Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, реферат
В данном реферате представлена информация и её анализ о розничной торговой деятельности. В частности рассмотрены её функции, виды, современные тенденции развития, направления повышения конкурентоспособности, правовые отношения субъектов розничной торговли, нормативно-правовые основы. Цель изложения заключается в предоставлении широкой информации о состоянии розничной торговли в Российской Федерации, в выявлении прогнозов развития и повышения конкурентоспособности розничной торговой деятельности в современных условиях.
Предисловие 3
Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты. 4
№381-ФЗ 8
№209-ФЗ 11
Функции и виды розничной торговли 14
Мелкорозничная торговая деятельность 15
Виды магазинов 16
Тенденции развития 19
Рынок 24
Список используемой литературы 26
По формам товарной специализации:
Универсальные магазины
Комбинированные (или комплексные) магазины
Специализированные магазины
Узкоспециализированные
Неспециализированные (или
смешанные) магазины реализуют товары разных
групп, не связанных (или слабо связанных)
между собой общностью спроса. В отличие
от универсальных магазинов они предлагают
ограниченную номенклатуру групп продовольственных
и непродовольственных товаров. Магазины
такой формы специализации выбираются
обычно для размещения в сельской местности.
По определяющему методу
продажи товаров магазины
По ценовым уровням
реализуемых товаров магазины
По размерам торговой площади магазины
При этом для городских и сельских магазинов критерии их размерной дифференциации различны.
Тенденции развития:
Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли.
Процессы, происходящие в
целом в сфере розничной
Таблица 2. Оборот розничной торговли по федеральным округам.
В 2011г. выше среднероссийского уровня индекс физического объема оборота розничной торговли был в 43 субъектах из 83. Наиболее значительный прирост наблюдался в Республике Ингушетия (53,4%), Амурской области (18,7%), Омской области (15,6%), Республике Хакасия (14,9%) и Республике Калмыкия (14,3%). В то же время, в Еврейской автономной республике наблюдалось уменьшение оборота розничной торговли на 5,8%.
По итогам I полугодия 2012г.
индекс физического объема был выше
среднероссийского уровня также
в 43 субъектах. В число лидеров
попали Республика Ингушетия (47,8%), Чеченская
Республика (39,8%), Республика Адыгея (30,2%),
Ивановская область (24,5%), Республика Татарстан,
Красноярский и Ставропольский края,
Амурская, Белгородская, Владимирская,
Воронежская и Ярославская
В структуре оборота розничной торговли в 2011г. на девять субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Московскую, Ростовскую, Свердловскую и Тюменскую области - приходилось 47,0% всего оборота, в том числе на Москву - 17,4%, Санкт-Петербург - 3,9%.
В 2011г. наблюдается ориентация населения на покупку товаров в магазинах. При увеличении по сравнению с 2010г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 8,1%, объемы продажи на рынках упали на 0,7%. В I полугодии 2012г. тенденция 2011г. сохранилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 8,4%, объемы продажи на рынках сократились на 1,5%.
Таблица 3. Динамика оборота розничной торговли по формам торговли.
В 2011г. доли рынков и ярмарок в обороте розничной торговли продолжала сокращаться. Она составила 11,6% против 12,5% в 2010 году. За прошлый год доля рынков уменьшилась в 67 субъектах Российской Федерации.
В более половине субъекте Российской Федерации в 2011г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 10%.
|
Таблица 4. Структура формирования оборота розничной торговли в 2011 году (2010г.).
Прочное место в торговле
занимает малый бизнес. Субъекты малого
предпринимательства
Число организаций розничной торговли на конец 2011г. составило 259,4 тыс., число розничных рынков - 3,2 тыс., число индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, - 1,7 млн.человек.
Среди организаций розничной торговли в 2011г. наибольший удельный вес, как и год назад, занимали организации, зарегистрированные как осуществляющие розничную торговлю в неспециализированных магазинах (32% от общего числа организаций), розничную торговлю прочими товарами в специализированных магазинах (31%) и розничную торговлю пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями в специализированных магазинах (23%). В числе последних наибольшую долю составляли организации с основным видом деятельности "розничная торговля алкогольными и другими напитками" (50% от их общего числа), "розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями" (4%) и "розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы" (5%), "розничная торговля фруктами, овощами и картофелем" (5%).
На конец 2011г. число магазинов
составило 673 тыс. объектов с площадью
торговых залов 78,1 млн.кв.м. Динамично
развиваются современные
Обеспеченность населения торговыми площадями составила 578,6 кв.м. на 1000 человек.
По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. по организациям с основным видом экономической деятельности "розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования" поступление налогов и сборов составило 252,1 млрд.рублей (или 107,3% к прошлому году).
Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
Классификация рынков:
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой);
функциональный признак (оптовый, неорганизованный);
По потребительским товарам: (дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).
Совокупность рынков одной страны называется Национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории:
Можно выделить также организованный, неорганизованный легальный - теневой.
Виды рынков:
Список использованной литературы: