Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:59, шпаргалка
Работа содержит ответ на вопросы по дисциплине "Организационная культура".
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА
Культура – совокупность коллективных разделенных ценностей, убеждений, норм поведения отдельного человека, группы и общества в целом.
ОК – система связей, взаимодействий и отношений которые осуществляются в рамках конкретной деятельности конкретной организации. Это система моделей поведения, представления ценностей разделяемых большинством членов организации (коллективное мировоззрение). Организация — понимается внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий или частей системы отдельных элементов со структурой целого. О. - объединение людей для совместного достижения поставленных целей, кот. Действуют в рамках определенной структуры, определенных правил и функций. О. - определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, кот. Обеспечивают формирование организационной структуры управления и эффективное функционирование самой организации. Результат обеспечения функционирования системы управления отражающей эффективность процесса формирования и укрепления организационной культуры. О. как соц. система предусматривает собой совокупность следующих подсистем, структурных элементов: 1) организация — ценность (актуальность, значимость, роль); 2) система; 3) процесс; 4) результат (эффективность социальная и экономическая). Подсистемы: 1) организационная, отражает структуру организации; 2) управленческая система управления (цели, задачи, миссия организации); 3) формальная подсистема отношения (деловые официальные); 4) неформальная подсистема отношений; 5) нормативно-регулирующая (на федеральном, региональном, локальном уровнях) 6) социально-психологическая подсистема. Любая организация явл. Открытой подсистемой, ориентирована на динамичное взаимодействие с внешней средой. Для системного анализа внешней среды организации важно учитывать следующие факторы: 1) развитие морового рынка; 2) мировые политические; 3) политические (конституционные основы, формы собственности) 4) экономические (современные тенденции развития экономического общества, ситуация конкурентоспособности организации); 5) экологические (состояние экологии в регионе); 6) технологические ( развитие технологии, развитие науки и техники); 7) социально-демографические ( соц.демогр. тенденции, положение отдельных социальных групп); 8) форс-мажорные обстоятельства. Основные подходы к культуре как соц. явлению
Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации. Внешняя среда - под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Например, стиль руководства в определенный период истории. Общественные ценности - общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний. К данной группе факторов можно отнести преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д. Например, в разных странах разное значение придают проблеме затрат времени. Различное отношение к вопросам эффективного использования времени повлияет на организационную культуру компаний: в разных странах в разное время начинается и заканчивается рабочий день, разное время отводится на перерывы, различное количество нерабочих дней и разная продолжительность отпусков. Часто специалистам, работающим за рубежом, трудно привыкнуть к необычному для них распорядку дня. Внутренняя среда организации - третий источник организационной культуры образуют специфические внутренние факторы самой организации. Например, развитие технологической среды будет влиять на требования компании к уровню квалификации персонала, что, в свою очередь, может отразиться на ее организационной культуре. Высокотехнологичные компании будут принимать на работу квалифицированных специалистов, сформировавших систему ценностей в процессе предшествующей социализации. Такая ситуация может привести к формированию отдельных элементов чужеродных субкультур, таких как группы с различной идеологией и системой ценностей, что значительно усложнит развитие единой сильной организационной культуры. Это повлияет и на структуру власти в организации: те группы, которые непосредственно связаны с развитием технологической среды, будут обладать большей властью и, таким образом, сформируют доминирующую коалицию, ценности которой будут определять организационную культуру компании. К специфическим факторам организации относится и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и схожем правовом пространстве, удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. Например, некоторые фирмы, выпускающие косметическую продукцию, ориентируются на личные продажи. Такие фирмы имеют ограниченное число менеджеров, ориентируются лишь на незначительное число четко разработанных правил, в большей степени опираются на харизматическое, а не на рациональное руководство, поощряют привлечение членов семьи к продаже товаров компании. Важную роль в формировании организационной культуры играют сдающиеся личности и важные события в истории компании. Важные события в истории организации также влияют на верования и ценности сотрудников, меняют отношение к компании собственных сотрудников, конкурентов, потребителей.
Организационная культура является сложным социальным явлением, которое формируется внутри организации под влиянием ряда факторов. В силу своей социальной природы личность сильно подвержена влиянию организационной культуры. Вместе с тем личность оказывает воздействие на формирование и изменение самой организационной культуры. Как и всякая культура, организационная культура – творение «рук человеческих», то есть, даже не предпринимая никаких действий, направленных на ее формирование, она формируется на базе человеческих отношений. В данном случае отношений по поводу производства какой-либо продукции или услуг с целью получения прибыли. Изучение такого явления как организационная культура было вызвано эволюционным развитием управления персоналом, связано с необходимостью повышения эффективности труда. Предметом изучения дисциплины «организационная культура» являются особенности, структура, виды организационных культур, их взаимосвязь со стратегией и эффективностью развития организации, а также методы изучения, формирования и развития организационной культуры.
