Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

В данном реферате представлена информация и её анализ о розничной торговой деятельности. В частности рассмотрены её функции, виды, современные тенденции развития, направления повышения конкурентоспособности, правовые отношения субъектов розничной торговли, нормативно-правовые основы. Цель изложения заключается в предоставлении широкой информации о состоянии розничной торговли в Российской Федерации, в выявлении прогнозов развития и повышения конкурентоспособности розничной торговой деятельности в современных условиях.

Содержание

Предисловие 3
Розничная торговая деятельность. Правовые аспекты. 4
№381-ФЗ 8
№209-ФЗ 11
Функции и виды розничной торговли 14
Мелкорозничная торговая деятельность 15
Виды магазинов 16
Тенденции развития 19
Рынок 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ розн торг.docx

— 91.58 Кб (Скачать)
  1. установления требований к ее организации и осуществлению;
  1. антимонопольного регулирования в этой области; 
  2. информационного обеспечения в этой области; 
  3. государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

 

  • Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную  торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов. (ФЗ №381 от 28.12.2009 Гл.3 ст.14 ч.1,2)
  1. Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. 
  1. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

  • Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности. (ФЗ №381 от 28.12.2009 Гл.4 ст.17)
  1. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли. 
  1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:

2.1 стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;

2.2 поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;

2.3 стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок. 

  1. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 

3.1 предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

3.2 разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 

3.3 принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 

3.4 проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

 

Рассмотрим основные положения, касательно розничной торговли, федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».  Настоящий Федеральный закон вступил в силу 1 января 2008 года, за исключением части 2 статьи 4 и части 2 статьи 5.

  • Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: (ФЗ №209 от 24.07.2007 ст.6 ч.2)
  1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 
  1. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  2. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 
  4. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  5. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  6. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 
  7. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

 

  • Особенности нормативно-правового регулирования  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации. 

В целях реализации государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации могут  предусматриваться следующие меры: (ФЗ №209 от 24.07.2007 ст.7) 

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 
  2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 
  3. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 
  4. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 
  5. особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 
  6. меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 
  7. меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  8. меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  9. иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

 

  • Оказание финансовой поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, может  осуществляться в соответствии с  законодательством Российской Федерации  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. (ФЗ №209 от 24.07.2007 ст.17 ч.1)

 

  • Имущественная поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства. (ФЗ №209 от 24.07.2007 ст.18 ч.1,2)
  1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. 
  1. Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и виды розничной торговли

Розничная торговля, как форма  реализации товаров, имеет особую значимость в процессе коммерциализации российской экономики

Розничная торговля - это  завершающая форма продажи товаров  конечному потребителю в небольших  объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.  Коммерческая работа по продажи в розничных  торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности.  Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Торговое обслуживание населения  предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных  для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования  торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с  изменившимся спросом  населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Функции розничной торговли заключаются:

  • в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
  • в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
  • в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  • в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
  • в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
  • в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
  • в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
  • в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
  • в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
  • в удовлетворении потребностей населения в товарах;
  • в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
  • в поддержании баланса между предложением и спросом;
  • в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
  • в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.

Виды розничной торговли:

  1. стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения; 
  2. нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

Мелкорозничная торговая деятельность.

В соответствии с Государственным  стандартом Российской Федерации "Торговля. Термины и определения" ГОСТ Р 51303-99, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 августа 1999 года N 242-ст, мелкорозничная торговая сеть подразделяется на стационарную и передвижную. К стационарной сети относится продажа товаров через павильоны, киоски, палатки и тому подобное. Передвижная мелкорозничная торговля осуществляется с помощью средств развозной и разносной торговли, в качестве которых выступают торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

В свою очередь Письмо Роскомторга  от 28 апреля 1994 года N 1-574/38-9 "О понятии  мелкорозничной торговли" уточняет, что к мелкорозничной торговле через  стационарную и передвижную сеть относится продажа продовольственных  и непродовольственных товаров  несложного ассортимента. Напомним, что  под товарами несложного ассортимента понимаются такие товары, которые  классифицируются не более чем по трем признакам.

При передвижной мелкорозничной торговле ассортимент продаваемых  товаров ограничен. При осуществлении  розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа продовольственных  товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в  упаковке изготовителя товара), лекарственных  препаратов, изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров  аудиовизуальных произведений и  фонограмм.

Отметим, что налоговое  законодательство дополнительно запрещает  продавать в рамках нестационарной мелкорозничной торговли еще и меховые  изделия, а также технически сложные  товары бытового назначения. На это  указано в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Существует много видов  магазинов, среди них:

Информация о работе Розничная торговля: её функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности