Сценарные модели стратегического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Сценарное моделирование (планирование) — это один из наиболее эффективных системных инструментов стратегического менеджмента вообще и стратегического анализа в частности. Исторически сценарии возникли примерно 30 лет назад в качестве альтернативы одновариантных прогнозов будущего развития конкретных компаний. Одновариантные прогнозы, как правило, довольно жестко задавали по существу единственную траекторию будущего развития организации.

Содержание

Введение 3
Восемь шагов методики сценарного моделирования 4
Понятие метода имитационного моделирования 8
Сущность и содержание стратегических бесед 10
Предназначение аналитической системы Project Expert 12
Методика оценки инвестиционных проектов UNIDO 13
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

методы стратегического анлиза.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Главная и наиболее очевидная цель имитационного  моделирования - выяснить, как повлияют на производительность отдельные изменения  конфигурации системы или увеличение нагрузки на нее. Процесс моделирования  включает три фазы. На фазе валидации строится базовая модель существующей системы, проверяются и обосновываются предположения, лежащие в ее основе. На фазе проектирования модель используется в прогностических целях для предсказания влияния различных модификаций на производительность. На фазе верификации реальная производительность модифицированной системы сравнивается с результатами моделирования. Взятые вместе, эти три фазы образуют модельный цикл.

 

 

Сущность  и содержание стратегических бесед

 

Для высококачественного  сценарного планирования, так же как  и для обеспечения эффективного стратегического управления в целом, очень важной является общая стратегическая культура коммерческой организации.

Особую  роль в становлении высокой стратегической культуры организации может сыграть система так называемых «стратегических бесед» (strategic conversations). Один из результативных способов построения системы стратегических бесед — это проведение в организации серии бесед-диалогов между соответствующими менеджерами и специалистами в процессе освоения и/или развития метода сценарного планирования. [4, c.18]

Сценарный метод был разработан для того, чтобы в коммерческой организации сформировать некоторое общее понимание стратегических целей организации, которое позволит ее персоналу согласованно действовать для достижения главных стратегических целей организации. В современной организации наиболее стратегически успешными менеджерами являются именно те, кто видит свою фундаментальную работу не только в том, чтобы принимать правильные управленческие решения, а в том, как сформировать правильное стратегическое представление и адекватное общее понимание перспективы развития организации.

Одним из эффективных средств достижения этого стали стратегические беседы.

Форма проведения стратегических бесед, конечно, во многом определяется конкретной ситуацией, присущей каждой конкретной организации. Но при этом общей конечной целью бесед вполне могут быть качественные сценарии бизнес-развития на ту или иную конкретную стратегическую перспективу.

Стратегические  беседы должны быть целевыми, свободными и творческими. Но они должны быть хорошо организованными и высокоэффективными.

Для достижения высокой эффективности стратегически? бесед организациям необходимо учиться: правильно формировать соответствующие группы персонала, уметь фокусировать беседы и вести результативные обсуждения.

Наряду  с целью отдельных бесед —  получением сценариев развития организации  на заданную стратегическую перспективу, важнейшая цель всей системы стратегических бесед — это создание и развитие в организации процесса ее стратегического самообучения.

Таким образом, стратегические беседы представляют собой одну из форм превращения коммерческой организации в обучающуюся организацию (Learning Organization). Причем возможная узкая специализация стратегических бесед — это обучение сценарному планированию, а широкая — стратегическому управлению в целом.

В качестве отправной точки построения системы  стратегических бесед в Вашей организации предлагаются методические рекомендации по созданию эффективного процесса сценарного планирования. Далее приведен восьмишаговый вариант такой методики.

