Роль принятия управленческих решений в современном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:00, научная работа

Описание работы

В своей жизни мы принимаем десятки и сотни решений. К решениям относятся, как малозначащий выбор одежды и просмотр телевизионных программ, так и выбор места работы или ВУЗа для получения образования.
В силу неосознаваемых пси

Содержание

1. Краткое введение в суть темы и исследуемой проблемы ………………3
2. Основное содержание работы – сравнительный анализ, динамика, причины…………………………………………………………………….3
3. Выводы – авторская позиция …………………………………………….15
4. Список использованных источников ……………………………………16

Работа содержит 1 файл

Научная - Управленческие решения - Шабан А. Ю.doc

— 169.50 Кб (Скачать)


 

Белорусский национальный технический университет

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

в виде студенческого научного исследования

на тему:

«Роль принятия управленческих решений в современном менеджменте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Исполнитель: студент гр.108227                          Шабан А.Ю. 

                         Руководитель                        ст. преподаватель Кисель Н. П.

 

 

 

 

 

Минск 2009

Содержание

 

 

1.  Краткое введение в суть темы и исследуемой проблемы ………………3

2. Основное содержание работы – сравнительный анализ, динамика, причины…………………………………………………………………….3                                                                                                 

3.  Выводы – авторская позиция …………………………………………….15              

4.  Список использованных источников ……………………………………16                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей жизни мы принимаем десятки и сотни решений. К решениям относятся, как малозначащий выбор одежды и просмотр телевизионных программ, так и выбор места работы или ВУЗа для получения образования.

В силу неосознаваемых психологических факторов мы зачастую уделяем слишком много внимания одним решениям, пренебрегая значимостью других. Многие решения принимаются без должного обдумывания. Однако в управлении принятие решения – это более систематизированный процесс, чем в обычной жизни. Управленческое решение – это выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели, это реальное разрешение практической проблемы, изменение ситуаций, получение нового качества. Оно включает план действий, формулировку задания и организационно-практическую работу по его организации. В настоящее время менеджмент в нашей стране находится в упадочном состоянии, а 67% всех решений принимаются в устной форме. В то же время многие авторы выделяют их основополагающую роль в менеджменте.

В данной работе мы рассмотрим роль принятия управленческих решений в современном менеджменте и выясним целесообразность повышенного внимания к теории принятия управленческих решений.   

Что отличает управленческое решение от частного выбора?

• Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации. 

• Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять лишь на некоторых  близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы. 

• Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений. 

• Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения. [1]

В процессе своей деятельности  менеджеру постоянно приходится принимать управленческие решения. Это важнейшая часть его работы. Качество принимаемых решений с полным основанием позволяет судить о профессиональном уровне менеджера.

Специалисты отмечают важнейшую роль принятия решений вообще. Даже не слишком удачное решение лучше, чем отсутствие решения. Ситуация, пущенная на самотёк, имеет тенденцию развиваться по самому худшему из возможных сценариев.

Объектом управленческого решения всегда является какая-нибудь проблема, то есть сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желаемый результат. Такая проблема характеризуется следующими основными признаками:

            всегда имеет определённое содержание (что?);

            обычно она связана с каким-то конкретным местом (где?);

            временем возникновения и разрешения (когда?);

            соответствующими количественными параметрами (сколько?);

            определённым кругом участвующих лиц (кто?).

В литературе встречаются различные классификации видов решений. Необходимость классификации вызвана рядом причин: увеличением количества принимаемых решений на различных уровнях иерархии управления; существенным различием в качественно-количественных характеристиках информации, используемой органами, принимающими управленческие решения; необходимостью оперативности их принятия без нарушения ритма функционирования элементов системы управления; распределением функций и обязанностей между персоналом управления, участвующем в процессе принятия решения, разработки структуры организации управления. Управленческие решения могут быть сгруппированы по различным признакам, подчеркивающим одну из сторон решения.

Рассмотрим четыре основных вида, которые выделяет Володько В. Ф.: рациональные, компромиссные, интеллектуальные, интуитивные.

Рациональные решения обычно вытекают логически из сложившейся ситуации и продиктованы окружающими реалиями. В свою очередь, они имеют несколько разновидностей: соответствующие возможностям, обязательствам или последовательности.

Решения в соответствии с имеющимися возможностями как бы предопределены. Желание менеджера при этом ограничено.

Решения в соответствии с обязательствами либо целями фактически не содержат вариантов. Обязательства следует выполнять. Поэтому такие решения называют организационными.

Решения в соответствии с определенной последователь­ностью — это подчинение некоему алгоритму действий. В ходе заданного процесса нельзя допускать вольности. Ина­че пропадет вся предшествующая деятельность. Решения в таких ситуациях еще называют алгоритмичными.

