Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства до принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.
Введение 3
Основные школы науки управления 4
Школа научного управления (1885—1920) 6
Административная («классическая») школа в управлении (1920—1950) 9
Школа «человеческих отношений» (1930—1950) 12
Школа «количественных методов в управлении» (1950 г. — по настоящее время) 15
Настоящее и будущее науки и практики управления 16
Заключение 19
Список литературы 20
Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями. Теория управления постепенно и во все большей мере начинает отходить от жесткорационалистических подходов и переходит к разработке так называемых мягких схем управления, учитывающих психологические особенности человека. «Классическая» теория фирмы (основанная на постулате «экономического человека» с присущей ему, по выражению Г. Саймона, «абсурдно всеведущей рациональностью») уступает место иным, более комплексным, подходам; формируется теория управления «с человеческим лицом»8.
Принципиальная переориентация исследований
в направлении изучения человеческого
фактора как основного элемента
эффективной организации
Столь радикальное изменение общей ориентации исследований имело и иные — более общие причины. В частности, это — влияние на теорию управления других, также бурно развивающихся в то время наук — психологии и социологии. В этой связи необходимо отметить возникновение и быстрое развитие промышленной психологии. Ее основатель Г. Мюнстерберг в книге «Психология и промышленная эффективность» формулирует цели новой науки, очень сходные с целями рассматриваемой школы: как находить людей, умственные качества которых делают их наиболее подходящими для предстоящей работы; в каких психологических условиях от труда каждого человека можно получить лучший результат; как предприятие может воздействовать на рабочих с тем, чтобы получить от них как можно лучшие результаты.
Другим направлением, оказавшим
большое влияние на возникновение
и развитие «школы человеческих отношений»,
явились социологические
В целом поведенческий подход приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления9.
Хотя влияние этого
Наконец, формализованная таким образом модель ситуации подвергается дальнейшей математической обработке; «проигрываются различные сценарии» ее функционирования и сравниваются их возможные результаты, на основе чего производится выбор управленческих воздействий.
Развитие компьютерной техники
дало новый мощный импульс данному
направлению. Кроме того, как справедливо
отмечается в, «...именно количественная
школа... стимулировала привлечение
положений теории систем, кибернетики
— областей науки, синтезирующих, интегрирующих
сложные явления — к
Мы живем в мире, который изменяется
даже не со скоростью сверхзвукового
лайнера, переносящего пассажиров из Парижа
в Нью-Йорк за три с половиной
часа, а со скоростью электронной
почты, передающей страницу текста на
то же расстояние менее чем за пять
секунд. В основе современной "революции
перемен" лежит, прежде всего, технический
прогресс, влияние которого многосторонне
и вызывает изменения практически
во всех сферах человеческой жизни, оказывающие,
в свою очередь, обратное воздействие
на внешнюю по отношению организациям
среду. Важными катализаторами перемен
являются также изменение за последнее
десятилетие политики ведущих стран
мира в сторону большего экономического
либерализма и свободы
глобализация экономики.
стремительное сокращение времени
обладания технологическим
изменение статуса потребителя. Колоссальное расширение рынка товаров и услуг и развитие информационных технологий, обеспечивающее доступ к пpaктически неограниченному числу товаров по всему миру, изменяют поведение потребителя. Современный потребитель ориентируется на полное, а не частично удовлетворение индивидуальных потребностей, которые быстро меняются под действием глобального рынка, чувствительного одновременно ко всем аспектам предложения - цене, качеству, функциональным и эстетическим свойствам товара, надежности. Решения потребителей все больше и больше приобретают чисто рациональный характер, потребительский выбор определяется не страной-производителем или традицией, а характеристиками конкретного комплекса предлагаемых товаров. Все труднее становится завоевать и, главное, сохранить лояльность потребителей - основу долгосрочного процветания любой компании.
Так же очевидно, что основополагающие успеха в новых экономических условиях будут отличаться от факторов, обеспечивавших процветание компаний во второй половине нынешнего века. Конкурентоспособность компаний в XXI веке будет определяться:
гибкостью и способностью к изменениям как в отношении удовлетворения потребностей клиентов (выпускаемой продукцией и оказываемыми услугами), так и внутренних систем организации технологии, организационной структуры (методов учета, контроля и т.д.).;
скоростью реакции на изменения во внешней среде, включая потребности клиентов, стратегию конкурентов, состояние рынка труда и комплектующих.;
оптимальным использованием всех ресурсов, которыми располагает организация. Современная организация не может терпеть ситуацию, при которой 60% потенциала ее сотрудников систематически "простаивает";
способностью овладевать новыми знаниями
и навыками. Этот фактор станет, пожалуй,
наиболее важным для успеха в следующем
столетии, поскольку скорость устаревания
знаний стремительно возрастает - лет
через десять полностью переучиваться
каждые пять лет придется не только
инженерам, но и рабочим. Да и сегодня
переучиваются целые
Основные достижения шкод управления можно суммировать следующим образом.
Вклад основных школ в развитие теории управления
Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
2. Отбор работников, лучше всего
подходящих для выполнения
3. Обеспечение работников
4. Систематическое и правильное
использование материального
5. Отделение планирования от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления
межличностными отношениями
2. Применение наук о
Школа науки управления
1. Углубление понимания сложных
управленческих проблем
2. Развитие количественных
1 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-584с.
2 Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2009.
3 Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
4 Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ, 2008.-497с.
5 Барышников, Ю.Н. Эволюция управленческой мысли / Ю.Н. Барышников / Российская академия государственной службы при президенте РФ, каф. менеджмента. 2010.
6 Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
7 Коргова, М.А. История менеджмента: учебник / М.А. Коргова, А.М.Салогуб. – М.: Феникс, 2009. – 240 с.
8 Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2009.
9 Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.-584с.
11 Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ, 2008.-497с.