Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель: изучить систему 5S в целом и исследовать особенности управления качеством в компании «Toyota».
Задачи для достижения поставленной цели:
Раскрытие сущности системы 5S
Анализ системы управления производством в компании «Toyota»
Рассмотрение системы 5S компании «Toyota»
Рассмотрение принципов Дао «Toyota»
Анализ производства точно - во - время в компании «Toyota»
Введение………………………………………………………………………3
1.Теоретическая глава………………………………………………………..4
1.1 История системы 5S………………………………………………………4
1.2 Цель системы 5S…………………………………………………………..8
1.3 Принципы системы 5S…………………………………………………...11
2.Аналитическая глава……………………………………………………….14
2.1 История компании «Toyota»……………………………………………..14
2.2 Руководящие принципы компании «Toyota»…………………………...17
2.3 Система управления производством компании «Toyota»……………...18
2.4 Система 5S компании «Toyota»……………………………………….. ..19
2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии………………..21
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota……………………..23
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT)……………………..30
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………33
МИНОБРНАУКИ России
Уральский государственный лесотехнический университет
Институт качества жизни
Кафедра управления качеством
Курсовая работа на тему:
«Система 5S – одна из форм устранения потерь»
по дисциплине «Методы и средства в управлении качеством»
Екатеринбург
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Теоретическая глава………………………………………………………..4
1.1 История
системы 5S……………………………………………………
1.2 Цель системы 5S…………………………………………………………..8
1.3 Принципы
системы 5S………………………………………………….
2.Аналитическая глава……………………………………………………….14
2.1 История компании «Toyota»……………………………………………..14
2.2 Руководящие принципы компании «Toyota»…………………………...17
2.3 Система управления производством компании «Toyota»……………...18
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota……………………..23
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT)……………………..30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Темой моего курсового проекта является «Система 5S – одна из форм устранения потерь».
Курсовой проект состоит из двух частей. В первой части я намерена рассмотреть основную сущность системы 5S, цель системы 5S и принципы системы 5S.
Вторая часть – аналитическая глава. В ней содержится характеристика объекта исследования. Объектом исследования является компания «Toyota». Предметом исследования – исследование модели управления качеством, применяемой компанией «Toyota».
Цель: изучить систему 5S в целом и исследовать особенности управления качеством в компании «Toyota».
Задачи для достижения поставленной цели:
1.Теоретическая глава
1.1 История системы 5S
В Японии системный подход к организации, наведению порядка и уборке рабочего места возник в послевоенный период, точнее, к середине 50-х годов ХХ века. В то время японские предприятия были вынуждены работать в условиях дефицита ресурсов. Поэтому они разработали для своего производства метод, при котором учитывалось все и не было места никаким потерям.
Первоначально в японской системе было только 4 действия. Слова, обозначающие эти действия, в японском языке начинаются с буквы «с»:
Seiri (整理) – Sorting – сортировка.
Seiton (整頓) – Straighten or Set in Order – рациональное расположение.
Seiso (清掃) – Sweeping – уборка.
Seiketsu (清潔) – Standardizing – стандартизация работ.
Позже добавилось пятое действие, его назвали Shitsuke (躾) – Sustaining – поддержание достигнутого и совершенствование, и оно завершило цепочку элементов, которые теперь известны как 5S.
Сейчас система 5S обладает фундаментальной мощью для того, чтобы изменять рабочие места и вовлекать в процесс улучшений всех работников.
Стандартизация, 5S (поддержание порядка) и устранение потерь— три столпа японской концепции кайзен в основанном на здравом смысле и малозатратном подходе к совершенствованию. Кайзен в любой компании — производственной или сервисной — начинается с реализации этих трех действий: стандартизации, 5S и устранения потерь.
Эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий. Следовательно, они не привлекают внимания руководителей, которые привыкли ориентироваться на новейшие достижения. Однако, как только они понимают, что подразумевается под этими тремя «столпами», их начинает прельщать перспектива получения огромных выгод, которые эти действия могут принести.
Пять шагов для поддержания порядка, обозначенные японскими терминами, заключаются в следующем:
1. Сейри (Seiri): Осознать, что для
производства обязательно, а
2. Сейтон (Seiton): Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления сейри.
3. Сейсо (Seiso): Содержать в чистоте
станки и производственную
4. Сейкецу (Seiketsu): Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.
