Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:07, шпаргалка
это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического менеджмента. Как самостоятельная наука мен-т появился на рубеже 19-20 вв. тогда появились первые работы, посвященные управлению хоз. деят-тью.
Финансы осущ-ют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизв-ми затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием осн-х фондов и оборотных ср-в.
Объектом контрольной ф-ции финансов явл-ся финансовые показатели деят-ти пр-тий, орг-ций.
Что распределяют финансы – стоимость. Финансы распределяют стоимость валового внутреннего продукта или ВНП.
69. Финансовая система и ее основные звенья
Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
Финансовая система экономики
| |||
Финансы Предприятий
| Государственные финансы | Финансы Страхования | Личные финансы
|
Финансы предприятий различных отраслей народного хозяйства, организационно-правовых форм и форм собственности | Государственный бюджет Внебюджетные фонды Государственный кредит | Социальное страхование Личное страхование Имущественное страхование Страхование ответственности Перестрахование | Финансы домохозяйств |
Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, кот. представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны м/у собой многочисленными видами экономич. связей и отношений.
Государственные финансы – это система денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных фондов ден. ср-в с целью обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Важная роль, кот. выполняет го-во в области экономического и соц. развития, приводит к необх-ти централизованного распределения значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования явл-ся бюджетные и внебюджетные фонды, за счет кот. обеспечиваются потребности гос-ва в решении экономических, политических и социальных задач.
Исходной сферой системы финансовых отношений явл-ся финансы пр-тий и орг-ций, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
Финансы пр-тий – это экономические отношения, возникающие в рез-те движения денежных потоков и связанные с функционированием, создаваемых на пр-тии денежных фондов. Отличие финансов пр-тий в том, что внутри этой сферы происходит создание и первичное распределение ст-ти нац-го продукта, в то время как гос. финансы, страхование, личные финансы обеспечивают лишь перераспределение созданной ст-ти. В практической деят-ти данная взаимосвязь проявляется в том, что ст-ть продукта, созданного на пр-тии, явл-ся основой формирования доходов и поступлений самого пр-тия, а также работников и собственников пр-тия.
Финансы страхования выделены в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых орг-ций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений. Суть страхования связана с созданием целевых фондов ден. ср-в, формируемых за счет взносов заинтересованных юр. и физ. лиц, с последующим использованием их на возмещение ущербов. Перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению указанных денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию
| |||
| c | v | m |
I распределение | фонд возмещения
| возмещение трудовых затрат | добавленная стоимость (чистый доход) |
Экономические категории, характеризующие этап первичного распределения
|
амортизационный фонд, материальные затраты |
фонд оплаты труда, заработная плата
|
прибыль |
II распределение |
| - налоги - личное потребление - сбережения - инвестиции (страхование, ценные бумаги, банковские вклады) | - налоги - фонды потребления - фонды накопления - фонды инвестиций (страхование, ценные бумаги, банковские вклады) |
70. Госуд-ный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.
Гос. бюджет – это форма образования и расходования фонда ден. ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и ф-ций го-ва и местного самоуправления.
Гос. бюджет - централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый д/выполнения ф-ций гос-ва. Эти ф-ции сводятся к перераспределению ср-в и контролю за их эффективным использованием.
Госбюджет, являясь основным финансовым планом гос-ва, дает органам власти возможность осуществления полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых гос-ву финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования ср-в, перераспределение ВВП, что позволяет ему выступать в кач-ве эффективного регулятора экономики.
Госбюджет выполняет следующие ф-ции:
- перераспределительную (перераспределение ВВП);
- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);
- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики гос-ва);
- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов ден. ср-в).
Гос. расходы - это часть финансовых отношений, кот. обусловлена использованием доходов гос-ва в связи с осуществлением своих ф-ций:
– правоохранительная;– оборонная;– внешнеэкономические отношения;
– социальная;– управленческая.
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у пр-тий, орг-ций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Категория гос. расходов проявляется через конкретные виды расходов, каждый из кот. м/б охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная хар-ка позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Гос. доходы – часть финансовых отношений, кот. связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и гос пр-тий. Они делятся на:– централизованные (федеральные финансы); – децентрализованные (финансы субъектов Федерации и местные финансы).
Гос. доходы делятся на: а) внутренние; б) внешние.
Совокупность всех видов гос. доходов составляет систему гос. доходов.
1 место — налоги, они занимают центральное место в системе гос. доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу гос-ва для выполнения ф-ций последнего.
Признаки налогов:
принудительный характер;
индивидуально безвозмездный хар-р;
2 место – неналоговые поступления. Основная доля в неналоговых поступлениях приходится на доходы от внешнеэкономической деят-ти, а также на доходы от использования гос. собственности.
Принципы бюджетного финансирования
I. Пр-тия получают ср-ва из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет, на заранее обусловленные цели.
II. Получение max-го эффекта при min затратах ср-в.
III. Соблюдение режима экономии при использовании бюдж. ср-в.
IV. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных ср-в.
71. Внебюджетные фонды РФ
Внебюд. ср-ва - это финансовые ресурсы гос-ва, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.
Внебюджетные ср-ва нах-ся в распоряжении органов гос. власти соответствующего уровня и концентрируются в спец-х фондах, предназначенных д/финансирования опред-х мероприятий.Т.о., внебюдж. фонды - это способ орг-ции гос-х финансовых ресурсов.
Необх-ть создания внебюдж. фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, сущ-ет возможность перелива ср-в по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации явл-ся формирование фин-х ресурсов за пределами бюджета и использование их д/финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.
Источниками внебюд.фондов м/б специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, д/реализации кот. создаются фонды.
По принадлежности фонды м/б федеральными, регион-ми, муниципальными (в соответствии с уровнями гос. упр-ния). В зав-ти от целей использования они делятся на экономич. и социальные.
Региональные и местные органы гос. власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюдж. фондов за счет местных источников. В частности, это м/б: фонды развития территорий; фонды природоохранных мероприятий; фонды соц. поддержки населения; валютные фонды и др.
Направлениями использования ср-в внебюдж. фондов явл-ся: расходы, обусловленные назначением фондов; расходы на учредительскую деятельность; инвестиции.
По основным направлениям своей деят-ти фонды освобождаются от уплаты налогов, гос. и таможенных пошлин.
73.Кредитная система экономики и ее основные звенья
Современная кредитная система — это сов-ть различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию ден. капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и ф-ции кредита. Кредит есть движение ден. капитала, кот. передается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Сущность кредита четко проявляется в его ф-циях.
Кредит выполняет следующие ф-ции: • аккумуляцию и мобилизацию ден. капитала; перераспределение ден. капитала; • экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.
На рынке реализуются две осн. формы кредита: коммерческий и банковский.
Кредитная система состоит из: 1. ЦБ, гос. и полугос. банки. 2.предпринимательск. банковский сектор (коммерческ. Банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, спец.торговые банки.
3.страховой сектор (страховые компании, пенсионные фонды(частные), 4.специальзированные небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные, финансовые компании, благотворит. фонды, кредитные союзы, судно-сберегательн. ассиоциации, трастовые отделы коммерческих банков).
72.74. Сущность, функции и основные формы кредита
Кредит - это движение капитала на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Условия срочности отражают необх-ть возврата кредита не в любое, приемлемое д/заемщика время, а в точно опред-ный срок, зафиксированный в кредитном договоре. Платность кредита выражается в необх-ти не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование Возвратность кредита – это необх-ть своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Это находит свое практическое выражение в погашении конкурентной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации, что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. Обеспеченность кредита выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуально в условиях экономической нестабильности.
Место и роль кредита в экономической системе общества определяются прежде всего выполняемыми им ф-ми, как общего, так и конкретного хар-ра.