Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:07, шпаргалка
это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического менеджмента. Как самостоятельная наука мен-т появился на рубеже 19-20 вв. тогда появились первые работы, посвященные управлению хоз. деят-тью.
Аккредитивы м/б:
1.Покрытым явл-ся аккредитив, при открытии кот. банк-эмитент переводит ср-ва плательщика в распоряжение банка поставщика.
2.Непокрытый аккредитив возможен при наличии корреспондентских отношений м/у банком поставщика и банком покупателя и открывается в исполняющем банке путем предоставления ему права списать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
В завис-ти от порядка изменения или аккумулирования банком-эмитентом аккредитивов их подразделяют на 3.безотзывные и 4.отзывные.
Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя и предоставляет в обслуживающий банк реестр счетов, отгрузочные и др. предусмотренные условиями аккредитива док-ты д/получения по нему денеж. ср-в. Необходимо иметь в виду, что выплата с аккредитива налич.денег не допускается. Очевидное преимущество аккредитивов по сравнению с др. формами расчетов состоит в гарантии платежа и возмож-ти получить денеж.ср-ва в кратчайший срок после отгрузки товара.
4. Чек – денеж. док-т установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитной орг-ции о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Чек используется во взаиморасчетах м/у юр. и физ. лицами. Являясь оборотным док-том, чек может переходить из рук в руки, от одного держателя к др. и т.о в самый короткий срок дает возмож-ть погасить платежные обязат-ва нескольких владельцев.
В завис-ти от лица, имеющего право получить платеж по чеку (чекодержатель), различают след. виды чеков: ордерные (переводные), именные и предъявительские. Именной чек не подлежит передаче. Осн. отличие ордерного чека в том, что он дает возмож-ть чекодержателю переуступить право получения ден.суммы др. лицу с помощью передаточной надписи (индоссамента). Предъявительские чеки - чеки, содержащие пометку «платите предъявителю этого чека», а также выписанные вообще без указания получателя.
5. Расчеты по инкассо. Инкассо - банковская операция, посредством кот. банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных док-в причитающиеся ему ден. ср-ва от др. пр-тий и зачисляет эти ср-ва на его счет в банке.
65.Современная денежная система и ее элементы
Ден. система - это форма орг-ции денежного обращения в стране, т.е. движение денег в нал. и безнал. форме.
Ден. системам свойственны общие эл-ты:
1. Наименование денежной единицы и ее частей. Возникает исторически, но полностью зависит от гос-ва, кот. своим законодательным актом может изменить или закрепить это название. Напр., Россия - рубль и т.д.
Ден. единица - это ден. знак, кот. служит д/выражения цен всех товаров и услуг. Ден. единица делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: рубль = 100 коп., 1$=100 цент. и т.д.
2. Масштаб цен - это ср-во выражения ст-ти ч/з весовое содержание драг-го Ме в ден. единице. Обычно, законодательным актом гос-во устанавливало золотое содержание ден. единицы, то есть существовал фиксированный масштаб цен (официальный). Но официальный масштаб цен утратил экономич. смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В наст. время масштаб цен складывается фактически под влиянием спроса и предложения, и служит для соизмерения ст-тей товаров посредством цены.
3. Виды денег, являющихся законным платежным ср-вом. Прежде всего, это кредитные деньги: банкноты, бумажные деньги, разменная монета. В экономически развитых странах бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются или выпускаются в огранич-х кол-вах, в слаборазвитых странах- они имеют широкое обращение. В России обращаются банкноты и разменная монета.
4. Эмиссионная система - это законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (то есть операции по выпуску и изъятию денег в обращение) в гос-ве осущ-ют: ЦБ, Казначейство. Гл. канал эмиссии - депозитно-чековая эмиссия- увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков в обращении, обслуживающих платежный оборот.
5. Гос-ный аппарат регулирования денежного обращения (орг-ция денежного обращения в стране). Гос-во осущ-ет денежно-кредитное регулирование экономики, используя ден. и кредитную системы, кот. тесно взаимосвязаны. Во многих промышленно- развитых странах под влиянием инфляции было введено таргетирование, то есть установление опред-х ориентиров прироста ден. массы в обращении и кредита, кот. должны руководствоваться ЦБ и кот. определяют сумму увеличения ден. массы, ограничивая ее прирост в реальном исчислении. Денежные системы м/б рыночного и нерыночного типа.
Ден. систему рыночного типа характеризует свободное функционирование денег. Денежно-кредитное регулирование сохраняется на уровне банк. системы. Регулирование осущ-тся с помощью экономич. методов.
Нерыночная система хар-ся различными ограничениями в использовании денег, наличием административных методов в регулировании ден. обращения.
От степени включения национальной экономики в мировую выделяются ден. системы открытого и закрытого типа.
При обращении золотых монет ден. системы были саморегулирующимися, а с переходом к неразменным кредитным деньгам и бумажным знакам ст-ти, потребовалось регулирование денежного обращения.
Современная ден. система хар-ся след. чертами:
1. отменой официал-го золотого содержания, демонетизацией золота;
2. господством кредитных денег;
3. сохранение в обороте наряду с кредит. деньгами бумажных денег;
4. выпуском банкнот в обращение в трех случаях:
а) при кредитовании гос-ва;
б) при кредитовании КБ;
в) под прирост золото - валютных резервов.
