Система 5S – одна из форм устранения потерь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить систему 5S в целом и исследовать особенности управления качеством в компании «Toyota».
Задачи для достижения поставленной цели:
Раскрытие сущности системы 5S
Анализ системы управления производством в компании «Toyota»
Рассмотрение системы 5S компании «Toyota»
Рассмотрение принципов Дао «Toyota»
Анализ производства точно - во - время в компании «Toyota»

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Теоретическая глава………………………………………………………..4
1.1 История системы 5S………………………………………………………4
1.2 Цель системы 5S…………………………………………………………..8
1.3 Принципы системы 5S…………………………………………………...11
2.Аналитическая глава……………………………………………………….14
2.1 История компании «Toyota»……………………………………………..14
2.2 Руководящие принципы компании «Toyota»…………………………...17
2.3 Система управления производством компании «Toyota»……………...18
2.4 Система 5S компании «Toyota»……………………………………….. ..19
2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии………………..21
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota……………………..23
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT)……………………..30
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы системы 5S

 

Использование системы 5S позволяет достичь рациональной организации рабочего окружения и как следствие:

  • устранить соответствующие потери
  • повысить качество продукции
  • повысить безопасность и производительность труда
  • улучшить морально -психологическую обстановку в коллективе

 

 

Принцип 1: Сортировка

 

 

Цель - освободить рабочее пространство от ненужных предметов (материалов, инструментов, деталей).

 

  • Рассортируйте все предметы на нужные (используемые в работе в

настоящее время)и неиспользуемые;

 

  • Пометьте все неиспользуемые предметы ярлыками и поместите их в

специально отведенную зону карантина;

 

  • Если предмет из зоны карантина потребовался в работе, то он

переводится в рабочую зону, а ярлык с него удаляется;

 

  • Предметы, оставшиеся в зоне карантина более 30 дней подлежат,

утилизации, переработке или продаже.

 

 

Принцип 2: Соблюдение порядка

 

 

Цель - устранить любые проявления хаоса при хранении материалов, деталей, инструмента, оснастки, изделий.

 

Каждый предмет должен иметь  свое место хранения, которое должно

отвечать  следующим условиям:

  • доступность (легко взять предмет и вернуть его на место);
  • наглядность (видно, находится ли предмет на своем месте);
  • безопасность (предмет не мешает проведению работ).
  • Для устранения лишних движений место хранения должно быть как

можно ближе к месту использования.

 

Используйте визуальную разметку рабочего пространства. Границы стандартных зон размещения предметов должны быть очерчены и по возможности подписаны.

 

При посменной работе наилучший  порядок расположения предметов определяется совместно работниками всех смен.

 

Принцип 3: Содержание в чистоте

 

Цель - устранение загрязнения рабочего окружения, которое является потенциальным источником возникновения проблем или скрывает уже существующие проблемы.

 

Мероприятия по уборке рабочего окружения:

  • создайте график регулярной уборки каждого рабочего места;
  • распределите ответственность за соблюдение графика;
  • осуществляйте непрерывный контроль его выполнения.

 

В процессе уборки следует обращать внимания на источники потенциальных проблем. Все проблемы должны регистрироваться в специальных контрольных листках. Следует создать механизм информирования о проблемах лиц, ответственных за их устранение.

 

 

Принцип 4: Стандартизация

 

 

Цель - разработка стандартов контроля и поддержания в порядке рабочего окружения.

 

  • Проведите анализ эффективности реализации предыдущих этапов. Используйте наиболее эффективные подходы для разработки стандартов (рабочих инструкций)осуществления деятельности. Распространите стандарты на все рабочие места.

 

 

  • Проведите обучение сотрудников новым стандартам деятельности по организации рабочего окружения. Введите регулярную аттестацию. Своевременно обучайте вновь принятых сотрудников.

 

  • Разработайте систему мотивации -стимулирования особо отличившихся сотрудников.

 

 

Принцип 5: Совершенствование

 

Цель - непрерывное повышение эффективности методов по поддержанию рабочего окружения.

 

  • Деятельность в соответствии с методикой 5S должна стать неотъемлемой частью рабочего дня и войти в привычку. Для этого следует наглядно демонстрировать работникам результаты их деятельности (было/стало, статистика несчастных случаев, процент брака и т.п.)

 

  • Особо следует поощрять тех работников, которые предлагают меры по совершенствованию существующих стандартов, сокращению времени и трудоемкости работ по уборке и профилактике рабочих мест.

 

  • Для контроля актуальности стандартов 5 S следует проводить регулярные аудиты и актуализировать рабочие процедуры в соответствии с изменившимися условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Аналитическая  глава

2.1 История  компании Toyota

 

В мировом  рейтинге автопроизводителей «Toyota» сегодня занимает третью позицию и догоняет лидеров – General Motors и Ford.

Такой успех  тем более удивителен, что еще  несколько десятков лет назад  никто не мог даже и думать о  том, что японские машины завоюют изрядную долю рынка и потеснят «американцев».

Киичиро Тойода стал «отцом» компании, но история «Toyota» также неразрывно связана и с отцом самого Киичиро, с Сакичи Тойодой. Сакичи считается одним из самых знаменитых японских изобретателей. Он владел фабрикой по производству ткацкого оборудования, которое он сам изобретал и проектировал. Так что «Toyota» была изначально построена на базе компании, являвшейся мировым лидером, правда, всего лишь в производстве ткацкого оборудования. Главным было то, что Тойодой-старшим был разработан особый принцип действия ткацкого станка, который и снискал продукции компании такую популярность: как только рвалась нить, станок автоматически прекращал свою работу для того, чтобы не портить ткань. Этот принцип, как утверждают представители компании, стал залогом успеха и автомобилей «Toyota». Известно, что на заводах компании существует правило: как только хоть у одного из рабочих на конвейере возникнет проблема, он должен остановить всю линию, чтобы не допустить брака.