Влияние организационной культуры на различные аспекты деятельности организации рассматривается такими науками, как организационное поведение, управление персоналом, экономика и социология труда, теория организации, стратегическое управление, психология управления, социология управления. Организационную культуру изучает теория организации в силу того, что организационная культура тесно связана со всеми сторонами деятельности организации, отражает её структуру, характеризует принципы деятельности и взаимодействия всех составляющих её элементов. Она представляет собой сущность организации, и именно её особенности отличают организации одну от другой. Соответственно, изучая, анализируя, описывая элементы, аспекты деятельности организации, мы тем самым относим культуру данной организации к определённому типу, где структура, предпочитаемый стиль управления, кадровая политика, система коммуникаций, цели и стратегии характеризуют культуру данного предприятия. Изучение организационной культуры тесно связано с экономикой и социологией труда. Как всякое социальное явление, организационная культура не существует без человеческого сообщества. С одной стороны, организационная культура регулирует все отношения людей в данном сообществе, которым является организация, с другой – является продуктом этих отношений. Сформировав культуру на базе своих представлений, установок, ценностных ориентаций, люди тем самым определили технологию, способ деятельности и существования организации. Организационная культура формирует отношение к труду, влияет на степень удовлетворённости трудом, влияет на особенности организации труда. Организационная культура формирует долговременную, устойчивую мотивацию персонала, ориентированную на достижение стратегических целей организации, что входит составной частью в стратегическое управление. Кроме того, только на основе организационной культуры можно совместно выработать модель будущего предприятия (видение). Организационное поведение членов организации формируется под непосредственным воздействием организационной культуры. В этом случае организационная культура регулирует все стороны деятельности организации (координирует, интегрирует, мотивирует, ориентирует сотрудников).
Модель Э. Шейна это определение ОК в вертикальном измерении.
Он выделяет 3 ее уровня: поверхностный, внутренний (подповерхностный) и глубинный. Знакомство ОК начинается с Поверхностный уровень, кот. вкл. внешние организационные характеристики, как продукция, услуги, оказываемые организацией, используемая технология, интерьер производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги. Внутренний уровень – изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации в соответствии с тем, насколько эти ценности и верования отражаются в символах и языке, носят сознательный характер и зависит от желания людей. Глубинный уровень вкл. базовые положения, кот. трудно осознаются даже самими членами организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру положения направляют поведение людей, помогая им воспринимать атрибуты, характеризующие ОК. Таким образом, на ПУ находятся внешние проявления культуры, на ПодПУ представлены ценности и верования, восприятие кот. носит сознательный характер, и на ГУ – базовые положения трудно осознаваемые самими членами коллектива, скрытые принимаемые на веру положения, способствующие восприятию характеризующих культуру атрибутов.
Культуру
можно представить как
Ценностно-нормативная структура: • основные ценности, разделяемые в организации; • корпоративные традиции, ритуалы; • корпоративные нормы и правила (взаимоотношения с клиентами).
Организационная структура: • формальная и неформальная организационная структура; • структура власти и лидерства; • нормы и правила (писаные и неписаные) внутреннего взаимодействия; • традиции и правила «внутреннего распорядка» (поведения на рабочем месте).
Структура коммуникаций: • структура формализованных и неформальных информационных потоков; • качество коммуникации: потеря и преобразование информации; • направленные действия по «внутреннему PR».
Структура социально-психологических отношений: • структура взаимных симпатий, выборов, предпочтений; • система ролей в организации (конструктивных, деструктивных и др.); • внутренняя позиционность и конфликтность; • отношение к руководителям организации авторитетность).
Игровая (мифологическая) структура: • корпоративные предания (история);
• мифы и легенды об организации, ее сотрудниках и руководителях, «героях» и «антигероях»; • «игры, в которые играют сотрудники и боссы».
Структура внешней идентификации (фирменного стиля): • имидж организации – образ, который направленно транслируется клиенту;
• имидж, который воспроизводится в реальном общении с клиентом; • восприятие компании и ее продукции в обществе; • рекламные атрибуты: логотип, слоган и др.
В организационной культуре нас больше всего интересует механизм ее влияния на поведение и работу членов организации. Выделяют следующие составляющие организационной культуры:
1. Ядром оргкультуры являются ценности, в большей или меньшей степени разделяемые всеми членами организации. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организационную эффективность.
2. Система
отношений, лежащая в основе организационной
культуры, - это те важнейшие отношения,
которые формируют и определяют поведенческие
нормы и рабочее поведение членов организации.
Это, например, такие отношения, как отношение
руководства к работникам, отношение работников
к руководству, отношение персонала к
работе, отношение работников к клиентам
и т.п.
3. Поведенческие
нормы - это те требования (как зафиксированные
в документах, так и негласные) к поведению
работников, которые воспринимаются ими
как некий свод правил, определяющих, каким
должно быть "правильное", "должное"
поведение членов организации в тех или
иных стандартных ситуациях. Например,
быстрое и качественное обслуживание
клиентов, безоговорочное исполнение
приказов и распоряжений руководства,
помощь и сотрудничество в командной работе
и т.п.