Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В данном реферате представлена информация и её анализ о розничной торговой деятельности. В частности рассмотрены её функции, виды, современные тенденции развития, направления повышения конкурентоспособности, правовые отношения субъектов розничной торговли, нормативно-правовые основы. Цель изложения заключается в предоставлении широкой информации о состоянии розничной торговли в Российской Федерации, в выявлении прогнозов развития и повышения конкурентоспособности розничной торговой деятельности в современных условиях.

Содержание

Предисловие 3
Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты. 4
№381-ФЗ 8
№209-ФЗ 11
Функции и виды розничной торговли 14
Мелкорозничная торговая деятельность 15
Виды магазинов 16
Тенденции развития 19
Рынок 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ розн торг.docx

— 91.58 Кб (Скачать)
  • традиционное обслуживание через прилавок;
  • магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами;
  • магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
  • магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
  • продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).

По формам товарной специализации:

  • Универсальные;
  • Комбинированные;
  • Специализированные;
  • Узкоспециализированные;
  • Неспециализированные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных или непродовольственных товаров. Универсальные магазины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса. Вместе с тем, следует учесть, что универсальные магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функционирования всех основных сегментов потребительского рынка.

Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, т. е. удовлетворяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными (или комплексными) магазинами являются «Товары для детей»; «Товары для женщин»; «Товары для дома»; «Товары для отдыха и спорта»; «Диетические продукты» и некоторые другие. Комбинированные магазины могут создаваться для реализации как непродовольственных, так и продовольственных товаров.

Специализированные магазины реализуют две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами специализированных магазинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясорыбных товаров и многие другие.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, электроосветительные приборы, инструменты, мужские сорочки и другие.

Неспециализированные (или  смешанные) магазины реализуют товары разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольственных товаров. Магазины такой формы специализации выбираются обычно для размещения в сельской местности. 

По определяющему методу продажи товаров магазины подразделяются на следующие основные группы:

  • Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей (продажа товаров осуществляются через продавцов);
  • Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания (основан на принципе свободного отбора товаров покупателями);
  • Магазины, реализующие товары по образцам и каталогам (продажа товаров осуществляется на основе предварительного ознакомления и расчета за товары, обеспечивая их последующую доставку на дом покупателям).

По ценовым уровням  реализуемых товаров магазины подразделяются на такие основные группы:

  • Магазины среднего уровня цен;
  • Магазины низких цен;
  • Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен.

По размерам торговой площади магазины подразделяются на четыре основных группы (в городе):

  • Мелкие (магазины с торговой площадью до 250 кв. м.);
  • Средние (251-1000 кв. м.);
  • Крупные (1001-3500 кв. м.);
  • Крупнейшие (свыше 3500 кв. м.).

При этом для городских  и сельских магазинов критерии их размерной дифференциации различны.

Тенденции развития:

  • наблюдается появление новых форматов магазинов. Например, Ритейл Парк (англ. Retail park) – экономичный формат торговых центров. Ритейл Парк представляет собой комплекс из одно- и двухэтажных зданий или строений (не менее 5 объектов), сгруппированных около большой парковки. Для строительства торгового центра используются самые дешёвые технологии и конструкции. За счёт минимизации затрат собственника на строительство и обслуживание ТЦ, арендные ставки на торговые площади в ритейл—парках могут быть очень низкими, что позволяет арендаторам существенно снижать цены на продаваемые товары.;
  • развивается сетевая розница (до 25% от объема рынка на определенной территории);
  • наблюдается появление мультиформатов в одной сети;
  • развивается интернет торговля (1,8% - доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в РФ);
  • развитие мобильных информационных систем и их использование при оплате товара, а также радиочастотных чипов, при перемещении заказанных товаров и товародвижении (бесконтактная технология NFC, технология RFID). Например, технология RFID заключается в возможности сканирования сразу более 100 товаров одновременно, и, в отличие от штрих-кода, условия видимости товаров не является обязательным. Типовая RFID-этикетка содержит компьютерный чип и антенну. Также данная технология позволяет отслеживать движение товара внутри магазина. С использованием RFID будут внедрены «умные полки», которые автоматически распознают перемещение или замену маркированных товаров и сообщают об этих изменениях центральной системе и выдают запросы на обновление ассортимента.

 

Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли.

Процессы, происходящие в  целом в сфере розничной торговли, характерны и для субъектов Российской Федерации. Оборот розничной торговли в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился во всех федеральных округах. Эта  тенденция сохраняется также  и в 2012 году. Вместе с тем достичь  докризисного уровня не удалось ни в одном из федеральных округов.

 

 


Таблица 2. Оборот розничной  торговли по федеральным округам.

В 2011г. выше среднероссийского  уровня индекс физического объема оборота  розничной торговли был в 43 субъектах  из 83. Наиболее значительный прирост  наблюдался в Республике Ингушетия (53,4%), Амурской области (18,7%), Омской области (15,6%), Республике Хакасия (14,9%) и Республике Калмыкия (14,3%). В то же время, в Еврейской  автономной республике наблюдалось  уменьшение оборота розничной торговли на 5,8%.