Качество  первых автомобилей, выпущенных Тойодой  в 1936 году, можно было назвать каким  угодно, скорее всего, американским, но никак не японским. Деньги, вырученные от продажи патента на производство ткацкого оборудования были потрачены  на выпуск модели Toyda AA. За месяц выпустили 150 машин.

В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка – четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще одной  модели – Toyota Model SA, а в 1950 году, в  условиях жесточайшего финансового  кризиса, компания пережила первую и  единственную забастовку своих рабочих.

В 50-х  годах проводились разработки собственных  конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд – появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown.

В 1961 году выпущена модель Toyota Publica – небольшой  экономичный автомобиль, быстро ставший  популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения  экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста  продаж автомобилей.

1970-е  годы ознаменовались строительством  новых заводов и постоянными  техническими усовершенствованиями  агрегатов. Начинается производство  таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым  переднеприводным японским автомобилем.  В 1972 году с конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota.

В 1982 году начинается выпуск модели Camry. К этому  моменту Toyota окончательно утвердилась  в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего  третье место в мире по объемам  производства. В 1983 году Toyota подписывает  многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США. В 1986 году перешагнут еще один рубеж – выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели – Corsa, Corolla II, 4Runner.

Одним из главных событий 80-х годов можно  считать появление такой марки, как Lexus – подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей  высокого класса. С появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих  машин положение изменилось. Уже  через год после основания Lexus, в 1989 году были представлены и поступили  в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.

Toyota продолжает  свою мировую экспансию – открываются  филиалы во все новых и новых  странах мира и развиваются  те, что уже были открыты. Тогда  же вышла Хартия Земли (The Earth Charter) – как реакция на усиливающиеся  экологические веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota большое влияние; были разработаны  планы и программы по защите  окружающей среды, а в 1997 году  была создана модель Prius, оснащенная  гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями  были оснащены модели Coaster и RAV4.

Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году.

Производство автомобилей Toyota в  Санкт-Петербурге началось в 2007 году. Завод находиться в районе Шушар. Мощность завода составляет 50 тысяч автомобилей в год. Сначала на заводе выпускали модель Camry в объеме 20 тысяч автомобилей в год.

Toyota – это особый стиль ведения бизнеса. Стоит лишь посмотреть на то, как организована работа в штаб-квартире «Toyota» в городе на острове Хонсю. Этот город так и называется – Toyota (переименован в 1959 году с открытием второго в городе завода компании). Совсем недавно в городе начал действовать проект Crayton. Он заключается в том, что все сотрудники могут для служебных целей использовать специальные электромобили. Когда сотрудники не нуждаются в них, автомобили просто стоят на специальном терминале, где они заряжаются. Данные о запасе хода каждого из них поступают в компьютер. Когда сотруднику необходимо воспользоваться машиной, он просто подает запрос в компьютер и получает специальный код и указание, какой машиной можно воспользоваться. Такая практика вдвойне удобна – во-первых, воздух города Toyota всегда останется чистым, а во-вторых, каждый сотрудник сможет беспрепятственно воспользоваться надежным транспортом. Конечно, двигаются эти автомобили не так уж быстро, зато оборудованы на славу.

Этот  проект – всего лишь тестовый. Главное  в политике «Toyota» – то, что она всегда направлена в будущее. Инженерам мало того, что единственным» гибридным» автомобилем, пользующимся устойчивым спросом, остается Toyota Prius, они, очевидно, считают, что сделали для охраны окружающей среды недостаточно, и продолжают искать способ производства недорогого электромобиля, который не будет отличаться по характеристикам от своего «собрата», питающегося бензином.

В отношении  к работе заключается еще одна уникальная черта компании. Достаточно показательным является то, что на заводах была всего одна забастовка. В каких бы тяжелых условиях ни оказалась компания, работники все  равно будут поддерживать ее и  сделают все возможное для  того, чтобы помочь выбраться из кризиса. Когда все заводы «Toyota» пострадали от наводнения, рабочие практически безропотно восприняли новость о том, что им придется работать в две последующие субботы, из которых одна была национальным праздником.

С таким  потрясающим подходом администрации  компании и рядовых рабочих можно  ожидать, что успех станет еще  более ощутимым. Многие американцы сегодня заявляют о том, что лучше  настоящего японского качества ничего нет. Единственное, что, может быть, пока удерживает «Toyota» на третьем месте среди автопроизводителей, так это то, что американцы – крайне патриотичная нация. Если это возможно – они выберут американское, свое, родное. Но, наблюдая за динамикой продаж, можно заключить, что «свое родное» иногда вытесняется «чужим качественным».

 

2.2 Руководящие принципы компании  «Toyota»

 

  1. Чтить букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.
  2. Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.
  3. Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.
  4. Разрабатывать и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.
  5. Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.
  6. Стремиться к росту в гармонии с мировым сообществом при помощи новаторских методов управления.
  7. Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов.

2.3 Система управления производством компании «Toyota»

 

Система управления производством фирмы  «Toyota» была разработана и усовершенствована «Toyota Motor Corporation» и после 1973 г. была принята многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством «Toyota» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы.

Система управления производством «Toyota» привлекательна тем, что, ставя целью снижение издержек производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве.

Реализация  этой концепции позволяет ликвидировать  ставшие ненужными промежуточные  узлы и готовые изделия.

Хотя  снижение издержек производства является наиболее важной задачей на 
«Toyota», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

Информация о работе Система 5S – одна из форм устранения потерь