5. Сицуке (Sitsuke): Воспитать самодисциплину и выработать привычку участия в 5S с помощью стандартов.
Есть пять способов оценки уровня 5S на каждой стадии:
1. Самооценка.
2. Оценка эксперта-консультанта.
3. Оценка руководства.
4. Комбинация вышеупомянутых
5. Соревнование среди групп
Для кайзен сам процесс важен не меньше, чем результат. Чтобы вовлекать людей в продолжение их кайзен-усилий, руководство организации должно тщательно спланировать, организовать и выполнять проект. Зачастую менеджеры хотят увидеть результаты слишком быстро и упускают жизненно важные процессы. На деле 5S — это не блажь, не прихоть на один месяц, а элемент повседневной жизни. Поэтому любой проект кайзен должен включать следующие действия.
Поскольку кайзен учитывает сопротивление людей переменам, первый шаг должен их внутренне подготовить, прежде чем начнется соответствующая кампания. Предваряя усилия по внедрению 5S, надо выделить определенное время на обсуждение этой философии и выгод от ее внедрения:
Большая польза от 5S проявляется в рамках всей компании:
Сейсо (Seiso), в частности, увеличивает надежность станков и механизмов, высвобождая, таким образом, рабочее время инженеров по обслуживанию для того, чтобы заняться тем оборудованием, которое склонно к внезапным поломкам. В результате эти специалисты могут сконцентрироваться на более существенных проблемах, например на профилактическом и планово-предупредительном уходе, на создании (при сотрудничестве с отделами проектирования) оборудования, не требующего обслуживания.
Только осмыслив вышеперечисленные выгоды и удостоверившись в том, что люди понимают их, менеджмент может продвигать дальше проект Кайзен.
1.2 Цель системы 5S
Цель системы 5S: выявить 8 основных производственных потерь.
В рамках бережливого производства выделяют 8 видов потерь:
Перечисленные потери могут быть порождены или усугублены нерациональной организацией рабочего окружения:
Мусор и грязь
Мусор и грязь на рабочих местах приводят к следующим потерям:
Загрязнение оборудования, попадание мусора в рабочую зону может
привести к выходу оборудования из строя и вынужденному простою на
последующих операциях. Увеличиваются затраты на обслуживание.
Загрязнение рабочих поверхностей, датчиков, попадание пыли в процессные камеры ухудшает качество их функционирования и ведет к появлению бракованных изделий.
Неопрятность рабочего окружения ведет к увеличению напряженности в отношениях персонала, проявлению чувства безразличия, нежелания улучшать качество своей работы.
Беспорядок
Беспорядок на рабочих местах приводит к следующим потерям:©200 9,
Невозможность своевременно подобрать необходимый инструмент или оснастку приводит к необходимости использования менее подходящего оборудования, что может потребовать дополнительной обработки.
На поиск необходимого инструмента или приспособлений затрачивается непроизводительное время, и физические усилия, а из-за спешки беспорядок только усиливается.
Беспорядок увеличивает время переналадки оборудования, время подготовки к обработке, время ремонта. Это приводит к увеличению простоев оборудования, ожиданию на последующих операциях и необходимости запаса обрабатываемых деталей.
Посторонние предметы
Посторонние предметы (детали, инструменты) приводят к следующим потерям:
Скопление лишних деталей (изделий) требует их дополнительной транспортировки к месту хранения, утилизации или месту последующей обработки.
Лишние предметы (детали, инструменты) ограничивают свободу действий, отвлекают внимание, требуют дополнительных перемещений в процессе выполнения операции, связанных с поиском необходимых деталей (инструментов).
Отсутствие правил
Отсутствие правил организации рабочего окружения, неопределенная ответственность способны привести к любому виду потерь. Более всего это выражается в возникновении следующих потерь:
Отсутствие регламента организации и поддержания рабочего окружения приводит к беспорядочным действиям работников, выполнению лишней работы и общей неорганизованности.
Неорганизованная деятельность по поддержанию рабочего места или ее полное отсутствие вызывают у работников деморализующие чувства хаоса и отсутствия планомерности.
Плохая организация рабочих мест ведет к прямому повышению вероятности несчастных случаев и необходимости дополнительных мер для обеспечения безопасности.
Информация о работе Система 5S – одна из форм устранения потерь