 

 

Предназначение  аналитической системы Project Expert

Аналитическая система Project Expert базируется на методике оценки инвестиционных проектов UNIDO и ставшей стандартом де-факто в области бизнес-планирования и инвестиционного проектирования в странах СНГ и Балтии. Последовательно моделируя в системе планируемую деятельность нового или действующего предприятия и изменения в экономической среде, можно вести инвестиционное проектирование и финансовое планирование, создавать бизнес-планы, удовлетворяющие международным требованиям, а также оценивать эффективность реализации проектов. Project Expert позволяет проанализировать альтернативные варианты развития проекта и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования и условия кредитования, оценить запас прочности бизнеса, эффективность вложений для всех участников проекта, выбрать варианты производства, закупок и сбыта, а также вести контроль за реализацией проектов. [3, c.69]

Система позволяет моделировать деятельность различных по величине предприятий – от небольшой частной фирмы до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности – от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать – необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

Работа с системой на разных стадиях  разработки и реализации инвестиционного  проекта может быть описана в  виде следующих основных шагов:

• построение модели компании и ее экономического окружения в рамках проекта ее развития;

• определение потребности в финансировании проекта во времени;

• разработка стратегии финансирования;

• анализ прогнозируемых финансовых результатов;

• бизнес-планирование и создание бизнес-плана – документа, содержащего текстовую часть, необходимые итоговые таблицы, графики и диаграммы;

• анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

 

 

Методика  оценки инвестиционных проектов UNIDO

Наиболее значимыми для каждого  предприятия являются инвестиционные проекты. Поэтому любое руководство  стремится к тому, чтобы инвесторы  вложили средства именно в их детище. Но, те, кто выбирает себе объект для  инвестирования, проводят очень долгую и важную процедуру.

Они хотят, чтобы их средства принесли немалую прибыль в будущем, поэтому  тщательно оценивают все необходимые  показатели.

Для того чтобы оценить эффективность инвестиционных проектов применяют методики UNIDO. Они требуют соблюдения следующих принципов:

    1. Определить стратегию финансирования проекта.
    2. Проанализировать финансовое состояние предприятия.
    3. Учитывать все возможные риски при внедрении проекта.
    4. Прогноз возврата вложенных средств. [4, c.72]

Методики UNIDO основаны на дисконтировании. Для выбора лучшего инвестиционного  проекта применяют следующие  основные показатели:

1. Индекс доходности (соотношение  затрат и дохода от инвестиционного  проекта). Этот показатель дает  понять, насколько эффективно вложены  средства в проект.

2. Чистая дисконтированная прибыль  (разница между суммой притока  и суммой оттока денежных средств в период, другими словами, насколько изменится ценность фирмы после реализации инвестиционного проекта). У этого показателя есть свои плюсы и минусы. Первые - учет стоимости денег во времени и четкие критерии принятия решений. Главным минусом чистой дисконтированной прибыли является то, что она не учитывает возможные риски.

3. Внутренняя норма возврата  вложенных средств (характеризует  уровень прибыльности проекта,  при котором стоимость денежного  потока в будущем не может  превышать сумму инвестировавших  сегодня средств). Это та норма  дисконта, при которой чистый  приведенный доход равен 0. Определяется  она уже в самом процессе  расчета, а затем ее сравнивают  с запланированной нормой дохода.

4. Срок окупаемости (период времени,  за который вложенные средства  полностью окупятся). Одним из  недостатков этого показателя  является то, что он не учитывает  изменение стоимости денежной валюты во времени. [4, c.78]

Значимость каждого из этих показателей  определяется исключительно исходя из основной цели инвестирования средств. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что наибольшую значимость в методике UNIDO имеет показатель чистой дисконтированной прибыли. Ведь он, как никакой другой, показывает главную цель инвестирования, а также дает более общую характеристику результата и определяет меру интегрального эффекта.

Остальные три показателя отражают лишь состояние инвестиционного  проекта. Однако только при комплексной  оценке всех показателей инвесторы  принимают решение о вложении средств.

 

Заключение

Сценарное моделирование (планирование) — это  один из наиболее эффективных системных  инструментов стратегического анализа. При сценарном подходе к анализу  бизнес-среды для конкретной организации разрабатывается несколько примерно одинаково вероятных, но значимо контрастных вариантов ее будущего развития.