По итогам I полугодия 2012г. индекс физического объема был выше среднероссийского уровня также  в 43 субъектах. В число лидеров  попали Республика Ингушетия (47,8%), Чеченская  Республика (39,8%), Республика Адыгея (30,2%), Ивановская область (24,5%), Республика Татарстан, Красноярский и Ставропольский края, Амурская, Белгородская, Владимирская, Воронежская и Ярославская области (14,2-19,6%). Снижение оборота розничной  торговли наблюдалось в Камчатском крае (на 0,5%) и Чукотском автономном округе (на 7,9%).

В структуре оборота розничной  торговли в 2011г. на девять субъектов  Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Московскую, Ростовскую, Свердловскую и Тюменскую области - приходилось 47,0% всего оборота, в  том числе на Москву - 17,4%, Санкт-Петербург - 3,9%.

В 2011г. наблюдается ориентация населения на покупку товаров  в магазинах. При увеличении по сравнению  с 2010г. объемов продажи товаров  торгующими организациями (включая  индивидуальных предпринимателей вне  рынка) на 8,1%, объемы продажи на рынках упали на 0,7%. В I полугодии 2012г. тенденция 2011г. сохранилась, прирост продажи  товаров торгующими организациями  составил 8,4%, объемы продажи на рынках сократились на 1,5%.


Таблица 3. Динамика оборота  розничной торговли по формам торговли.

В 2011г. доли рынков и ярмарок  в обороте розничной торговли продолжала сокращаться. Она составила 11,6% против 12,5% в 2010 году. За прошлый  год доля рынков уменьшилась в 67 субъектах Российской Федерации.

В более половине субъекте Российской Федерации в 2011г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота  розничной торговли не превышала 10%.

 


Таблица 4. Структура формирования оборота розничной торговли в 2011 году (2010г.).

Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали  в 2011г. более половины всего оборота  розничной торговли (51,3%).

Число организаций розничной торговли на конец 2011г. составило 259,4 тыс., число розничных рынков - 3,2 тыс., число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, - 1,7 млн.человек.

Среди организаций розничной  торговли в 2011г. наибольший удельный вес, как и год назад, занимали организации, зарегистрированные как осуществляющие розничную торговлю в неспециализированных магазинах (32% от общего числа организаций), розничную торговлю прочими товарами в специализированных магазинах (31%) и розничную торговлю пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными  изделиями в специализированных магазинах (23%). В числе последних  наибольшую долю составляли организации  с основным видом деятельности "розничная  торговля алкогольными и другими  напитками" (50% от их общего числа), "розничная  торговля хлебом, хлебобулочными и  кондитерскими изделиями" (4%) и "розничная  торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы" (5%), "розничная торговля фруктами, овощами и картофелем" (5%).

На конец 2011г. число магазинов  составило 673 тыс. объектов с площадью торговых залов 78,1 млн.кв.м. Динамично  развиваются современные форматы  торговли (гипермаркеты, супермаркеты). Доля их торговых площадей составляет около 24% от площадей всех форматов торговли.

Обеспеченность населения  торговыми площадями составила 578,6 кв.м. на 1000 человек.

По данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2011г. по организациям с основным видом  экономической деятельности "розничная  торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами; ремонт бытовых  изделий и предметов личного  пользования" поступление налогов  и сборов составило 252,1 млрд.рублей (или 107,3% к прошлому году).

Рынок  - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Функции рынка:

  • Ценообразующая;
  • Посредническая;
  • Информационная;
  • Регулирующая;
  • Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).

Классификация рынков:

Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров  и услуг.

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).

По виду товара: предметов  потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей  силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак (оптовый, неорганизованный);

По потребительским товарам: (дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной  страны называется Национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения  национальной экономики. Внутри него могут  выделяться региональные рынки.

Классификация по территории:

  • Местный
  • Региональный
  • Национальный
  • Межстрановых объединений
  • Мировой.

Можно выделить также организованный, неорганизованный легальный - теневой.

Виды рынков:

  • Рынок товаров и услуг
  • Рынок ценных бумаг
  • Рынок кредитных ресурсов
  • Рынок недвижимости
  • Рынок средств производства
  • Рынок «ноу-хау» и другой информации
  • Рынок труда
  • Финансовый рынок или рынок капитала
  • Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

 

 

Список использованной литературы:

  1. Краткий курс торгового предпринимательства. /Кол. авт.: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001. 208 с.
  2. И. П. Мерзляков «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.
  3. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
  4. Г.Н. Франовская. МАЛЫЙ БИЗНЕС. Учебное пособие для вузов. 2007
  5. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001.
  6. Леви М., Бартон А.. Основы розничной торговли. - Москва, 2001.
  7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Маслова Е.В./ Статья/  www.nbene.narod.ru
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://www.grandars.ru
  10. Розничный рынок: порядок организации и деятельности. Красова О.С.
  11. http://www.roskodeks.ru
  12. consultant.ru
  13. http://standartgost.ru

Информация о работе Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности