Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"
Продуктово-тематическое заключ. в формировании плана развития орг-ции, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствов. технологии и орг-ции произ-ва (план диверсификации, ликвидац. план, план научн-исслед. работ).
Ресурсное включ. в себя рассчеты матер., труд., финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономич. рез-тов и эф-ти деят-ти орг-ции. Этот вид рассчетов включ. в себя финанс. план-ние, составление бизнес-планов, бюджетное план-ние.
Объемно-календарное заключ. в планиров. объемов работ, загрузки подразделений, оборудования, исполнителей, формировании календарных графиков их работы, распределения V работ по отдельным временным периодам.
24. Основные этапы процесса планирования.
Процесс план-ния состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определ. логической взаимосвязи и осуществл. в постоянно повторяющейся последоват-ти. образуя на предприятии цикл. Распадается на 3 этапа:
1)постановка задачи план-ния
– включает формирование цели
(зависит от вида
2)разработка плана
3)реализация планового решения заключ в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателй
25. Сущность и задачи орг-ции в системе управления.
Ф-ция орг-ции – это
26. Достоинства и недостатки
осн. структур управления
Ст-ры управл. – состав управленч. подразделений (служб, бюро, отделов, конкретных рук-лей), их специализации и взаимосвязи (хар-ся движением информ. потоков). Весь управленч. труд основ. на понятиях лин. и функц. связей. Лин. связи выражают прямое непосредств. обязат. подчинение одних стр-р другим. Функцион. связи реализуют отдельные специализир. ф-ции управл.
Лин. ст-ра хар-ся скалярной цепью команд. +: ст-ра проста, имеется четкая система подчиненности, полностью реализуется принцип единоначалия, имеет место высокая гибкость управл.-: чрезвычайно широкий диапазон выполняемых рук-лем ф-ций, исключ. возм-ть концентрации однородных видов управленч. работ в масштабе фирмы, коммуникации переполнены инф-цией, слабая мотивация раб-ков к самост. принятию решения.
Линейно-функцион. ст-ра : +: сочетание лин. и функц. ст-ры, большая венность ст-ры, высокая нормативная проработка управленч. решнений; -: различие целей и структурных ед., слабая увязка и отв-ть за реш. комплекса задач и достижение цели фирмы, сложность в операт. управл. по ф-циям, высокий уровень принятия реш, плохая восприимчивость нового.
27. Хар-ка дивиз. структуры.
Различают 3 осн. вида: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная. +: четкое разграничение ответ-ти; высокая самост-ть структурных ед.; разгрузка высшего эшелона м-та, что позволяет сконцентрироватьс на стратегич. задачах м-та; высокая мотивация к эффект. деят-ти, простота коммуникац. сетей. -: повышенные затраты за счет дублирования ф-ций, слабый синергетич. эффект, высокая потреб-ть в руководящих кадрах, сложная координация деят-ти подразделения, корпорации в целом, разобщенность персонала, сложность осуществления единой политики. Применяется в многопрофильных предприятиях, препр. с расположением в различных регионах, предпр., осуществл. сложные инновационные проекты.
28. Хар-ка функц. структуры.
Применяется в однопродуктовых предпр., средних узкоспециализ. предпр., научно-иссл. и проектно-конструкторских орг-циях, крупных специализ. предприятиях. +: высокая специализация по отдельным ф-циям, снижение риска ошибочных решений, высокий профессионализм в принятии реш., возм-ть концентрации однородных работ в масштабах фирмы, простота формирования и реализации единой инновац. политики, высокий профес. авторитет специалистов. -: в связи с узкой специализацией рук. размывается ответств-ть, слабая динамичность стр-ры, слабое решение стратегич. задач, решение оперативн. задач доминирует, отход от принципа еиноначалия.
29.Хар-ка матричной структуры.
Применяется в предпр. холдингового типа, союзах и объединениях предпр. с централизов. инфраструктурой, в многопрофильных предприятиях со значительным объемом НИОКР. +: четкое разграничение отв-ти по проектам, высокая гибкость управл. по решению конкр. задачи, проекта; хозяйств. и административн. самост-ть, высокий уровень грамотности применяемых решений, кратковременная структура подчинения одновременно нескольким подсистемам, имеющим свою цель. -: временный хар-р ст-ры, высокие требования к лин. и функцион. рук-лям, к коммуникациям, наличие риска при реш. задач., слабое резервированиие ф-ций, отход от принципа единоначалия, а след. возм-ть конфликтов м/у функц. и лин. рук., ст-ра приемлима для орг-ции с сильной культурой.
30. Хар-ка проектной структуры.
Применяется при создании нового предпр., освоении новых инновационных продуктов, учреждении дочерней фирмы или филиала, проведении масштабных НИОКР, во временной орг-ции, создаваемой для решения отдельной задачи.
+: высокая гибкость и
31. Виды и
основные принципы
Орг-ция произв. процесса – оптим. сочетание элементов произв. процесса в пространстве и времени. К эл-там проив. пр. относят: предметы труда, средства, сам труд.
По назначению в произ-ве продукции различают: основной (связан с иготовлением товарной продукции); вспомог. (связан с обеспечением нормал. функцион-ния основн. п.п.); обслужив. (связан с обеспечением бесперебойной работы осн.и вспом.). Пр. пр. распадется на стадии: заготовит., обрабатыв., сборочная.
