Школа науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства до принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Содержание

Введение 3
Основные школы науки управления 4
Школа научного управления (1885—1920) 6
Административная («классическая») школа в управлении (1920—1950) 9
Школа «человеческих отношений» (1930—1950) 12
Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. — по настоящее время) 15
Настоящее и будущее науки и практики управления 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Реферат школа науки управления.docx

— 66.04 Кб (Скачать)

Роль этой школы состоит в  показе возможности и необходимости  синтеза теории управления с психологическими знаниями. Теория управления постепенно и во все большей мере начинает отходить от жесткорационалистических подходов и переходит к разработке так называемых мягких схем управления, учитывающих психологические особенности человека. «Классическая» теория фирмы (основанная на постулате «экономического человека» с присущей ему, по выражению Г. Саймона, «абсурдно всеведущей рациональностью») уступает место иным, более комплексным, подходам; формируется теория управления «с человеческим лицом»8.

Принципиальная переориентация исследований в направлении изучения человеческого  фактора как основного элемента эффективной организации постепенно приводит к оформлению поведенческой  школы в управлении. Работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Аржириса, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Блейка, Д. Моутона, Ф. Фидлера  и др. показали, что не только межличностные  отношения, но и мотивация, характер власти и авторитета, особенности  лидерства, поддержание коммуникаций, субъективное восприятие человеком  своего труда и места в организации  — все это выступает мощными  факторами эффективной работы и  управления. Таким образом, главной  целью этой школы становится повышение  эффективности организаций на основе человеческого фактора.

Столь радикальное изменение общей  ориентации исследований имело и  иные — более общие причины. В  частности, это — влияние на теорию управления других, также бурно развивающихся  в то время наук — психологии и социологии. В этой связи необходимо отметить возникновение и быстрое  развитие промышленной психологии. Ее основатель Г. Мюнстерберг в книге  «Психология и промышленная эффективность» формулирует цели новой науки, очень  сходные с целями рассматриваемой  школы: как находить людей, умственные качества которых делают их наиболее подходящими для предстоящей  работы; в каких психологических  условиях от труда каждого человека можно получить лучший результат; как  предприятие может воздействовать на рабочих с тем, чтобы получить от них как можно лучшие результаты.

Другим направлением, оказавшим  большое влияние на возникновение  и развитие «школы человеческих отношений», явились социологические исследования воздействия на людей группового поведения (подход к управлению с  позиций «социального человека»  и «социальных систем»). Так, М. Вебер  показал, что иерархия, власть и бюрократия являются универсальными принципами социальных, в том числе и производственных, административных организаций. Э. Дюркгейм выявил, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. В. Парето разработал концепцию  «равновесия социальных систем». Ее основное положение состоит в  следующем. Социальные системы функционируют  таким образом, чтобы достичь  равновесия с меняющейся внешней  средой и тем самым обеспечить свою эффективность и жизнеспособность.

В целом поведенческий подход приобретает  столь большую популярность и  масштабы, что почти полностью  охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения  актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления9.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. — по настоящее время)

Хотя влияние этого направления  было значительно меньше, чем предыдущего, оно все же оставило заметный след в эволюции управленческой мысли, а  ряд его положений остается актуальным и поныне. Основная заслуга школы  состоит в предложенной ею методологии  исследования операций. Вначале разрабатывается  модель организационной ситуации, характеризующаяся  известным упрощением реальности и  сокращением числа переменных до контролируемого уровня. Затем переменным задаются количественные значения, что  позволяет объективно оценить и  понять каждую из них, а также взаимосвязи  между ними.

Наконец, формализованная таким  образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии»  ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий.

Развитие компьютерной техники  дало новый мощный импульс данному  направлению. Кроме того, как справедливо  отмечается в, «...именно количественная школа... стимулировала привлечение  положений теории систем, кибернетики  — областей науки, синтезирующих, интегрирующих  сложные явления — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению контраста между  рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов  налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе»10.

