Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Управленческая функция включает большое число функций, однако принято выделять 4 основных функции управления:
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности.
Отсутствие энтузиазма в работе чаще всего наблюдается там, где имеется недостаток личного интереса, к работе. Человек на рабочем месте работает в с полной отдачей только тогда, когда условия труда максимально соответствуют его личным интересам. «Мостиком», соединяющим интересы сотрудника и является механизм мотивации прсонала.
Исходя из этого перечислим типичные ошибки в практике управления людьми:
Менеджмент на совр этапе характеризуется:
Мотивация имеет 2 аспекта:
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности.
Модель мотивации
Мотивацию конкретного человека к деятельности можно расм-ть как 6 взаимосвязанных этапов:
В теории мотивации выделяют такие понятия как мотив и стимул.
Мотив – внутр побудитель деятельности. Он не только побуждает, но и определяет, что нужно сделать для устранения потребности
Стимул – внешнее побуждение деятельности
Теории мотивации можно разделить на 2 группы:
3.Типы мотивированных работников по В. Герчикову.
Теория Герчикова утверждает, что существует следующие пять типов личности в зависимости от типа мотивации.
Инструментальный
тип. Сама работа не является для такого
работника сколько-нибудь значимой ценностью
и рассматривается только как источник
заработка и других благ, получаемых в
качестве вознаграждения за труд. Но его
интересуют не любые деньги, а именно заработок;
поэтому он будет работать с максимальной
отдачей на любой работе, если его труд
будет справедливо и высоко (в его понимании)
оплачиваться. Поэтому работник с инструментальным
типом мотивации скорее позитивно отнесется,
например, к предложению поработать в
худших условиях: для него это послужит
основанием потребовать увеличения заработка
как доплаты за неблагоприятные условия
труда.
Профессиональный тип.
Работник этого типа ценит в работе ее
содержание, возможность проявить себя
и доказать (не только окружающим, но и
себе), что он может справиться с трудным
заданием, которое не каждому посильно.
Эти работники предпочитают самостоятельность
в работе и отличаются развитым профессиональным
достоинством. К руководителю чаще всего
относится с известной долей иронии. Как
правило, работник с профессиональным
типом мотивации достаточно быстро становится
лучшим специалистом в компании на данном
типе рабочих мест.
Патриотический тип. Работников
этого типа интересует участие в реализации
общего, очень важного для организации
дела. Им свойственна убежденность в своей
нужности для организации, отличаются
готовностью взвалить на себя дополнительную
ответственность ради достижения результатов
общего дела. Для них важно общественное
признание участия в общих достижениях.
Хозяйский тип. Выражается
в добровольном принятии работником на
себя полной ответственности за выполняемую
работу. Работник с таким типом мотивации
будет выполнять свою работу с максимальной
отдачей, не настаивая на ее особой интересности
или высокой оплате, не требуя ни дополнительных
указаний, ни постоянного контроля. Работник
с преобладанием хозяйской мотивации
— вероятно, самый эффективный в смысле
соотношения затрат и результатов. Но
хозяином очень трудно управлять - он суверенен
и не только не нуждается в приказаниях
или наказаниях (свойственных распространенному
у нас административному стилю управления),
но и не терпит их. Этот тип мотивации характерен
прежде всего для людей, занятых предпринимательской
деятельностью.
Избегательный тип (люмпены).
Термин впервые введен именно Герчиковым
. Работник этого типа обладает очень слабой
мотивацией к эффективной работе. У него
низкая квалификация и он не стремится
ее повышать; он безответственен и старается
избежать любой работы, связанной с личной
ответственностью; он сам не проявляет
никакой активности и негативно относится
к активности других. Его основное стремление
- минимизировать свои трудовые усилия
на уровне, допустимом со стороны непосредственного
руководителя.
Зато он удобен: ему можно поручить работу,
на которую не согласятся работники других
типов мотивации; он выступает за уравнительность
и согласен на достаточно низкий заработок,
лишь бы никто другой не получал существенно
больше; он чрезвычайно зависим от руководителя
и принимает эту зависимость как должное.
Кроме того, работник с избегательной
мотивацией – единственный, по отношению
к которому административный стиль управления
может быть эффективным, а потому оправданным.
4 ВОПРОС Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации (Теории А.Маслоу, Д.Мак-Клелланда, Ф.Герцберга, Альдерфера).
Иерархия потребностей А. Маслоу. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке. Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и, следовательно, может выбрать наиболее эффективный «мотиватор». Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.
1. Физиологические
потребности. Состоят из
2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.
3. Социальные
потребности. Когда достигнуто
удовлетворение
4. Потребности
в уважении. Эти потребности могут
принимать две различные формы.
5. Потребности
в самореализации и в
Факт, что человеческие
потребности можно расположить
в иерархическом порядке, имеет
важное значение. Потребности нижних
уровней должны быть удовлетворены
в первую очередь, только после этого
можно обращаться к потребностям
более высоких уровней.Таким об
Теория
двух факторов Фредерика
Теория Герцберга
была выведена в результате исследования,
в которое было вовлечено двести инженеров
и бухгалтеров. Всем им было задано два
вопроса: «Можете ли вы детально описать,
когда вы чувствуете себя исключительно
хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально
описать, когда вы чувствуете себя на работе
исключительно плохо?». Герцберг обнаружил
в ответах две ясно различимые группы
потребностей.
Первую он назвал гигиеническими факторами
или поддерживающими. В эту группу входили
те факторы или условия, при отсутствии
которых служащие не получали удовлетворения
от работы. Эти гигиенические факторы
включают в себя политику компании и администрации,
отношения с начальством, условия работы,
размер заработной платы, отношения с
коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.Эти
факторы имеют ценность только в том случае,
если после завершения работы служащий
получает ещё и дополнительную награду.
Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.
Итак, в работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:
1. Гигиенические
факторы, в лучшем случае, могут
вызвать всего лишь
Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности. Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из- за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако менеджеры оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.
Теория мотивации МакКлеланда.
В своей теории Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования. Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во
власти также находится между
потребностями в уважении и самовыражении
Маслоу. Эта потребность является
выражением желания человека оказывать
влияние на других людей. МакКлеланд
рассматривал эту потребность как
позитивную и тесно связывал её с желанием
добиться руководящей должности. Он утверждал,
что существует несколько стадий в развитии
представления человека о власти, и что
менеджеров можно убедить отказаться
от мысли, что человек не должен пытаться
оказывать влияние на других.
Наоборот, эффективный лидер и менеджер
должен быть самоотверженным альтруистом,
преданным целям организации и старающимся
привить чувство преданности организации
своим подчинённым.