5. развитие и преобладание в платежном обороте безнал. обращения и сокращение наличного;
6. валютный курс.
66. Центральный Банк РФ и денежно-кредитная политика.
Центр. банк России (ЦБР) явл-ся гл. банком страны и выполняет ф-ции банка банков. ЦБР – некоммерческая орг-ция. Получение прибыли не явл-ся целью ЦБ, даже если возникнет возможность получения прибыли, то идет в резерв, ЦБ освобожден от налогов.
ЦБР подотчетен только Гос. Думе и Президенту РФ. Председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Гос. Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деят-ти ЦБР предоставляется только этому органу власти. Высшим органом упр-ния ЦБР - совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года. ЦБ – самостоят. юр. лицо.
Цели ЦБ:
1. Обеспечение устойчивости нац. валюты (рубля)
2. Обеспечение бесперебойности функционир-ия платежной системы
3. Укрепление и развитие банковской системы
Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деят-ть Банка России по выполнению общегосуд-х задач. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. ЦБ определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений.
Инструменты реализации денежно-кредитной политики явл-ся:
1) % ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или неск. %-х ставок по различным видам операций. Причем, % ставки представляют собой min ставки, по кот. он осущ-ет свои операции. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика.
2) Нормативы обязательных резервов, депонируемые в Банке России. Посредством изменения норм обязательных резервов ЦБ регулирует V выдаваемых комм-ми банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Согласно закону нормы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной орг-ции и м/б дифференцированы д/различных кредитных орг-ций.
3) Операции на открытом рынке, под кот. понимается купля-продажа ЦБ казначейских векселей, гос-х облигаций и др. гос.ценных бумаг. Они считаются наиб. гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности комм-х банков, т.к. оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у комм-х банков.
4) Рефинансирование кредитных орг-ций, т.е. кредитование ЦБ других банков, когда последние испытывают финансовые трудности. В этой ситуации Банк России выступает в кач-ве кредитора последней инстанции.
5) Валютные интервенции, т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке д/воздействия на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. В наст. время ЦБ устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании рез-тов торгов на Московской межбанковской валютной бирже.
6) Прямые количественные ограничения, под кот. понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными орг-ми отдельных банковских позиций. Причем Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой гос. денежно-кредитной политики только после консультаций с правительством.
67. Инфляция и последствия. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция - это повышение общего уровня цен; Инфляция - это переполнение денежного обращения бум-ми ден. знаками и их обесценение в рез-те превышения кол-ва денежных знаков над находящимся в обращении товарным обеспечением.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития и вызывается факторами денежного и неденежного хар-ра.
Факторы инфляции ден. обращения: избыточная эмиссия наличных денег; неплатежи в экономике; использование в обороте в кач-ве ср-ва обращения и ср-ва платежа денежных суррогатов (бартер, сертификаты и пр.); долларизация экономики; методы правительства по поддержанию курса нац. валюты.
Факторы инфляции неденежного хар-ра: монополизм в экономике; инфляционные ожидания; рост издержек производства; несовершенство налоговой политики (высокие налоговые ставки приводят к стремлению компенсировать доход за счет повышения цен); государственная ценовая политика и пр.
Соц-экономическими последствиями инфляции явл-ся: перераспределение доходов среди населения, сфер пр-ва, регионами; обесценение накоплений населения, хозяйствующих субъектов; неравномерный рост цен и усугубление производственных диспропорций в рез-те неадекватного изменения нормы прибыли в отдельных отраслях; снижение экономической активности (переход капитала в сферу обращения), рост безработицы; искажение структуры потребительского спроса; сокращение инвестиций в экономику; развитие теневой экономики и т.п.
Осн-ми формами стабилизации ден. обращения в условиях инфляционных процессов явл-ся: антиинфляционная политика; ден. реформы.
Антиинфляционная политика - это комплекс мер по гос-му регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Цель антиинфляционной политики - придание ей приемлемых д/экономического развития темпов роста. В зависимости от преобладания денежных или неден. факторов инфляции оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (политика сдерживания спроса) и политика доходов (сдерживание издержек).
Суть дефляционной политики состоит в воздействии на отдельные эл-ты платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары (повышение предложения товаров), так и деньги (повышение спроса на деньги). Особенностью политики доходов явл-ся возможность ее дифференцированного проведения в отдельных отраслях или секторах экономики.
Денежная реформа - это осуществление гос-ом преобразования в сфере денежного обращения, имеющего целью упорядочение и укрепление денежной единицы. Денежная реформа в широком смысле означает переход от одной ден. единице к другой, а в узком - частичные изменения денежной системы.
Денежные реформы: нуллификация (изъятие одной и выпуск другой), девальвация (снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной), ревальвация (повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной), метод вычеркивания нулей
68. Финансы и их функции.
Финансы –денежные отношения, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов ден. ср-в д/реализации экономических, социальных и политических задач.
Функции финансов: Распределительная, Контрольная, Регулирующая
Для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределять часть доходов. Это осуществляется путем изъятия части доходов, создания за счет этих ср-в фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство и т.д.
Контрольная ф-ия финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, кот. не было бы связано с контролем за формированием и использованием ден. фондов.
С помощью финансов осуществляется распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по ст-ти. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного пр-ва.