Компромиссные решения также связаны с ограниче­ниями воли менеджера. Приходится принимать не то ре­шение, которое хочется. Надо делать встречные шаги по отношению к оппонентам либо неблагоприятным обстоя­тельствам. В роли ограничителей обычно выступают отри­цательные последствия или интересы других.

Решения с минимальными отрицательными послед­ствиями строятся на прогнозе не только «плюсов», но и «минусов». Наряду с планируемыми, положительными ре­зультатами решения следует оценить и возможные отри­цательные. И в сравнении (компромиссе) положительного и отрицательного выработать решение.

Решения, которые минимально затрагивают интересы других — это тоже компромисс. Конечно, имеются в виду интересы не конкурентов, а партнеров. Собственная выго­да не должна отталкивать от нас тех, с кем мы продук­тивно сотрудничаем.

Интеллектуальные решения принимаются на основа­нии знаний и опыта. Они обычно не имеют явно выра­женных ограничений. Это наиболее эффективные и поэто­му предпочтительные решения.

Интуитивные решения — это внезапные озарения, исходящие из подсознания. Их еще называют «инсайт-решениями». [2]

Зельдович Б. З. приводит более обширную классификацию, в которой вышеприведённая определяется как классификация по способам принятия решения. Хотелось бы выделить ещё несколько видов.

По решаемым задачам различают информационные, организационные и оперативные управленческие решения.

Информационные управленческие решения имеют целью оценить получаемую информацию. Они отвечают на вопрос: «Что здесь можно использовать?»

Организационные управленческие решения призваны установить необходимую структуру управления. Они отвечают на вопрос: «Что нужно сделать?»

Оперативные управленческие решения представляют собой решения действия и отвечают на вопрос: «Как действовать?»

По процедуре подготовки и принятия можно выделить стандартные и нестандартные управленческие решения.

К стандартным относят решения, суть которых чётко определена, процедура принятия хорошо отработана и выполнение характеризуется определенной периодичностью. Такие решения существенно упрощают процесс принятия управления.

Нестандартные управленческие решения нельзя заранее сформулировать и запланировать. Они появляются в процессе управления, когда возникают проблемы, не предусмотренные стандартными задачами и решениями, и определяются состоянием объекта управления, влиянием внешних и внутренних условий. [3]

Мне кажется, что управленческое решение нельзя однозначно классифицировать по какому-либо признаку, потому что многое зависит от компетентности, опыта, образования, характера менеджера. Он не может чётко знать все альтернативы и последствия своих действий, к  тому же принятие управленческих решений – это психологический процесс, где присутствуют чувства. Кроме того, любое решение может состоять из нескольких более мелких. Поэтому управленческие решения в значительной мере субъективны и одновременно как рациональны, так и иррациональны. Оба автора выделяют в классификации организационные решения, но с различной формулировкой. Я думаю, что если учесть оба мнения, то их можно определить как рациональные решения, устанавливающие структуру управления. Я думаю, что организационные решения весьма важны, так как вопрос «Что нужно сделать?» является одним из основополагающих  при решении проблемы.

Поскольку организованным действиям присущи сложности, качество принимаемых решений зависит от многих, зачастую не поддающихся учёту условий, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов, среди которых можно выделить личностные оценки руководителя, среду принятия решений, риск, качество исходной информации, взаимозависимость решений.

Личностные оценки содержат субъективную оценку важности качества или блага. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики построены на фундаменте чьей-то системы ценностей. Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ которым принимаются решения. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало — в их системе ценностей явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам. Помимо различий личностных оценок типичным затруднением при определении оптимальных альтернатив является среда, в которой принимаются решения, а также риск.

Окружающая среда как фактор влияния на принятие решений связана с уровнями определенности, риска, ди­намикой процесса. Нередко у менеджера просто нет вре­мени для основательной подготовки решения. В таких условиях механизм и результат принятия решения суще­ственно различны.

Риск относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельства или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в условиях определенности. Однако они имеют место, и зачастую элементы более крупных решений можно рассматривать как определенные.

  Качество исходной информации, на базе которой при­нимается решение, имеет принципиальное значение. Здесь в понятие «качество» специалисты вкладывают следующее содержание: полнота и достоверность. Значение последне­го обычно не вызывает сомнения. А вот значимость полноты, например, иногда недооце­нивается. И напрасно. В информационной теории несом­ненным является выражение «неполная правда есть ложь». Возможные последствия — это выигрыш в одном в ущерб другому, или проблема «побочного эффекта». Информация — это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций, необходимые для рационального решения проблем. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчинен затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанная с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг консультантов и т. п. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя — отложить принятие решения.

Информация о работе Роль принятия управленческих решений в современном менеджменте