Шпаргалка по «Управленческому анализу в отраслях»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

Ответы на билеты для подготовки к экзамену

Работа содержит 1 файл

Дисциплина Управленческий анализ в отраслях шпоры на печать.doc

— 948.00 Кб (Скачать)

Смешанные издержки включают элементы и переменных, и постоянных затрат. К ним относятся  оплата топлива и электроэнергии, которые расходуются на технологические  нужды и, кроме того, используются на отопление и освещение; почтовые и телеграфные расходы; затраты на текущий ремонт оборудования и т. п. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Существуют  три основных метода дифференциации смешанных издержек.

1. Метод  максимальной и минимальной точки.

2. Графический  (статистический) метод.

3. Метод  наименьших квадратов.

Себестоимость продукции учитывается и планируется  только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет доходов отчетного периода ¾ маржинального дохода, т. е. относятся на уменьшение маржи. Маржинальный доход, или маржа, представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными затратами и предназначен для возмещения постоянных затрат и полученияприбыли. Другими словами, прибыль в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия. Этот метод учета получил название «директ-кост» (direct-cost).

Использование его в управлении позволяет принять  наиболее эффективное решение из альтернативных на основе анализа функциональной математической зависимости между себестоимостью, объемом и прибылью (CVP).

Наличие такой зависимости используется менеджером для анализа порога прибыли, или «критической («мертвой») точки  объема производства» (break-even). Этот анализ является инструментом для определения того количества продукции, которое необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период. Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржинального дохода возмещает общую сумму постоянных затрат за определенный период.

Определение порога прибыли (ТКОП) осуществляется двумя способами планирования или  одним из них. Первый способ известен под названием «графика критического объема производства» (break-even-chart). Второй способ базируется на алгебраическом решении. Рассмотрим указанные способы. Первый способ предусматривает графическое решение. По горизонтали показывают объем продукции (в натуральном или стоимостном выражении), который регламентирован наличием производственных мощностей у предприятия. По вертикали показывают постоянные и переменные затраты, т. е. полную себестоимость регламентированного объема продукции и прибыль, в сумме составляющие выручку от продаж. На графике видно, что разность между выручкой от продаж и переменными расходами, или сумма постоянных затрат и прибыли, представляет собой маржинальный доход предприятия.

Величина  прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:

1) степень  использования предоставленных  предприятию финансовых ресурсов;

2) их  структура.

Первый  момент находит отражение в формировании себестоимости продукции. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется техникой и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение величины и структуры себестоимости, а также объема продукции существенно влияет на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж ¾ это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения размера, структуры себестоимости и объема продукции.

Второй момент находит отражение в соотношении собственных и долгосрочных заемных средств как источников финансирования, целесообразности их использования. Использование заемных средств связано с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Итак, финансовый леверидж ¾ потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры источников финансирования.

Обобщающей  категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей:

¨ выручки;

¨ расходов производственного и финансового характера;

¨ прибыли.

Анализ  этой взаимосвязи, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется  с помощью рассмотренного выше метода, известного в финансовом анализе  как метод «мертвой точки», точки  безубыточности, порога прибыли.

Эффект снижения цены. Изменения переменных и постоянных затрат большей частью находятся под контролем предприятия. В противоположность этому изменения цен в значительной мере зависят от конкурентной среды. В результате изменившиеся цены влияют не только на уровень рентабельности реализации, но и на объем продукции. Следует ожидать вероятных изменений объема реализации в результате колебаний цен.

Увеличение  цены может негативно отразиться на объеме продукции, которую предприятию  трудно продать в условиях конкуренции, и такое воздействие на цену может, фактически, вылиться в снижение суммы прибыли. И наоборот, снижение цены может скомпенсировать потерянную маржу от каждой единицы продукции и сумму прибыли за счет увеличения объема продаж.

Экономический смысл операционного рычага состоит  в том, что он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства. В организации с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению суммы прибыли.

Более высокое значение этого показателя обычно характерно для организаций с относительно более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект операционного рычага. Таким образом, организация, повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.

