Руководство и лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:40, реферат

Описание работы

Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....2
Теории руководства и лидерства………………………………………....4
1.1 Подход с позиции личных качеств…………………………………..4
1.2 Поведенческий подход……………………………………………….6
1.3 Ситуационный подход ……………….…………………………….....7
2. Личностные характеристики эффективного руководителя……………..8
3. Стили лидерства и руководства…………………………………………..11
3.1 Авторитарный стиль управления……………………………………..11
3.2 Демократический стиль управления………………………………....12
Попустительский стиль управления………………………………….13
4. Ситуационные теории руководства………………………………………14
5. Практическая часть………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Квалификационная работа на тему (Руководство и лидерство).docx

— 50.90 Кб (Скачать)

     4. Используя системный подход, необходимо  находить управленческие воздействия,  дающие минимальный отрицательный  эффект в конкретной ситуации  принятия решения, обеспечивая  достижение целей, стоящих перед  организацией, наиболее эффективным способом.

     Наиболее  важная часть ситуационного подхода  — выделение переменных, определяющих развитие ситуации. Естественно, при  этом нет необходимости отслеживать  все переменные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние многих из них незначительно. Необходимо выделять и отслеживать изменение действительно  важных переменных. 
 

  1. Личностные  характеристики эффективного руководителя

     Формирование  психологической компетентности  – необходимое условие успешной деятельности руководителя. Способность  эффективно выстраивать личностное и социально ориентированное  общение с окружающими людьми, владение искусством управленческого  воздействия, проявление эмпатии к  сотрудникам, выбор эффективного стиля  руководства, использование разнообразных  способов мотивации сотрудников  – мощный рычаг повышения результативности труда.

     Неумение  устанавливать психологический  контакт,  создавать благоприятную  атмосферу в коллективе, определять психическое состояние сотрудников, предупреждать и эффективно разрешать  конфликты, убеждать других людей свидетельствует  о несовершенстве коммуникативно-управленческих способностей руководителя.

           Успешность деятельности руководителя во многом обусловлена его личностными характеристиками. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.

    Длительное  время считалось, что эффективность деятельности руководителя прямо зависит от его интеллектуального уровня. Однако в настоящее время установлено, что между уровнем интеллекта и эффективностью руководства нет прямой связи. Можно выделить целый ряд факторов, опосредующих влияние интеллекта на эффективность руководства:

    интеллект – мотивация – опыт – отношения с вышестоящим начальством – отношения с группой – эффективность руководства.

    Указанные факторы могут ослаблять позитивные корреляции между данными параметрами.

    Влияние интеллекта на эффективность руководства  зависит в первую очередь от его мотивации, стремления занимать высокие должности и добиваться высоких результатов.

    Наиболее  значимых результатов в менеджменте достигают люди не с самым высоким и не с самым низким уровнем интеллектуального развития, а со средними интеллектуальными способностями.

    Высокое интеллектуальное развитие нередко  сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком самоуверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и эффективного руководства. Поэтому при оценке роли интеллекта в деятельности руководителя необходимо учитывать различные факторы, опосредующие влияние интеллекта. Интеллектуальный уровень руководителя связан с рядом других его важнейших качеств. К наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя (кроме уже рассмотренного интеллекта) относятся следующие:

  • доминантность, т. е. стремление влиять на других людей. Эта черта прямо связана со стремлением к лидерству и мотивацией руководства;
  • уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить. И напротив, неуверенный в себе, постоянно сомневающийся и колеблющийся руководитель не вызывает доверия и не способен объединить и мобилизовать людей на выполнение заданий;
  • эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость. Руководитель должен уметь контролировать свое поведение, регулировать проявление собственных эмоций, не демонстрируя личные пристрастия или неприязнь к отдельным работникам. Конечно, он, как и любой человек, не может не испытывать положительных и отрицательных эмоций. Постоянное подавление эмоций может негативно сказаться на здоровье, вызвать различного рода неврозы, гипертонические, язвенные и другие заболевания. Поэтому очень важно находить время для эмоциональной разрядки, которую могут дать спорт, туризм, хобби, активное семейное и иное общение;
  • креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь творчески мыслить, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;
  • целенаправленность, стремление к достижению цели. Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации. Это — важная составная часть мотивации руководства;
  • предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью прогнозировать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия;
  • решительность, готовность брать на себя ответственность. Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель проявляет решительность и настойчивость при достижении цели и несет личную ответственность за принятые решения;
  • надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле;
  • коммуникативность. Руководитель затрачивает на общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется устойчивого успеха;
  • способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя явно не достаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий. Необходимо стремиться к максимальному использованию трудового потенциала работника, учитывая индивидуальные возможности каждого.

