Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:07, шпаргалка
это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического менеджмента. Как самостоятельная наука мен-т появился на рубеже 19-20 вв. тогда появились первые работы, посвященные управлению хоз. деят-тью.
Теории гуманистической психологии Один из основателей – американский психолог Абрахам Маслоу: «люди постоянно испытывают потребность в чем-то, всегда хотят получить больше, чем они уже имеют, и то, к чему они на данном этапе стремятся, в значительной степени определяется тем, чем они уже обладают».. Теория потребностей человека Маслоу учит: чтобы добиться от каждого работника производительных действий и нужного поведения, необходимо учитывать самые различные его нужды и интересы.
Формирование группового поведения в организации
Группа – это совместно работающие сотр., кот. в процессе работы влияют друг на друга. Стадии формирования и развития групп: 1. формирование 2. бурление 3. Становление норм 4.Выполнение работы 5.расформирование
1. –отбор членов группы в соотв. с их ф-ми или техническим опытом
2. –возникновение конфликтов, появление конфронтации между членами.
3. –члены начинают приспосабливаться, сотрудничать друг с другом
4. –эффективно работают в соответствии с поставленной целью
5. –группа выполнила свою задачу и расформировывается.
Характеристики группы:
1. Основные: структура, статус, роли, нормы, лидерство, групповой процесс, сплоченность, конфликтность
2. Ситуационные: размер, пространственное расположение, задачи решаемые группой, система вознаграждений.
Факторы группового поведения: проффесиональная сработанность группы, морально-психологическая сплоченность, межличностная совместимость, целеустремленность и демократичность, продуктивность и удовлетворенность результатом.
В каждой орг-ции могут сущ-ть неформальные и фор-е группы. Различие: у фор-х есть офиц-е предписанные цели и отношения, которые отс-ют у неф-х. Ролевое поведение человека – поведение чел-ка в соотв-вии с задачами роли и ожидания окружающих людей. Роль – соц-я функция личн-ти. В управл-ой де-ти роль – описывает опр-ую работу. На особенности проявлений поведения людей существенное влияние оказывают групповые эффекты: 1 Эффект присутствия других людей. Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в полож-ном плане – это эффект социальной фасилитации (поддержка на госах, свои), так и в отриц-ном плане – это эффект социальной ингибиции (работать с неприятным чел-ком). 2 Эффект принадлежности к группе. Чел-к отождествляет себя с группой, стремится оценить её полож-но, поднимая таким образом, статус группы и свою самооценку.
46 Личность и организация , персональное развитие в организации, лидерство в организации.
Личность - это индивид, который приобретает системное качество во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности. Основными свойствами личности являются: темперамент, характер, способности и направленность.
Интересы личности и орг-ции нах-ся в противоречии (желание быть дома, побольше денег). Карьера – это реализация призвания человека на основе его включенности в профф. деят-ть. Самое главное в карьере – проф. навыки. Любая орг-ия представляет собой иерархическую структуру, в кот. каждый из работников занимает опред. место, ранговую позицию или статус.
Статус - оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.
Детерминанты личности - это группы факторов, влияющие на развитие личности: биологические, социальные, культурные, ситуационные факторы
Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.
Роль - совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.
Персональное развитие в организации
Карьера - это не только продвижения по службе. это изменение навыков, способностей связанных с деятельностью работников.
Виды карьеры:
1. Проф-ная карьера (преподаватель)
2. Внутриорганиз-ая карьера (зависит от компании в кот. ты работаешь)
a. Центробежная (из цетра в переферию)
b. Центростремительная (из СПб в Москву)
3. случайная
4. карьера по трупам(на основе интриг).
Бывает 4 вида карьеры: трамплин(ты стал начальником навсегда); лестница (зависит от возраста, опытный, зрелый сотрудник важен, поэтому их оставляют); змея (+ руководитель знает орг-цию от и до); перепутье (аттестация, конкурс).
Объективные показатели карьеры:
1. длина карьеры (от низшей до высшей должности)
2. пок-ль потенциальной мобильности, вероятность того, что вы сможете продвинуться
В целом развитие лич-ти – непрерывный процесс, зависящий от имеющихся в данный момент возможностей обучения.
Лидерство в организации
Лидер - человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей.
Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.
Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении. Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе.
Различают лидерство:
формальное - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или др. ресурсов.
Сущ-ет несколько теорий лидерства: физ. качеств; теория лидерских черт (чел. имеет качества, за кот. его можно уважать); теория интеллигентности, связана с вербальными хар-ми, умением убеждать.
Типы лидеров:
1. По задачам: бытовой, соц., политический (на судьбы народов).
2. С точки зрения мышления: радикальный ( лидеры-революционеры), консервативный (лидер действует не спеша).
3. С (.) зрения воздействия: лидер-организатор, лидер-дипломат, лидер-герой (чел. кот. Мы завидуем), лидер-дурной пример), антилидер.
47. Коммуникативное поведение в организации.
Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями, информацией в устном и письменном виде по средовом символов.
Цель коммуникации - добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Этапы процесса коммуникации:
1. Отправление сообщения (отправитель-получатель)
2. Передача сообщения (по средствам чего-либо: телефон, документы, свет, вода итд)
3. Получение сообщения (обратная связь).