 

 

 

 

  1. Настоящее и будущее науки и практики управления

Мы живем в мире, который изменяется даже не со скоростью сверхзвукового лайнера, переносящего пассажиров из Парижа в Нью-Йорк за три с половиной  часа, а со скоростью электронной  почты, передающей страницу текста на то же расстояние менее чем за пять секунд. В основе современной "революции  перемен" лежит, прежде всего, технический  прогресс, влияние которого многосторонне  и вызывает изменения практически  во всех сферах человеческой жизни, оказывающие, в свою очередь, обратное воздействие  на внешнюю по отношению организациям среду. Важными катализаторами перемен  являются также изменение за последнее  десятилетие политики ведущих стран  мира в сторону большего экономического либерализма и свободы торговли, преодоление раскола мира на два  антагонистических лагеря, постепенное  повсеместное утверждение идеи свободы  предпринимательства и свободы  личности, повышение уровня образованности и информированности населения  Земли, прежде всего развивающихся  стран. Не останавливаясь на характеристике самих перемен, попытаемся кратко определить новые их проявления:

 глобализация экономики. Времена,  когда можно было спрятаться  на острове идеологической ортодоксальности  или укрыться за забором таможенных  пошлин прошли, сегодня практически  каждая компания ощущает себя  частью всемирного хозяйства.;

стремительное сокращение времени  обладания технологическим конкурентным преимуществом. Современная технология позволяет конкурентам легко  воспроизводить продукты-новинки и  оригинальные технологии, традиционно  служившие источником устойчивых преимуществ  в конкурентной борьбе;

изменение статуса потребителя. Колоссальное расширение рынка товаров и услуг  и развитие информационных технологий, обеспечивающее доступ к пpaктически неограниченному числу товаров  по всему миру, изменяют поведение  потребителя. Современный потребитель  ориентируется на полное, а не частично удовлетворение индивидуальных потребностей, которые быстро меняются под действием глобального рынка, чувствительного одновременно ко всем аспектам предложения - цене, качеству, функциональным и эстетическим свойствам товара, надежности. Решения потребителей все больше и больше приобретают чисто рациональный характер, потребительский выбор определяется не страной-производителем или традицией, а характеристиками конкретного комплекса предлагаемых товаров. Все труднее становится завоевать и, главное, сохранить лояльность потребителей - основу долгосрочного процветания любой компании.

Так же очевидно, что основополагающие успеха в новых экономических  условиях будут отличаться от факторов, обеспечивавших процветание компаний во второй половине нынешнего века. Конкурентоспособность компаний в XXI веке будет определяться:

гибкостью и способностью к изменениям как в отношении удовлетворения потребностей клиентов (выпускаемой  продукцией и оказываемыми услугами), так и внутренних систем организации  технологии, организационной структуры (методов учета, контроля и т.д.).;

скоростью реакции на изменения  во внешней среде, включая потребности  клиентов, стратегию конкурентов, состояние  рынка труда и комплектующих.;

оптимальным использованием всех ресурсов, которыми располагает организация. Современная организация не может  терпеть ситуацию, при которой 60% потенциала ее сотрудников систематически "простаивает";

способностью овладевать новыми знаниями и навыками. Этот фактор станет, пожалуй, наиболее важным для успеха в следующем  столетии, поскольку скорость устаревания  знаний стремительно возрастает - лет  через десять полностью переучиваться  каждые пять лет придется не только инженерам, но и рабочим. Да и сегодня  переучиваются целые организации - приобретать комплектующие и материалы, разрабатывать новую продукцию, осуществлять внутриорганизационную коммуникацию11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основные достижения шкод управления можно суммировать следующим  образом.

Вклад основных школ в развитие теории управления

Школа научного управления

1.  Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.

2. Отбор работников, лучше всего  подходящих для выполнения задач,  и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами,  требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности  труда.

5. Отделение планирования от  самой работы.

Классическая школа управления

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к  управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений и  школа поведенческих наук

1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности  и производительности труда.

2. Применение наук о человеческом  поведении к управлению и формированию  организаций таким образом, чтобы  каждый работник мог быть использован  в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления

1. Углубление понимания сложных  управленческих проблем благодаря  разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов  в помощь руководителям, принимающим  решения в сложных ситуациях.

Список литературы

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-584с.
  2. Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ, 2008.-497с.
  3. Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2009.
  4. Барышников, Ю.Н. Эволюция управленческой мысли  / Ю.Н. Барышников / Российская академия государственной службы при президенте РФ, каф. менеджмента. 2010.
  5. Веснин, В.Р.  Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
  6. Коргова, М.А. История менеджмента: учебник / М.А. Коргова, А.М.Салогуб. – М.: Феникс, 2009. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-584с.

2 Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2009.

3 Веснин, В.Р.  Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

4 Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ, 2008.-497с.

5 Барышников, Ю.Н. Эволюция управленческой мысли  / Ю.Н. Барышников / Российская академия государственной службы при президенте РФ, каф. менеджмента. 2010.

6 Веснин, В.Р.  Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

7 Коргова, М.А. История менеджмента: учебник / М.А. Коргова, А.М.Салогуб. – М.: Феникс, 2009. – 240 с.

8 Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2009.

9 Веснин, В.Р.  Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-584с.

11 Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ, 2008.-497с.

 


Информация о работе Школа науки управления