Роль руководителя в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 01:15, реферат

Описание работы

Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. Роль руководителя организации …………………………… 5
2. Содержание и характер труда руководителя……………... 7
3. Черты хорошего руководителя…………………………….. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
              1. Роль руководителя организации …………………………… 5
              2. Содержание и характер труда руководителя……………... 7
              3. Черты хорошего руководителя…………………………….. 11
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 14
      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….. 15

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Управление  организацией в наше динамичное время  представляет собой сложную работу, которую, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей.

      Чтобы стать хорошим руководителем  высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной  лестницы. Сильный руководитель творчески  подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, слабый руководитель - слабых. В первом случае можно говорить о положительной, во втором - об отрицательной саморегуляции управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной саморегуляцией.

      Каждого руководителя и специалиста может оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель или специалист более высокой квалификации. Умение улучшить функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчиненных. Он старается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в "нестандартных" ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. Иногда он может возложить свои полномочия на сильных подчиненных, поставив перед ними задачи общей формы, используя при этом демократические методы руководства и ориентируясь на их способности и умения.

      В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует  выделить: способность его доминировать в коллективе; уверенность в себе; эмоциональную уравновешенность; ответственность; общительность и независимость. 

     Цель  работы – рассмотреть труд руководителя и его особенности. 
 

 

    1. Роль руководителя организации

      Едва  появившись на свет, человек становится частицей какого-либо коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель -  это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. К руководителям относятся: директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный экономист. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. 
К числу межличностных ролей относится роль символического главы организации, роль лидера и роль связующего звена. В обязанности руководителя входит выполнение обычных обязанностей социального или правового характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчинения, за набор и подготовку работников, обеспечивает функционирование саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют необходимые сведения и оказывают услуги. 
К числу информационных ролей руководителя относится роль приемщика информации, роль ее распространителя, роль представителя подразделения, организации. Руководитель получает специализированную информацию для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, затем передает полученную информацию подчиненным, при необходимости интерпретирует ее. Как представитель руководитель передает информацию во внешнюю среду подразделения, организации относительно планов, политики действий, результатов ее работы, действует как эксперт. 
К числу ролей руководителя, связанных с принятием решений, относятся роль предпринимателя, роль устраняющего помехи, роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры. 
Как предприниматель руководитель определяет направления развития организации и изыскивает для этого возможность внутри самой организации и за ее пределами, организует проекты изменений организации, контролирует их осуществление. 
Как устраняющий помехи он корректирует действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями в своей работе. 
Руководитель отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически означает принятие (или непринятие) всех значительных решений в организации. 
Как ведущий переговоры руководитель выступает в качестве представителя организации на всех важных переговорах.

      Руководитель как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

1.Отсутствует непосредственное участие в создании материальных ценностей, но предусматривается активное участие в организации производства. 
2.Нелимитированный характер труда. 
4 Работа сложно поддается количественному учету. 
6. Повышенные нервно-психологические нагрузки, связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений. 
7. Предусматривается выполнение множества всевозможных операций в течение рабочего дня. 
8. Предусматривается принятие множества решений за короткий период. 
9. Предмет труда руководителя – информация, которую он использует для принятия решений. 
10. Орудия труда руководителя – средства работы с информацией. 

11. Труд руководителя — умственный труд, состоящий из трех составляющих: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной; информационно-технической.1

      Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязанно друг с другом.  

    1. Содержание и характер труда руководителя

             

      Содержание  управленческого труда определяется составом функций управлений. К их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения.

      Рассмотрим  более подробно основные функции  управления.

  1. Планирование. Руководитель отвечает за планирование. Он принимает решения относительно последовательности и сроков действий в будущем. Для этого необходмо собрать информацию и на  её основе разработать перечень возможных альтернативных вариантов развития. Затем требуется выбрать одну из этих альтернатив, которая и будет искомым решением. После этого необходимо определить средства, с помощью которых она может быть реализована.

      По  мере продвижения вверх по иерархической  лестнице горизонты планирования будут  расширятся. Менеджеры нижнего звена планируют, не больше чем на год вперёд, занимаясь при этом обеспечением повседневных операций и процессов. Менеджеры среднего звена планируют обычно на период от одного года до пяти лет, а руководители высшего звена на пять – двадцать лет вперёд.

      В наше время планирование приобретает  особую важность. С целью приобретения конкурентности все организационные  моменты сжимаются по времени. Каждому  приходится двигаться и работать быстрее.

