Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом .
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Понятие школ менеджмента……………………………………………………………4
1.1 Историческое развитие школ управления……………………………………………4
1.2 Развитие подходов в управлении……………………………………………………...4
2. Характеристика школ менеджмента…………………………………………………...6
2.1 Школа научного направления…………………………………………………………6
2.2 Административная или классическая школа менеджмента………………………...7
2.3 Школа «человеческих отношений»………………………………………………….10
2.4 Математическая школа менеджмента……………………………………………….12
3. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента…………………………..19
3.1 Возникновение тейлоризма…………………………………………………………...19
3.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлор…………………………………………………...19
3.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора………………………………………………....20
4. Современные подходы к управлению фармацевтическими организациями…….….21
5. Особенности менеджмента в фармации……………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………....25

Работа содержит 1 файл

реферат УЭФ2003.doc

— 180.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

 

      3. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента 

     3.1 Возникновение тейлоризма 

     Фредерик  Уинслоу Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, «дедовских» методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов5.

     В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании.

     Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента.

     До  Тейлора под менеджментом понимались самые неожиданные явления, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта. Он впервые придал этому понятию определенность) назвав его «организацией производства».

     Более или менее четкие очертания система  Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

     Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния». 

     3.2 Сущность концепции  Ф.У. Тейлора 

     В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правила управления):

  • создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;
  • сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
  • равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

     Первой  фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

     Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

     Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  повсеместно признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые  руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации. 

     3.3 Принципы концепции  Ф.У. Тейлора 

     На  первый взгляд принципы Тейлора чрезвычайно просты.

     Первый принцип повышения производительности физического труда гласит: надо изучить задачу и проанализировать движения, необходимые для ее выполнения.

     Второй  принцип: надо описать каждое движение и составляющие его усилия, а также измерить время, за которое оно производится.

     Третий  принцип: устранить все лишние движения; каждый раз, начиная изучать физический труд, мы обнаруживаем, что большинство освященных временем процедур оказываются пустой тратой времени и мешают повышению производительности труда.

     Четвертый принцип: каждое из оставшихся движений, необходимых для выполнения поставленной задачи, снова соединяются вместе – так, чтобы работник тратил на его выполнение как можно меньше физических и умственных усилий и минимальное количество времени. Потом все движения снова соединяют в единую логическую последовательность. Наконец, последний принцип гласит: необходимо соответствующим образом изменить конструкцию всех инструментов, используемых в данной работе. Принципы Тейлора выглядят очевидными, как и любые эффективные методы. Но чтобы выработать их, Тейлор экспериментировал в течение 20 лет.

     За  последние сто лет методика Тейлора  претерпела бесчисленное множество  изменений, уточнений и усовершенствований. Изменилось даже ее название. Сам Тейлор называл свою методику «анализом задач» или «научным управлением задачами». Двадцатью годами позже эта методика получила новое имя – «научная организация труда» или «менеджмент». Еще через 20 лет, после Первой мировой войны, менеджмент в США, Великобритании и Японии стал называться «научным менеджментом», а в Германии – «рационализацией производства».

     Тейлор  показал, что никакого мастерства в  физическом труде нет, а есть простые, повторяющиеся движения. Производительными их делает знание, точнее, знакомство с оптимальными способами исполнения и организации простых однообразных движений. Именно Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Все это вызвало сильнейшую неприязнь к Тейлору со стороны современных ему профсоюзов, объединявших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых объяснялось владением некими тайнами ремесла, причем владением монопольным. Раздражало профсоюзы и то, что Тейлор пропагандировал оплату труда «по конечному результату», т.е. за выполненное в срок задание, а не «за процесс», т.е. за количество отработанных часов. Профсоюзы и сегодня проклинают Тейлора за эту идею. К тому же данное Тейлором определение работы как серии операций во многом объясняет тот факт, что его концепции отвергают люди, никогда сами, не занимавшиеся физическим трудом (писатели и интеллектуалы – последователи поэтов и философов прежних времен). Тейлор разрушил романтику труда. «Тайны ремесла» он заменил «последовательностью элементарных движений». 