В организац. отношении:
По отношению к труду:трудовые (с участием чел-ка) и естеств.(без). По протеканию во времени: дискретные, непрерывные, импульсные.
Основные принципы
1)
п. непрерывности сводится к
требованиям движения
2)п. параллельности- к требов. одновременности выполнения отдельных операций и частей произв. процесса за счет совмещения или перекрытия их длительности.
3)п. прямоточности– к
4)п. ритмичности- периодич. повторяемость определ. процессов и их частей через строго установл. промежутки врем. и в заданной последоват-ти.
5)п. пропорциональности
32. Хар-ка основных видов контроля деятельности.
Ф-ции контроля в управленч. деят-ти рассматриваются как процесс, при помощи кот. рук-во предприятия получает инф-цию о действительном состоянии дел по выполнению плана препр., о ходе реш. задач. Содерж. ф-ции контроля зависит от вида контроля.
1.Предварительный контроль
2.Текущий контроль осущ. от начала управл. деят-ти до ее завершения. Главная цель состоит в своевременном обнаружении отклонений от намеченных планов, стандартов регул. параметров. Осущест. специальным управленч. контрольным органом.
3.Заключ. контроль устанавл. по рез-там реш. управл. задачи. Он дает рук-ву инф-цию о факте и степени решения поставленных задач. Часто использ. для поощрения или наказания исполнителя. Для осуществл. ф-ции контроля необх. своя организац. ст-ра . Организац. ст-ры должны соответствовать произв. структ предпр. и не долж. быть высокозатратными. Различают также: по цели контроля: стратегич. (предусматривает учет, оценку и анализ рез-тов разработки и реализации перспективной концепции развития орг-ции) и оперативн. (нацелен на текущийучет, анализ осуществл. процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения плановых заданий); по предмету к-ля: финансов. и администр. (распростр. на процессы деят-ти и управления ими, имеет терахич. структуру); по масштабам к-ля: полный (целостная система) и выборочный (разовое мероприятие); по форме осуществл.: внутр.(самост.предпр.) и внешний (со стороны внешн. органов, вышестоящ. орг-ции).
33. Процесс контроля и регул-ния и его связь с др. ф-циями управления.
Регулирование – это процесс, обеспечив. управл. воздействие субъекта управления на объект управл. для достижения требуемых значений переменных, существенных для функцион-ния объекта управл. Регулир путем компенсации возмещения и по отклонению фактич. значения регул. величины. Контроль и регулир-ние явл. ф-циями обратной связи.
В процессе контроля и регулирования выделяют три этапа, на каждом из кот. реализуется комплекс различных мер: выработка стандартов и критериев, сопоставление фактич. рез-тов с ожидаемыми, принятие контролирующих мер. Первый этап процесса контроля непосредст. связан с ф-цией план-ния. На этом этапе устанавл. стандарты и критерии оценки деят-ти объекта управления, кот. определ. при планир. Стандарты отражаются в форме плановых заданий, нормативов, показателей и выбираются из целей и стратегич. развития объекта управл. и его основных областей. Второй этап пр. контроля состоит в сопоставлении фактически достигнутых рез-тов функцион-ния объекта управл. с установлен. стандаратами, определ. интервалы допутимых отклонений от установл стандартов, выявл. существенные отклонения, требующие принятия корректир. мер. На третьем этапе анализируются причины возникновения отклонений и выбирается один из вариантов поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения, прежде чем они перерастут в крупные проблемы; пересмотреть стандарты.
34. Понятие управл. решений и их роль в системе м-та.
Решения в м-те – вывод об осуществл. или неосущ. конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления или в управленч. док-тах.
Проблема – существенное расхождение м/у желаемым и фактич. состоянием объекта управл. и внешней среды. Задача – желаемый конкретный рез-т, выраженный в количеств. параметрах или описании.
35. Требования, предъявляемые к управл. решениям и типология последних.
Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное обоснование рациональности), своевременность, компетентность, адресность (решения д.б. ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субординация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям), обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать источники их получения), директивность (реш. должны быть обязательными для исполнения и носить плановый хар-р)
Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные идр.); 2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред-ти); 4)по степени структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые) и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые, производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент); 7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл. (письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр).
36. Содержание процесса принятия управл. решениям.
1.Констатация возникновения
-определение необх-ти
действий по устранению
2. Определения причин возникн. проблемы. (обоснование целесообразности реш.)
3. Разработка вариантов решения, их оценка.
4. Принятие решения, его осуществление
Методы принятия: единоличное, решение, принятое рук-телем с учетом мнений подчин., коллективное. Способы осуществл:устное указание, приказ.
5. Контроль за осуществл. решения и получением ожидаемых рез-тов.
При успешном реш. проблемы сведения о ней заносятся в комп. банк данных для накопления опыта. Неустраненные проблемы чаще всего обуславливаются: -неверным определением причины возникн. проблемы, недостат. конкретное представл. о проблеме, неверное определ значимости критериев, неадекватным выбором способов осуществления реш, неисполнительностью, недост. кол-во предложенных вар-тов реш.