      Чтобы умело планировать сегодня, необходимо понимать что это безостановочный процесс. Он осуществляется не один раз в год в ходе планово- отчётной компании. Планы создаются регулярно и пересматриваются на каждом управленческом уровне, что требует напряжённой мыслительной деятельности.

      Если  на начальном этапе допускается неформальное планирование, то на более поздних этапах все усилия по планированию должны быть формализованы. По мере поступления новой информации месячные планы должны адаптироваться к меняющейся обстановке. Гибкое планирование- это то, что необходимо сегодня

  1. Организация. Организационные вопросы – одна из важнейших функций руководителя. Она включает принятие решений о распределении обязанностей.

      На  высших руководящих должностях организационные  функции значительно шире, и приходится принимать больше решений об общей структуре компании. На более низких уровнях организационные функции сводятся, в основном, к распределению конкретных задач и к объединению сотрудников в группы для их выполнения. Быстрые технологические изменения оказывают большое влияние на организацию. По мере появления новых технологических решений изменяются функциональные обязанности на отдельных рабочих местах, поэтому сотрудников приходится регулярно перегруппировать. Эти новшества меняют всю структуру организации. Возникают подвижные структуры, формируемые совместно со стратегическими партнёрами. За счёт этого достигается большая гибкость и приспосабливаемость к требованиям рынка. Все успехи руководителя зависят от умений использовать имеющиеся ресурсы. Набирая и обучая новых сотрудников выполняются организационные функции.  

  1. Контроль.

      Эту функцию часто понимают неправильно, особенно вновь назначенные руководители. Контроль относится к производственным процессам и не имеет ничего общего с мелочным надзором за подчинёнными. Контроль строится на сравнении – это сравнение процессов, происходящих в действительности, с запланированными процессами.2

      Контроль  должен начинаться с понимания всеми  работниками сути запланированных  процессов.Важно, чтобы все работники  чётко осознавали, какой вклад они вносят в достижение намеченной цели.

      Ответственность за контроль несут руководители всех уровней, но объём контролируемых операций увеличивается по мере продвижения  вверх по иерархической лестнице. Руководители высшего звена, сосредоточены  на процессах, происходящих в масштабах всей компании - достижение корпоративных стратегических целей или переориентация компании на новые рыночные ниши. На более низких управленческих уровнях отслеживаются повседневные задачи.

      Эффективный контроль подразумевает, что за всем проследить невозможно. Здесь особое значение приобретает правило 80/20, где 80 % успеха зависит от 20% всей деятельности. Именно эти 20% и нужно контролировать.

      В ходе контроля руководитель устанавливает  приемлемый допуск отклонений.

  1. Лидерство. Лидерство – это суть руководства. Лидерство осуществляется руководителями всех уровней. Руководители высшего звена несут более высокую ответственность, задавая тон работе всей компании. Менеджер любого звена обязан подавать подчинённым хороший пример, но руководители высшего звена играют ключевую роль. Лидерство предполагает также большой объём воспитательной работы. Поскольку в последнее время превалируют методы работы в команде, то это неизбежно затрагивает руководителей любого уровня.3

      Основу  лидерских функций составляет мотивация подчинённых. Руководитель должен мотивировать своих сотрудников вносить вклад в общее дело компании.

      Руководители, которым роль лидера сложна , руководят  отстающими организациями, а их сотрудники выполняют лишь минимум требуемой от них работы. Руководители, которые успешно справляются с ролью лидера, руководят ведущими подразделениями, укомплектованными блестящими специалистами, которые осознают свою роль в общей организации процесса и добиваются поставленных задач.

      Роль  лидера в коллективе предполагает умение чётко объяснить сотрудникам, что от них ожидается. Для этого необходимо выбрать оптимальный канал коммуникации и убедиться в том, что подчинённые всё правильно поняли.

      Все эти четыре функции свойственны  каждому уровню менеджмента. Однако в зависимости от обстоятельств или при переходе на другую должность основной акцент делается на какую-то одну из них. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно уметь хорошо выполнять каждую из этих функций. 

      Таким образом, составляющие труда руководителя: производственная функция, социально – экономическая и организационно – управленческая. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Руководитель как лидер рассматривается как основной инициатор последовательных изменений в организации.4 Общая задача руководителей всех рангов и уровней заключается в том, чтобы достичь целей совместной деятельности, умножая свои физические и интеллектуальные силы коллективными усилиями подчиненных. В широком смысле обязанности руководителя состоят в том, чтобы решить, что конкретно надо сделать, определить, кто, как, когда и что должен делать, следить за тем, чтобы все было сделано, оценивать, как было сделано, и вознаграждать за сделанное. 

Информация о работе Роль руководителя в организации