     4. Современные подходы к управлению фармацевтическими организациями 

     Менеджмент  фармацевтических организаций сформировался  на базе общей теории управления и  практической деятельности в сфере  обращения фармацевтических товаров  и услуг.

     Фармацевтический  менеджмент – это эффективное использование и координация ресурсов фармацевтической отрасли в целом или фармацевтической организации для достижения социальных и экономических целей деятельности.

     Использование основных положений науки управления с учетом специфических особенностей фармации происходит на основе последовательной конкретизации наиболее общих понятий и категорий (схема 1).

     Схема 1. Взаимосвязь основных понятий  и категорий управления

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Взаимодействие  законов управления с законами природы, общества и мышления проявляется таким образом, что игнорирование законов природы может привести к экологическим катастрофам; законов общества – к социальной напряженности, конфликтам, снижению уровня здоровья населения и качества жизни граждан в целом; законов мышления – к деформированию личности.

     Развитие  отечественной системы фармацевтической помощи населению должно происходить  в соответствии с основными законами управления.

  1. Закон единства и целостности систем управления подразумевает организационное и функциональное единство любой системы управления, в том числе фармацевтической. Ее организационная структура должна содержать все необходимые элементы, объективно обозначенные целями и задачами управления.
  2. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы систем управления требует оптимального сочетания гибкости и жесткости всех систем путем субъективных и объективных ограничений деятельности каждой организации. Объективные ограничения в фармации достигаются универсальностью нормативно – законодательной базы, субъективные – уровнем квалификации и качества руководителей.
  3. Закон необходимого разнообразия систем управления заключается в обеспечении структурного и функционального разнообразия систем управления в фармации, связанного с различными формами собственности, факторами внешней среды, демографическими особенностями коллектива и т. д.
  4. Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем (пропорциональности) означает, что для каждого этапа развития системы лекарственного обеспечения населения должен быть определен оптимальный уровень централизации, выбраны адекватные формы управления.

     Из  законов управления вытекают принципы управления – исходные, базовые, фундаментальные  идеи управленческой деятельности в  фармацевтических организациях.

     Несмотря  на то что фармацевтический менеджмент представляет собой динамичный процесс, который постоянно корректируется в соответствии с конкретными  социально-экономическими условиями, в его теории и практике достаточно широко используются основные принципы управления (принципы единоначалия, распределения труда, мотивации, лидерства, научности, ответственности, оптимальной степени централизации, иерархии, правильного подбора и расстановки кадров, экономичности, обеспечения «обратной связи», состоятельности, целесообразности, последовательности управленческих действий).

     Процесс управления характеризуется рядом  особенностей: 1) он осуществляется непрерывно во времени и в пространстве; 2) это целенаправленный процесс; 3) конечным результатом воздействия субъекта управления на объект управления является эффективность, которую необходимо сопоставить с целью.

     Чем точнее результат соответствует  поставленной цели, тем выше эффективность  управления.

     Эффективность менеджмента проявляется через  эффективность (результативность основной деятельности), которая, как правило, измеряется суммой экономического и социального эффектов. Ее критериями являются действенность (степень достижения целей организации), экономичность (соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов); качество (соответствие характеристики продукции/услуг стандартам и требованиям потребителей); прибыльность (соотношение между доходами и суммарными издержками); продуктивность (соотношение объема продукции или услуг за определенный период в натуральных, стоимостных или других показателях и затрат всех видов); качество трудовой жизни (условия труда работников); инновационная активность (внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации).   

  1. Особенности менеджмента в фармации
 

     Менеджмент  в фармации имеет свои специфические  особенности, обусловленные сложностью, многоаспектностью, социально - экономическим  характером отрасли. Здесь можно  говорить об управлении в широком  понимании: управление поиском, разработкой  или созданием, исследованием, производством, стандартизацией, хранением и реализацией лекарственных препаратов. Кроме лекарственных средств, предметом деятельности фармацевтических и аптечных предприятий являются также биологические пищевые добавки (парафармацевтики, нутрицевтики, эубиотики), изделия медицинского назначения (ИМН), детское питание, парфюмерно - косметические средства, индивидуальные диагностические приборы, предметы ухода за больными, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды и т.п.

Информация о работе Школы менеджмента