Задача  сценарного метода — выработать некоторое  общее понимание в коммерческой организации, которое позволит ее персоналу  согласованно действовать для достижения главных стратегических целей организации.

Важнейшая цель всей системы сценарного подхода  к анализу — создание и развитие в организации процесса ее стратегического  самообучения в виде бесед (метод  синдиката). Стратегические беседы могут  представлять собой одну из форм превращения  коммерческой организации в обучающуюся  организацию.

Восемь шагов методики сценарного моделирования. 

Шаг 1. Определение  ключевых стратегических направлений  и/или вопросов.

Шаг 2. Установление ключевых факторов ближней внешней  среды.

Шаг 3. Определение  ключевых факторов дальней внешней  среды.

Шаг 4. Ранжирование по важности и степени неопределенности.

Шаг 5. Выявление  логики каждого сценария.

Шаг 6. «Очистка»  сценариев.

Шаг 7. Выводы.

Шаг 8. Определение  характерных индикаторов.

Одним из примеров практического применения сценарной модели стратегического  анализа является метод имитационного  моделирования, позволяющий просчитывать различные варианты развития предприятия, состояния внешнего экономического окружения, планируемые инвестиционные проекты. Применение  имитационного  моделирования  дает возможность  проверить различные идеи, гипотезы и предположения относительно развития бизнеса, проанализировать последствия  их реализации. Деятельность предприятия  в модели воспроизводится посредством  описания движения денежных потоков (поступлений  и выплат, Cash-Flow) как событий, происходящих в различные периоды времени.

Названные подходы положены в основу аналитической  системы Project Expert, программы, базирующейся на методике оценки инвестиционных проектов UNIDO и ставшей стандартом де-факто в области бизнес-планирования и инвестиционного проектирования в странах СНГ и Балтии. Последовательно моделируя в системе планируемую деятельность нового или действующего предприятия и изменения в экономической среде, можно вести инвестиционное проектирование и финансовое планирование, создавать бизнес-планы, удовлетворяющие международным требованиям, а также оценивать эффективность реализации проектов. Project Expert позволяет проанализировать альтернативные варианты развития проекта и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования и условия кредитования, оценить запас прочности бизнеса, эффективность вложений для всех участников проекта, выбрать варианты производства, закупок и сбыта, а также вести контроль за реализацией проектов.

Система позволяет проводить финансовое моделирование деятельности компаний различных размеров - от небольшого частного предприятия до холдинговых  структур. С ее помощью можно создавать  проекты любой сложности - от расчета  окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать - необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

Работа  с Project Expert на разных стадиях разработки, оценки и реализации инвестиционного проекта может быть описана в виде следующих основных шагов:

• построение финансовой модели компании и ее экономического окружения в  рамках проекта ее развития;  
• определение потребности в финансировании проекта во времени;  
• разработка стратегии финансирования;  
• анализ прогнозируемых финансовых результатов инвестиционного проекта;  
• бизнес планирование и создание бизнес плана - документа, содержащего текстовую часть, необходимые итоговые таблицы, графики и диаграммы;  
• анализ данных о текущем состоянии инвестиционного проекта в процессе его реализации.

 

 

Список использованных источников

  1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005.
  2. Спринчак А.И. Управление рисками: пособие / А.И. Спринчак.- Мн.: Акад.упр.при Президенте Респ. Беларусь,2009.-123с.
  3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент.- М.: ЗАО "Бизнес-школа"Интел-Синтез", 2004.
  4. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  5. Интернет-ресурсы: режим входа  http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html
  6. Интернет- ресурсы: http://www.bookshunt.ru/b89727_strategicheskij_i_konkurentnij_analiz.
  7. Интернет-ресурсы: режим входа  http://gaap.ru/articles/49672/

Информация о работе Сценарные модели стратегического анализа