Организации с относительно более высоким  эффектом операционного рычага рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска. Под последним понимается риск недополучения валового дохода, т. е. возникновения ситуации, когда организация не может покрыть свои расходы производственного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ себестоимости важнейших видов изделий

 

В целях выявления  резервов  снижения     себестоимости     продукции   необходимо углубленно изучить себестоимость важнейших видов изделий, выпускаемых предприятием, выявить соблюдение норм затрат по отдельным видам расходов и определить причины отклонений от установленных норм.

К важнейшим  видам продукции мы относим:

1.Добыча  полезных (также топливных) полезных ископаемых ( уголь, нефть, руда, газ и т.д);

2.Производство  продуктов питания, в том числе  табака и напитков;

3.Текстильное  и швейное производство;

4. Производство  кожи, изделий из кожи и обуви;

5. Обработка  древесины и производство изделий  из дерева;

6.Производство  целлюлозно-бумажной продукции,  издательская и полиграфическая  деятельность;

7.Производство  кокса и нефтепродуктов;

8.Химическое  производство;

9.Производство  резиновых и пластмассовых изделий;

10. Производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов (стеклянная посуда, банки,  бутылки, гипс, кирпичи, керамика  и т.д.);

11. Металлургическое  производство и производство готовых металлических изделий;

12. Производство  электрооборудования, электронного  и оптического оборудования.

Источником информации для проведения анализа себестоимости  изделия может служить отчетная калькуляция, состоящая из трех разделов: в первом приводятся данные о себестоимости по статьям расходов, во втором раскрываются материальные затраты, в третьем ¾ затраты по основной заработной плате.

При анализе  себестоимости отдельных видов  продукции фактические расходы  в целом и по отдельным статьям сравниваются с плановыми показателями и с данными предыдущего года. В результате такого сравнения устанавливаются возможные резервы дальнейшего снижения себестоимости.

Анализ себестоимости  продукции на предприятии начинается с изучения динамики общей суммы операционных затрат в целом и по основным элементам [5].

Общая сумма  затрат (Зобщ) может изменяться из –  за:

- объема выпуска  продукции в целом по предприятию  (VВПобщ);

- ее структуры  (Уgi);

- уровня переменных  затрат на единицу продукции  (bi);

- сумма постоянных  расходов на весь выпуск продукции  (А):

 

Зобщ = ∑ (VВПобщ* Уgi* bi) +А. (1)

Себестоимость продукции зависит также от уровня ресурсоёмкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

Важнейшим обобщающим показателем себестоимости продукции  является показатель затрат на рубль  продукции, который характеризует  издержкоемкость продукции. Он выгоден  тем, что очень универсальный, т. е. может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Он определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

 

ИЕ = Зобщ / ВП. (2)

В процессе анализа  следует изучить динамику, выполнение плана и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю [3].

Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают  четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого порядка связи с этим результативным показателем:

- изменение структуры  выпущенной продукции;

- изменение уровня  затрат на производство отдельных  изделий;

- изменение цен  и тарифов на потреблённые материальные ресурсы;

- изменение цен  на товарную продукцию.

Стоимость произведенной  продукции зависит от объёма выпуска, его структура и цен на продукцию. Влияние этих факторов на изменение  затрат на рубль товарной продукции  рассчитывается способом цепной подстановки по имеющимся исходным данным.

Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли необходимо абсолютные приросты затрат на рубль  товарной продукции за счет последнего фактора умножить на фактический  объём реализации продукции, выраженной в плановых ценах.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все  стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции .

Анализ себестоимости  продукции является важнейшим инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их усвоению.

Эффективность системы управления затратами зависит на предприятии от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:

- формой и  методами учёта затрат, применяемых  на предприятии;

- степенью автоматизации  учетно-аналитического процесса  на предприятии;

- состоянием  планирования и нормирования  уровня операционных затрат;

- наличие соответствующих  видов ежедневной, еженедельной  и ежемесячной отчетности об  операционных затратах позволяющих  оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно  принимать корректирующие меры по их устранению;

- наличием специалистов  умеющих грамотно анализировать  и управлять процессом формирования  затрат.

Планирование  и учёт себестоимости на предприятии  ведут элементам затрат и калькуляционным  статьям расходов.

Группировка затрат по назначению, т. е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Информация о работе Шпаргалка по «Управленческому анализу в отраслях»