Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"
Деят-ть аппарата направлена на предоставл. рук-ву инф-ции, необх. для принятия эффект. решений. Выдел. след. разновидности аппаратов: консультативн. аппарат- группа функц. спец-тов в узких, спец. областях знания, осуществл. консультирование рук-теля в рамках своей компетенции. Обслужив. – функцион. подразделение орг-ции, выполн. определ. услуги в рамках свой компетенции (отдел кадров, служба маркетинга). Личный аппарат – разновидность обслужив. аппарата, деят. кот. направлена на исполнение распоряжений рук-теля.
Виды полномочий, делегированных аппаратам по отношению к линейной структуре: рекоменд. полномочия (консультир. лин. рук-ва), обязательное согласование (обеспечив. расширение реком. пол-ий и обязывает лин. рук-во согласовывать определ. круг решений со штабным аппаратом), парал. пол-ия (включ. право отклонять определ. решения лин. рук-ва), функцион. п-ия (означ. предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определ. действия в пределах своей компетенции).
48. Центр-ция и децен-ция в управлении.
Центр-ция означ. концентрацию задач управления. Децен-ия означ. разделение задач управления по определ. признакам: функц. область, в кот. решается задача (произ-во, маркетинг, снабжение и тд), процедуры действия; объект управления; стадия решения проблемы (подготовка реш, реш, реалиация, контроль), хар-р задач (повтор, инновац), пространство, время, качество, кол-во.
Важн. виды разделения задач управления: функцион. разделение – раз-е по функц. областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям, процедурам и приемам на нижних уровнях; дивизион. раз-е – раз. по сферам бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей; регион. раз.- раз. по регионам и прежде всего по областям сбыта; фазовое раз.- ра. по фазам выполнения задач; комбинация различных видов разделения задач.
Степень цент-ии м-та выражается прежде всего в хар-ре организац. структуры управл, принятой на предпр. Она снижается при переходе от лин. к функцион. структурам.
Различают вертик. (- передача права принимать решения вниз по уровням управления) и горизонт. (--подчиненным. не явл. рук-телями).
49. Содерж. теории мотивации, их связь и различия.
Мотивация как ф-ция
м-та означает процесс стимулирования
всех участников деят-ти орг-ции для
достижения целей развития орг-ции.
Мотивация как процесс
Содерж. теории базируются на изучении потребностей человека и их роли в мотивации. К сторонникам такого подхода относят Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Потребность – недостаток в чем-либо, требующий удовлетворения.
В соотв. с теорией А. Маслоу все пот-ти чел-ка м.б. расположены в виде строгой иерархич. структуры.
1)основные п-ти (обеспечение питанием, одеждой, жильем)
2)п-ти в защищенности (стремление к безопасности и защите от рисков)
3)социальные п-ти (контакты, коммуникации)
4)п-ти признания (стремление к престижу и уважению
5)п-ть развития (стремление к самовыражению).
Первые две группы
потребностей первичные, а следующие
три вторичные. Первичные по своей
природе врожденные, заложены на генном
уровне, вторичные носят морально-
А. Маслоу установил,
что чел-к испытывает
Д. Мак Клелланд разработал модель мотивации с акцентом на пот-ти высших уровней. Он установил связь м/у рез-тью работы людей и пот-ями причастности, власти, успеха. Развитие этих пот-тей и их удовлетвор. он считал главным фактором высокой продук-ти людей, экон. роста фирм и общества в целом.
Фр. Герцберг создал двухфакторную модель, выделив гигиенические факторы и мотивации. Гигиен. факторы: политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, межличностные отношения, степень контроля за работой. Неполное удовл. гиг. факт. или их полное отсутствие ведет неуд-ть работой и стремление изменить ситуацию. Удовл. этой группы факторов в дост. полной мере создает нейтральную атмосферу в коллективе, кот. в основе явл. базисом для эффект. деят-ти в будущем. Гигиен. ф-ры связаны с окружающей средой, в кот. осуществл. сама работа. Мотивационные: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результата, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста. Ф-ры мотивации связаны с характером и сущностью самой работы. Недостат. мотиваторов не влечет за собой неудовл. трудом. Удовл. влечет к эффект. деят-ти. Эффект. деят-ть, удовлет-ть работой возможна при полном наличии гигиенич. факторов и мотивации.
По мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.
Маслоу |
Герцберг |
МакКлелланд |
Самовыражение Признание, уважение |
Мотивирующие факторы |
Власть Успех Причастность |
Социальная принадлежность и причастность Безопасность Физиологические | ||
Гигиенические факторы | ||
50. Процесс. теории мотивации, их практическое значение.
Пр. теории исходят из того, как появляются пот-ти, когда чел-к мотивирован к деят-ти, когда будет реализовывать свои п-ти, поведение людей определю не только потр-тями, а явл. также ф-цией их восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возм. последствий выбранного типа поведения.
