Роли менеджера в современном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование роли менеджера в организации.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия менеджер.
2. Изучить уровни менеджеров.
3. Раскрыть роль менеджера в современной системе управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….….3
Глава 1. Понятие менеджер и его роль в современном управлении ………….5
1.1 Понятие менеджер ………………………………………………….…….…..5
1.2 Уровни менеджеров …………………………………………….………...….7
1.3 Деятельность менеджера его задачи и функции ………………………….11
1.4 Роль менеджера …………………………………………………….…….…17
Глава 2. Джек Уэлч - Лучший менеджер ХХ века ………….………………...20
Заключение ………………………………………………………..…………….28
Список литературы ……………………………………………………….….....30
Приложения ……………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

сущность понятия менеджнр76.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
  • руководителям групп;
  • начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
  • руководителям производственных подразделений;
  • администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
  • руководителям предприятий, фирм в целом.

      Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами  являются люди, наделенные большим  объемом работы, с которым они  могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются  только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.

      Специфика решаемых задач предполагает преимущественно  умственный, творческий характер управленческого  труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий  труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат их же деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.

      Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь  этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.

        Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности – на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.

        В-третьих, менеджер поддерживает  мотивацию и коммуникацию. Он  составляет команду из людей,  ответственных за различные участки деятельности. Он делает с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

        Четвертый элемент в работе  менеджера – измерение. Он  устанавливает единицы измерения  – наиболее важные для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации в то же время на работе данного индивида и помогали, ему делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

        Наконец, в-пятых, он способствует  росту людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой  жизни в одной и возможных  интерпретаций представляет собой  как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.

        Все эти операции могут, разделены  на категории работ, каждая  из которых требует специфических  качеств и квалификации.

        Часто возникает вопрос: кого  считать менеджером? Следует иметь  в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации ответственность за ее результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджменту, но, как правило, не имеющих подчиненных, их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

        Менеджмент, таким образом, не  имеет обязательной связи с  делегированием власти. Задачи менеджмента  автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство и есть отличимая от других менеджерская организация. Менеджеры – основной ресурс предприятия. На полностью автоматизированной фабрике может почти не быть рабочих – но менеджеры там будут.

        Менеджеры самый дорогой ресурс  и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую  команду, а разрушить ее можно  в одночасье. Растут вложения  в менеджеров и требования  предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

        Быть менеджером – значить  разделять ответственность и  за успехи, и за просчеты предприятия.  Человек, от которого нельзя  ожидать такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются  от других специалистов именно этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом в 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба они менеджеры.

        Казначей фирмы, ответственный  за приток и использования  денег, может не иметь ни  одного подчиненного и работать  с вкладчиками компании, с финансовыми  учреждениями сам. За все время  пребывания на посту он может  не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален – и однако он, без сомнения, менеджер,

        Менеджера можно сравнить с  дирижером оркестра. Но у дирижера  есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер  одновременно и композитор, и  дирижер. Это требует от него максимально эффективного использования сил, которыми он располагает (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача – гармонизировать в каждом решении и действии требования ближайшего и отдаленного будущего.

        Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются,  различны. Менеджер руководит работой  одного, нескольких или многих  сотрудников, он управляет фирмой  или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность  для принятия решений. Менеджер – это, прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно  выполняет определенные управленческие функции.

        В понятийном аппарате зарубежного  управления понятие менеджер очень часто соседствует с понятием бизнес, как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса – это управлению коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

        Но бизнесмен и менеджер –  это не одно и то же. Бизнесмен  – это человек, который делает  деньги, владелец капитала, находящегося  в обороте и приносящего доход,  деловой человек, у которого  нет подчиненных, или крупный  собственник, который не занимает  никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем  ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер постоянно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека – предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

        Если менеджер тяготеет к демократическому  стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ними и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер поддерживается предпринимательского стиля управления.

        Менеджмент призван обеспечить  надежное взаимодействие человека  и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы. 

        Человек в системе менеджмента  имеет определенные притязания  и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого  характера работы; степени независимости,  прав и власти на данной  работе; степени и ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развитий; отношений между членами организации. Чтобы можно было некоторым образом реализовать эти притязания, строя модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации.

        Человек в свою очередь должен  проявить себя как: специалист  в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать и поддерживать нормальные отношения с коллегами, специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный к фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения. 
 
 

 

      

      1.4 Роль менеджера

 

      Роли менеджеров в организациях выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений.

      В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т.д.

      Очень важна роль менеджера как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние  на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые  предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

      Роль  связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

      Информационные  роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и  отражают важность сети коммуникаций, создаваемых и поддерживаемых ими. В этой группе Г. Минцберг выделил три специфические роли.

      1. Роль приемников информации, характеризующая  менеджеров как людей, находящихся  в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией  и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

      2. Роль распространителей информации  характеризует менеджеров не  только как получателей, но  и как распространителей информации  по тем каналам связи, которые  обеспечивают решение целей и  задач организации или подразделений. В частности, они переда ют информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

      3. Менеджеры выступают как представители  организации, передающие информацию  о ее планах и политике для  налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

      Группа  ролей, связанных с принятием  решений, включает прежде всего такое  поведение менеджеров, которое носит  название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко  приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

Информация о работе Роли менеджера в современном управлении