Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:29, реферат
Управление любыми процессами в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы она доходчиов воспринималась теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
1.1.Роль
внутренних коммуникаций
в организации,
их струткура и
функции.
Управление любыми процессами в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы она доходчиов воспринималась теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
Внутренние коммуникации являются неотъемлеммой частью организации. Чтобы лучше понять,что же такое внутренние коммуникации необходимо разобраться с самим термином «коммуникации».
Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди
специалистов. Коммуникации могут быть разные: инженерные, транспортные, информационные и т.д. По мнению Виханского О.С. термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», что означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.[11,с.222]
Латфуллина Г.Р. под коммуникацией понимает обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.[12,с.258 ]
С другой стороны,
Чаусов Н.Ю. считает, что коммуникации
– это обмен информацией, на основе
которого руководитель принимает решения
и доводит их до сотрудников организации.[14,с.
А Фролов С.С. считает, что термин «коммуникация» (от лат. – «communicatio» - делать общим, сообщать, беседовать связывать ) появился в научной литературе в начале XX века ( хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).
Термин «коммуникации» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанных с построением и функционированием коммуникационных сетей. [14, с.245 ]
А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. [2] В большом экономическом словаре Борисова А.Б. даёт такое определение :коммуникация — процесс обмена информацией, контактная линия связи.[1] Почепцов Г.Г. в книге « Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».[3] Самым лучшим,лаконичным по-мнению автора дипломнйо работы, определением являентся определение,которое даётся в книге В.А.Спивак «Корпоративная культура»: «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общение».[4].
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Несмотря на развитость вербальных коммуникаций, их удельный вес в процессе человеческого общения, по мнению ученых, не превышает 10%.Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи.(5)
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации – это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их. Хорошо налаженные коммуникации помогают обеспечивать эффективную работу в организации. Есть такое мнение, что если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности. Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений.
Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации – информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т.е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации».[15]
Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей, или должностных инструкций. [5]
Автор книги «Предприятие будущего» Г. Аммельбург определяет значение коммуникативных процессов в организации, пользуясь аллегорическим сравнением с живым организмом. Организацию в широком понимании он представляет как систему, образуемую определенными функциями: собственно организацией, коммуникацией и мотивацией. В узком понимании, организация – это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением («скелет»).(6)
В современной литературе описываются различные типы организаций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая, психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преобразующая их в конечный продукт, многообразная по целям и методам, применяемым в достижении целей. Относительно конкретной организации можно говорить как о внешней коммуникации, так и о внутренней. Внешняя коммуникация — это коммуникация с миром, находящимся за пределами вашей организации, это коммуникации между организацией и внешней средой. Их задача — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. Внешние коммуникации очень важны, но они не могут успешно осуществляться без внутреннего порядка и налаженной работы внутри организации.
Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Внутренние коммуникации-это любые коммуникации внутри организации. В рамках внутренних коммуникаций происходит обмен информацией как от руководства к сотрудникам, так и в обратном направлении.
Роль коммуникации в процессах целеполагания и организации обратной связи вряд ли можно переоценить. Целостность организации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу определяются тем, каким именно способом коммуникации объединяют элементы внешней и внутренней среды и направляют деятельность на достижение поставленных целей.(6)
Внутренний PR необходим как для организации правильных коммуникаций внутри компании, так и для разрешение кризисных ситуаций, поддержания корпоративной культуры и самое главное – для формирования среди сотрудников приверженности (высокой лояльности) к своей компании.(8)
Хорошее определение внутренних коммуникация, по-мнению атвора дипломной работы, даёт Мельма В.А.: “коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей и отдельным индивидуумам внутри организации, а также институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.” (9)
Действительно,
обмен информацией включен как
важнейшее звено во все основные
виды деятельности организации, следовательно,
если коммуникационные связи ( как внутренние,
так и внешние ) не существуют или не
действуют, это отрицательно сказывается
на функционировании всей организации.
Это объясняется рядом причин:
·
руководителям подразделений организации
приходится тратить много времени на поиск
нужной информации и её обработку;
·
происходит дублирование информации,
поскольку одна и та же информация
поступает а подразделение
·
в одних подразделениях и у
одних руководителей ощущается
недостаток информации, тогда как
в других подразделениях может произойти
информационная перегрузка;
·
работники организации мало осведомлены
о её деятельности, планах, ориентации
и положения во внешней среде, что отрицательно
сказывается на процессах интеграции,
точном выполнением распоряжений руководства
и т.д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации. Ее запуск и контроль за нормальным функционированием.[14, с.244 ]
Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характеристиках.
Структура внутренних коммуникаций.
Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи информации, обеспечивающую необходимый уровень эффективности. Она определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий.
Выделяют три параметра, характеризующих особенности организационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.
Г. Минцберг выделяет пять способов координации деятельности организаци:(7)
− взаимное согласование (рис. 1.1, а): способствует координации труда благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Контроль над процессом труда осуществляется самими работниками;
− прямой контроль (рис. 1.1., б): способствует координации, так как ответственность за работу других людей, определение заданий для них и наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;
− стандартизация рабочих процессов (рис. 1.1, в): предполагает точ- ное определение (спецификацию) или программирование содержания труда;
− стандартизация выпуска (рис. 1.1, в): специфицируются результаты труда (параметры изделия, нормы выработки);
− стандартизация навыков и знаний (квалификации): означает точное определение необходимого для участия в процессе труда уровня подготовки работников (рис. 1.1, в).
На практике необхожимо комбинировать все пять механизмов координации, для более слаженной работы и достижения наилучших релультатов в работе.
Что касается структур внутренних коммуникаций, то их несколько и все они могут существовать вместе, в одном коллективе,в одной компании.
Каймакова Н.В. В своей книге « Коммуникации в организации» приводит следующюю классификацию структур внутренних коммуникаций.
Организационная структура является формальным каналом передачи
информации, установленным администрацией и должностными обязанностями
работников. Она связывает людей по вертикали и горизонтали внутри
трудового коллектива.
Социально-демографическая структура организации определяется
половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем
их образования, квалификацией, опытом и стажем работы. Выделяются
гомогенные и гетерогенные типы структур.
Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как
пол, возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования
общности интересов, ценностной ориентации, норм и стереотипов поведения.
Гетерогенные организации часто распадаются на несколько более или
менее гомогенных группировок, и формирование ихих психологического
единства и
целостности оказывается
Профессиональная структура основана на разделении труда и
необходимости согласования, координации реальных действий всех частников
совместной деятельности.
Неформальная структура организации формируется вследствие личного
Информация о работе Роль внутренних коммуникаций в организации, их струткура и функции