Классификации коммуникации:
1. Субъект и средства коммуникации:
- коммуникации с помощью технических средств; -межличностные
2. Форма общения: - вербальные; -невербальные
3. Каналы общения: -формальные;- неформальные
4. Организационный признак: -вертикальные, горизонтальные, диагональные
Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуации лицом к лицу.
Факторы влияющие на МК: Обратная связь; Компетентность; Право отправителя; Доверие; Ожидания; Статус;Совместимость.
МК м/б: вербальными и неверб-ми; формальными и неформальными (слухи)
Формальные коммуникации позволяют упорядочить и ограничить информационные потоки
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия м/у людьми, отражающие выражения человеческих потребностей в общении. Они дополняют формальные коммуникации
Эффективная обратная связь должна обладать: Направленность; Конкретность; Описательный хар-р; Полезность; Своевременность; Ясность; Надежность и достоверность.
Коммуникативные помехи, препятствия, искажающие смысл сообщения- называются барьерами
- Личностные барьеры - помехи из-за личностных характеристик отправителя или получателя;
- Физические барьеры - барьеры возникают в материальной среде
- Языковые барьеры - языковые различие получателя и отправителя.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Сеть состоит из:
1. вертикальных, 2.горизонтальных 3. диагональных связей.
1- строятся по линии руководства от начальника к подчиненным.
2- осуществляются между равными по уровню индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.
3- Диагональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.
48 Мотивация и результативность организации, управление поведением организции, поведенческий маркетинг
Мотивация и результативность организации
Мотивация – совокупность процессов, определяющих поведение человека. Мотив - это то, что вызывает опред. действия человека.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к опред. действиям путем пробуждения в нем опред-х мотивов.
Типы мотивирования:
1. Путем внешних воздействий (на чел-ка действуют опред. мотивы, кот. побуждают его совершать опред. действия, приводящие к желаемому рез-ту)
2. Формирование мотивационной структуры (основное внимание обращается на развитие желательных мотивов д/субъекта мотивирования и ослаблению тех мотивов, кот. мешают его эфф-му управлению.)
Стимулы - рычаги воздействия или раздражители, вызывающие опред. мотивы. (ими м/б отдельные предметы или люди).
Использование различных стимулов д/мотив-ния людей наз-ся процессом стимулирования, кот. имеет различные формы, основная - материальное стимулирование.
Стимулирование отличается от мотивирования: стимулирование это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование.
Мотивация воздействует на:
1. Усилия; 2. Старания; 3. Настойчивость; 4. Добросовестность
Процесс мотивации состоит из:
1.Возникновение потребности; 2. Поиск путей устранения; 3. Определение целей (что надо сделать что бы устранить потребность); 4. Осуществление действий; 5. Получение вознаграждения; 6. Реализация потребности.
Результатом мотивации конкретного работника является:
1. Формирование представления об организации
2. Определение своего отношения к ней
3. Выработка возможных вариантов реакции
4. Мобилизация необходимых ресурсов
5. Обеспечение адекватности поведения.
управление поведением орг-ции
Орг-ция проходит в своем развитии стадии жизн. цикла: создание, рост, зрелость и упадок. Задача рук-ля – пост. учитывать на какой стадии нах-ся орг-ция в наст. момент, какие перспективы перехода к след. стадии и т.д.
Орг-ция должна выбрать тип управления, соответствующий особенностям и задачам занимаемого этапа. Главным критерием при выборе типа управления д.б осуществление эфф-ной деят-ти.
Корпоративная культура - система принятых и разделяемых работниками орг-ции убеждений, норм и правил. Она определяет ценности, образ жизни орг-ции, влияет на систему управления.
Управление поведением орг-ции направлено не только на повышение эфф-ти ее деят-ти, но и на создание и поддержание репутации на рынке, что закладывается при разработке стратегии развития, формировании поведения на рынке, зависит от имиджа первого лица компании.
Управление репутацией орг-ции - это система мер воздействия по формированию репутации с учетом корпоративной культуры, конкретного этапа жизненного цикла, кот. реализуется внутри орг-ции и за ее предали.
Управление репутацией орг-ции:
1. Формирование репутации: упр-ние репутацией внутри орг-ции (создание корпоративного кодекса, формирование имиджа первых лиц)
2. Защита репутации: упр-ние репутацией вне орг-ции (построение рекламной компании, взаимоотношений с партнерами, формир. ожиданий).
Поведенческий маркетинг - изучение рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выбранной стратегии развития д/адаптации орг-ции к внеш. среде. Виды ПМ: В отношении сотрудников; В отношении клиентов; В отношении поставщиков; В отношении акционеров.
49 Анализ и конструирование организации, изменения в организации, управление нововведениями в организации
Анализ и конструирование орг-ции
Трудовая орг-ция - это совокупность людей, действующих но единому плану с целью создания опр-го общественно необходимого продукта или услуг. Сущ-ют две соц. системы: формальная и неформальная. Реинжиниринг - процесс оздоровления пр-тий, фирм посредством подъема технических решений на новый уровень, создание принципиально новых эффективных бизнес-процессов в управлении, кот. прежде не было в орг-ции, на пр-тии.Развитие персонала - система мер, направленных на качественное улучшение профессионально-важных качеств работников.