Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В данном реферате представлена информация и её анализ о розничной торговой деятельности. В частности рассмотрены её функции, виды, современные тенденции развития, направления повышения конкурентоспособности, правовые отношения субъектов розничной торговли, нормативно-правовые основы. Цель изложения заключается в предоставлении широкой информации о состоянии розничной торговли в Российской Федерации, в выявлении прогнозов развития и повышения конкурентоспособности розничной торговой деятельности в современных условиях.

Содержание

Предисловие 3
Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты. 4
№381-ФЗ 8
№209-ФЗ 11
Функции и виды розничной торговли 14
Мелкорозничная торговая деятельность 15
Виды магазинов 16
Тенденции развития 19
Рынок 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ розн торг.docx

— 91.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент торговых организаций. Розничная торговля» на тему: «Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнен студентом 3 курса 37 группы

Факультета управления специальности 

«Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие                                                                                                             3

Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты.                                   4

№381-ФЗ                                                                                                           8

№209-ФЗ                                                                                                         11

Функции и виды розничной  торговли                                                           14

Мелкорозничная торговая деятельность                                                       15

Виды магазинов                                                                                              16

Тенденции развития                                                                                        19

Рынок                                                                                                               24

Список используемой литературы                                                                 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие.

Отличительной особенностью конкурентного рынка является свобода  торговли. Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли» всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

Существует множество  определений понятия «торговая  деятельность». Вот некоторые из них:

  • Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. (Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в г. Москве»)
  • Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. (ФЗ №381 от 28.12.2009)
  • Торговая деятельность - самостоятельная инициативная деятельность граждан и юридических лиц по осуществлению продажи и покупки товаров в целях извлечения прибыли.

В данном реферате представлена информация и её анализ о розничной торговой деятельности. В частности рассмотрены её функции, виды,  современные тенденции развития, направления повышения конкурентоспособности, правовые отношения субъектов розничной торговли, нормативно-правовые основы.

Цель изложения заключается  в предоставлении широкой информации о состоянии розничной торговли в Российской Федерации, в выявлении  прогнозов развития и повышения  конкурентоспособности розничной торговой деятельности в современных условиях.

 

 

 

Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты.

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Розничная торговля означает в переводе с англ. - retail trade - «малый бизнес», с франц. retailer - «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» — «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому в последнее время розничную торговлю, т.е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», или ритейл.

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где  указано, что по договору розничной  купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. (п. 1 ст. 2 ГК РФ)

Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении  доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг. Именно розничная  торговля ориентирует отечественных  производителей максимально учитывать  запросы общества.

Правовая природа розничной  торговли, как вида деятельности, выражается, прежде всего, в договорном характере. Так, согласно статье 492 Гражданского кодекса  Российской Федерации по договору розничной  купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (поштучно или в небольших количествах (в пределах групповой тары), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.

Исходя из вышеизложенного, розничная торговля фактически представляет собой отношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе передачи и оплаты товара.

Прежде чем приобрести статус продавца, субъекту необходимо совершить ряд юридических действий, для того чтобы быть признанным государственными органами или органами местного самоуправления в качестве такового. Выражается это, прежде всего, в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и в получении лицензий и разрешений на осуществление данного вида предпринимательской  деятельности.

Порядок государственной  регистрации субъектов предпринимательской деятельности был определен Законом от 25.12.1991 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии со статьями 34-й и 35-й которого был принят Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Этим указом было утверждено Положение о порядке государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности. Положение включает в  себя три раздела: «Регистрация предприятия», «Регистрация предпринимателя» и «Отказ в регистрации».

Для государственной регистрации  малого предприятия, необходимо представить  следующие документы:

  • Заявление о регистрации предприятия
  • Утвержденный учредителями Устав предприятия
  • Решение о создании предприятия или договор учредителей
  • Документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия
  • Свидетельство об уплате государственной пошлины

Размер уставного капитала для предприятий (за исключением  государственных или муниципальных  предприятий, акционерных обществ открытого типа и предприятий с участием иностранного капитала) должен быть не менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.

Регистрация предприятий  осуществляется регистрирующим органом  не позднее трех дней, считая со дня  представления необходимых документов, либо в течение 30 календарных дней, считая с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке  учредительных документов.

Для государственной регистрации  предпринимателя требуется представить  заявление  по установленной форме  и документ об уплате регистрационного сбора.

Государственная регистрация  предпринимателя совершается в  день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения  документов по почте.

Отказ в регистрации предприятия (предпринимателя) допускается в  случаях несоответствия состава  представленных документов и состава  содержащихся в них сведений требованиям  Положения.

Розничная торговая деятельность регламентируется Законодательством Российской Федерации и включает соответствующие нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов "О защите прав потребителей", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)", о государственном регулировании продажи отдельных видов товаров, а также принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Российской Федерацией государственное  регулирование розничной торговли осуществляется посредством:

  • установления федеральными законами специальных требований к розничной торговле отдельными видами товаров;
  • лицензирования розничной торговли отдельными видами товаров;
  • регулирования цен на отдельные виды товаров, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, путем установления предельного уровня цен либо обязанности продавца предоставлять потребителю информацию об отпускной цене изготовителя соответствующего товара;
  • установления максимальной допустимой доли импортных товаров в общем объеме розничного торгового оборота продовольственных товаров (кроме алкогольной продукции, табака и табачных изделий), обязательной для всех продавцов таких товаров;
  • государственного надзора за выполнением продавцами в торговых объектах требований законодательства о розничной торговле и о защите прав потребителей.

Субъектами Российской Федерации  государственное регулирование  розничной торговли осуществляется посредством:

  • установления законами субъекта Российской Федерации специальных требований к розничной торговле алкогольной продукцией и ее лицензирования;
  • принятия и реализации региональных программ подготовки и повышения квалификации кадров для розничной торговли;
  • Субъект Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления в границах территории данного субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия в сфере регулирования розничной торговли, предоставленные ему в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Органами местного самоуправления муниципальное регулирование розничной  торговли осуществляется посредством:

  • установления норм территориальной доступности объектов розничной торговли и обеспеченности ими населения, а также принятия мер, необходимых для реализации этих норм, включая ведение реестра торговых объектов;
  • организации торгового обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих установленные законодательством права на льготы в сфере розничной торговли;
  • установления ограничений времени работы торговых объектов общей площадью свыше 2500 квадратных метров в случае, если доля общей площади таких объектов превышает половину общей площади всех торговых объектов, действующих на территории городского поселения.

 

Рассмотрим основные положения, касательно розничной торговли, федерального закона №381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон вступил в силу 1 февраля 2010 года.

  • Целями настоящего Федерального закона являются: (ФЗ №381 от 28.12.2009 Гл.1 ст.1 ч.2)
  1. обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 
  1. развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  2. обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  3. разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

 

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной  власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи  с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. (ФЗ №381 от 28.12.2009 Гл.1 ст.1 ч.3)
  • Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: (ФЗ №381 от 28.12.2009 Гл.1 ст.4 ч.1)

Информация о работе Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности