой жизни. Критерии адаптации для рабочих:
выполнение норм выработки;
выполнение сменно-суточных заданий;
овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями;
качество работы - процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия;
соблюдение трудовой дисциплины;
способность влиться в коллектив бригады (наоборот, "отторжение" бригадой);
соблюдение деловой философии предприятия.
Испытательный срок
Испытательный срок - это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
необходимость "приглядеться" к новому сотруднику и скрываемым качествам;
принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к "идеальному" работнику;
это соответствует действующему законодательству о труде;
установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.
Если в организации установили подходящий испытательный срок (обычно 3 месяца), то по истечении его Вы узнаете, достаточно ли хорошо новый сотрудник выполняет работу. Однако Ваша оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки. Результаты зависят и от деятельности работодателя. Задайте себе следующие вопросы, если Вы находите, что Ваш сотрудник в чем-то не отвечает требованиям к работе:
Достаточно ли хорошо Вы объяснили сотруднику его рабочие обязанности?:
Хорошо ли организована сама работа? Достаточно ли четко определены задачи?
Были ли обеспечены соответствующая подготовка работника и его вхождение в должность?
Была ли с Вашей стороны обеспечена деловая и моральная поддержка работника?
Обсуждали ли Вы с работником его слабые стороны с целью их устранения?
Если Вы считаете свои действия правильными и можете доказать свое непредвзятое отношение к работнику, тогда можно предупредить его об увольнении по окончании испытательного срока. Если же Вам не ясна Ваша роль, можно принять решение о продлении испытательного срока и попытаться что-нибудь улучшить в организации испытания или в чем-то совершенствовать работу сотрудника. Вы должны иметь в виду, что расходы на наем другого работника могут значительно превзойти расходы на обучение уже принятого сотрудника.
Первые три-шесть месяцев на новой работе - самые трудные, и большое число новичков покидает новую работу именно в этот период. Это происходит по ряду причин, из которых наиболее распространенными являются:
несовместимость с остальными сотрудниками;
недовольство стилем руководства;
не оправдавшиеся представления о работе организации;
утрата "иллюзий" относительно организации;
непонимание работником предъявляемых к нему требований;
высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте;
несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.
Для нейтрализации этих факторов Вы должны сделать все возможное, чтобы работники осваивались на новом месте как можно быстрее. Они должны четко знать, что от них ожидают и что они всегда получат совет и поддержку, а также возможности для обучения. Контролируйте их работу регулярно, чтобы они чувствовали себя нужными, и постарайтесь найти сотрудника, способного выполнить роль наставника. Если Вы потеряете Вашего нового работника на этом этапе, то зря пропадут время и деньги, затраченные на проведение найма и отбора.
За период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться о соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:
соответствие его квалификации документу об образовании (диплому, аттестату, свидетельству);
реальное наличие профессиональных знаний и умений в данной работе (должности);
проявление личностных и деловых качеств в стандартных и конфликтных ситуациях;
наличие вредных привычек и негативных качеств, не совместимых с требованиями организации;
удовлетворенность работника оплатой труда в соответствии с достигнутой договоренностью;
культура поведения и культура производства (чистота на рабочем месте, соблюдение правил общего поведения).
Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением "новичка".
В целях успешного прохождения испытательного срока руководитель должен:
назначить наставника (консультанта), ответственного за "новичка", или взять эту работу на себя;
подробно ознакомить нового работника с внутренними нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и др.);
предоставить отдельное рабочее место, показать правила работы на нем, провести инструктаж на рабочем месте; давать четкие задания и поручения, желательно, в письменной форме и вес-ти систематический контроль исполнения;
ознакомить лично всех членов трудового коллектива (отдел, службу, бригаду) с "новичком";
вмешиваться лично во все нестандартные или конфликтные ситуации с "новичком", ни в коем случае не давать его на "съедение" неформальному лидеру;
не применять строгих мер административного, экономического, социологического и психологического воздействия на "новичка" в период испытательного срока (кроме случаев грубых нарушений, аварий, травматизма).
Программа введения в должность. Если Ваша организация уже столь велика, чтобы полагаться только на личные контакты, один из способов обеспечить наилучший старт новому члену коллектива состоит в разработке и реализации программы введения в должность. В идеале программа должна контролироваться сотрудником, который непосредственно подчиняется работодателю, хотя в зависимости от размеров Вашей организации эти функции могут выполняться сотрудниками различного ранга. Главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников; общими правилами работы в Вашей организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, а также с новыми рабочими условиями. Как минимум, новичок должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; коллективом, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями, например, с правилами техники безопасности и охраны здоровья; оборудованием и общим планом здания; общими сведениями об организации.
Очевидно, что для получения этой информации потребуется срок более одного дня. Вам самим понадобится затратить определенное время на отбор и подготовку - формации, предоставляемой новичку. Стоит учесть, что первые впечатления самые сильные и могут длительное время влиять на мотивацию к работе и отношение к организации. Что более важно, плохое начало может отдалить то время, когда сотрудник начнет вносить полноценный вклад в труд коллектива организации. Для управления процессом введения в должность целесообразно указать даты свершения каждого пункта программы и регулярно проверять выполнение мероприятий. Это даст Вам представление о том, какая информация уже усвоена новым сотрудником, а какая - нет. Оценка программы введения в должность и испытательного срока может быть сделана с помощью теста.
Проверьте, используете ли Вы следующие средства и мероприятия в период испытательного срока и введения кандидатов в должность.
Вопросы
| Да
| Нет |
Сообщена ли дата начала работы, время явки на прием к указанному лицу? |
|
|
Проверка оформления личного дела сотрудника |
|
|
Разъяснение должностной инструкции |
|
|
Проведено ли представление коллегам (рабочим бригады)? |
|
|
Проведено ли представление руководству среднего звена? |
|
|
Проведено ли ознакомление со зданием: входы и выходы, туалеты, доски объявлений, столовые и буфеты, пункт первой помощи? |
|
|
Проведен ли инструктаж по технике безопасности? |
|
|
Рассказана ли история, продукция и имидж организации? |
|
|
Разъяснение общих требований к работе сотрудника |
|
|
Условия работы (рабочее место, рабочие часы и перерывы, нерабочие дни) |
|
|
Документация процедуры отчетности и контроля рабочего времени, разъяснение правил исчисления затрат и премирования |
|
|
Рассказали ли Вы процедуры рассмотрения нарушений и жалоб? |
|
|
Роль профсоюзной организации и администрации доведена до нового сотрудника? |
|
|
Вмешиваетесь ли Вы лично в конфликтные ситуации с "новичком"? |
|
|
Назначается ли наставник или консультант "новичка"? |
|
|
Проверяли ли Вы соответствие документу об образовании? |
|
|
Соответствуют ли знания и умения "новичка" данной работе? |
|
|
Удовлетворяют ли Вас вредные привычки и проявившиеся негативные качества сотрудника? |
|
|
Доволен ли работник существующей оплатой труда? |
|
|
Знаете ли Вы социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением "новичка"? |
|
|
Итого ответов: |
|
|
Ключ теста: подсчитайте количество ответов "Да" и "Нет" и выпишите в графу "Итого ответов". При наличии определенного количества ответов "Да" можно сделать следующие выводы об эффективности испытательного срока:
16 и более - отлично. Возможно, у Вас завышена самооценка;
от 12 до 15 - хорошо;
от 8 до 11 - удовлетворительно;
до 7 - неудовлетворительно. Не слишком ли Вы самокритичны?
Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников[3].
Увольнение работника по причине его неспособности освоить новую работу или вписаться в коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника. Хорошая организация стремится максимально выгодно использовать потенциал своих работников, создавая условия для их эффективной работы. Работник оценивает организацию с точки зрения того, какую роль она играет в его жизни, что дает для его благополучия. Установление органичного взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любого предприятия.
Первым шагом в этом направлении является процесс адаптации, т. е. приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией в соответствии с ее стратегическими целями.
В идеале, правильно осуществленный процесс адаптации должен привести:
к уменьшению стартовых издержек за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ;
сокращению текучести кадров;
экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников;
Информация о работе Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст энд Янг»