    Таким образом, личностные характеристики являются важнейшими факторами эффективного руководства, инструментами успешной профессиональной деятельности руководителя.  
 

3. Стили лидерства и руководства

        Основу  для классификаций стилей руководства  или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к  лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения  по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию  экспериментов, на основе которых выделил  три ставших классическими стиля  управления:  
 
–  авторитарный; 
–  демократический;  
–  попустительский.

         
3.1 Авторитарный стиль  управления.

     Для него характерны жесткое единоличное  принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий  постоянный контроль за выполнением  решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к  работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

     За  счет постоянного контроля этот стиль  управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим  критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.  
Однако недостатков больше, чем достоинств: 
· высокая вероятность ошибочных решений;  
·  подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;  
· неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;  
· неблагоприятный психологический климат ("подхалимы", "козлы отпущения", интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.  
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
 

     3.2 Демократический  стиль управления

     Управленческие  решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив  сотрудников ("максимум демократии"), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету  их интересов, потребностей, особенностей.

     Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую  вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей  своей работой и членством  в коллективе, благоприятный психологический  климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и  взаимопонимания. Руководитель ведет  себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может  выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При  этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

     Однако  реализация демократического стиля  возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.  

3.3 Попустительский  стиль управления

     Характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций  не стремятся достичь), а с другой — "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

     Этот  стиль управления характеризуется  безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего: 

·  результаты работы обычно низкие;  
· люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;  
·  нет никакого сотрудничества;  
· нет стимула добросовестно трудиться;  
· разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;  
· подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;  
· идет расслоение на конфликтующие подгруппы.  

     Возможно  несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно  уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под "демократического").  
Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.  

  1. Ситуационные теории руководства

     Личностные  качества руководителя являются существенными  компонентами его руководства. Но очевидно, что эффективность стиля руководства  зависит от особенностей конкретной управленческой ситуации.

Когда ситуация меняется, то меняется и выбранный  стиль руководства. Выбор стиля  и поведение руководителя должны быть гибкими.

     Современная теория руководства большое внимание уделяет ситуационному походу. Суть ситуационного подхода заключается  в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев  управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для  каждого случая в зависимости  отконкретных обстоятельств в данный момент.

     Ученые  пытаются определить, какие особенности  поведения и личные качества руководителя более всего соответствуют определенным ситуациям. В зависимости от особенностей конкретной ситуации должны выбираться различные стили руководства. В  общем случае руководитель должен стремиться к выработке такого стиля, который  должен привести к высокой производительности труда и к достаточной удовлетворенности  от него работающих.

     Для оценки эффективности стилей руководства  исследователи стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненных, а на всю ситуацию в целом. Исследования показали, что в эффективном руководстве  решающую роль могут сыграть так  называемые ситуационные факторы, которые  определяют условия и обстоятельства (ситуацию) управления.

В качестве ситуационных факторов могут представляться:

  1. потребности и личные качества подчиненных;
  2. характер выполняемой работы (задания);
  3. требования и воздействия внешней среды;
  4. информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
  5. важность качества выполняемой работы;
  6. степень структуризации работы;
  7. степень мотивации подчиненных;
  8. возможности руководителя использовать вознаграждения за работу и другие факторы.

     Анализ  работы руководителя, связанный с  использованием различных стилей руководства, позволил выделить два основных стиля (подхода), на которые ориентируется  руководитель в процессе управления.

Информация о работе Руководство и лидерство