Теория ожиданий Врума
Т.о. мотивация = З-Р*Р-В*Валентность
Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая в следствие получения определенного вознаграждения. Т.е. ожмидание того, что усилия приведут к желаемому рез-ту, ожид. . что рез-ты повлекут за собой вознагражд. , ожид., что вознагр. будет иметь достаточную ценность. Чтобы стимулы были сильные, м-ры должны учить подчин. получать требуемые рез-ты и создавать для этого все необх. усл., устанавливать непосредств. связь м/у рез-тами труда и вознагражд. подч., изучать пот-ти подч., чтобы знать, какие вознагражд. имеют для ни ценность.
Теория справедливости
базируется на том, что люди субективно
определяют отношение вознагражд. к
затраченным усилиям и затем
соотносят его с вознаг. др. людей,
выполнявших аналогичную
Модель Портера-Лоулера – комплексная теория, включающая в себя как эл-ты теории ожиданий, так и теории справед-ти. Согласно модели, достигнутые рез-ты зависят от 3 переменных:затрач. усилий (3), способностей и характерных особ-тей чел-ка(6), а также от осознания своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачив. усилий в свою очередь зависит от ценности вознагр.(1) и того, насколько ощутима связь м/у затратами усилий и возможн. вознагражд. (2). Достижение требуемого уровня рез-ности(4) может повлечь внутр. вознагражд.(7а), такие как чувство удовлетвор. от выполненной работы, самоуважение, чувство компетентности, а также внешние вознаг.(7б), такие как похвала рук-ля, премия, продвижение по службе. Удовлетворение (9) – это рез-т внешних и внутр. вознагр. с учетом их справедливости (8). Удовл-ние явл. мерилом того, насколько ценно возн. на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что раб-к оценивает вознагр. в соответствии с затрач. усилиями и верит в то, что это вознагр. будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправ-ти вознагр. по сравн. с др. сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Важный вывод из модели- результативный труд ведет к удовлетворению.
51. Нематер. стимулирование в мен-те, способы и приемы его применения.
Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации персонала. Реком-ции, направл. на удовлетворение социальных потребностей:
1)давать сотрудникам такую
Реком-ции, направл. на удовл. п-тей в уважении: 1)предлагать подчин. более содержат. работу; 2)обеспечить им положит. обратную связь с достигнутыми рез-тами; 3) высоко оценивать и поощрять достиг. подч. рез-ты; 4) привлекать подчин. к формулировке целей и выработке решений; 5) делегировать подчин. дополн. права и полномочия; 6) продвигать подч. по служ. лестнице; 7)обеспечивать обучение и переподготовку, кот. повышает уровень компетенции.
Реком-ции, направл. на удовлетв. п-тей в самовыражении: 1)обеспечивать подчин. воз-ти для обучения и развития, кот. позволили бы полностью использовать их потенциал; 2)давать подч. сложную и важную работу, требующую полной отдачи; 3)поощрять и развивать у подч. творч. способ-ти.
52. Стили рук-ва,
определяемые личностью
Ст. рук-ва – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых рук-тем в процессе управления. Различают 3 стиля руководства, определяемых личностью рук-теля: авторитарный, демократический, либеральный. Разнообразие стилей, опред. личн. рук., м.б. сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе рук-теля о произ-ве и о людях. Графически это сочетание м.б. представлено спец. «решеткой м-та».
1.1.Рук-тель мало заботится
и о пр-ве. и о людях. Рез-ты
невысокие, моральный дух
9.1. Произв. рез-ты могут
быть высоки, но удовлет-ти людей
нет, что создает массу
1.9.Создание друж. атмосферы в коллективе, размеренный темп работы. Интересы орг-ции отходят на задний план. (клубный стиль).
9.9.Выполнение работы
обеспечив. совместными
5.5. Успех произ-ва обеспечив. оптим. сочетанием заботы о людях и пр-ве, рук-тель склонен к компромиссам, сплоченный коллектив. Рук-тель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень произв. рез-тов и удовлетв. моральный настрой.
Более детальная хар-ка м.б. осуществлена на основе 4 признаков: напраленность рук-ля на рез-т, способы мотиваци, привлечение подчин к управл, требоват-ть.
Автор. – важен только рез., мотивация, основанная на беспрекословновном подчинении, подч. не привлек. к управл., жесткая треб-ть, стиль м.б. оправдан в группе с неразвитыми матер. и высшими потребностями. а также в экстремальных ситуациях.
Демократ. – важны и рез-ты и способы достижения, м-я, основ. на использ. матер. и соц.-психол. потребностей, подч. активно и по существу привлек. к управл., треб-ть в сочетании с доверием, стиль следует применять при условии заинтересов-ти раб-ков в получ. рез-тов, иниц-ти и ответ-ти.
Либер.- рез-ты не важны, м-я практически отсутствует, созается вид, что подч. участвуют в управл., низкая треб-ть, применение этого стиля свидет-ет о нечеткости в определ. целей группы и ее роли в произв. процессе.
53. Ситуационное лидерство в м-те .
Сит. лид-во – стили рук-ва в зав-ти от уровня зрелости рабоч. группы: степени квалификации и стремление к ее росту. Уровень зрелости раб группы - соотв. стиль рук-ва.