Ритуалы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение ритуалов в корпоративной культуре, освещение их роли и места в функционировании организации. В первой главе вводится понятие ритуала, освещены основные функции, типология и особенности ритуалов, приводятся примеры из истории и современной деятельности российских и зарубежных компаний. Материал разбит на параграфы. Первый параграф главы посвящен терминологическим вопросам. Второй параграф раскрывает типологию ритуалов в организации

Содержание

1.Введение стр. 3
2.Теоретическая часть стр.4
2.1 Ритуалы как часть корпоративной культуры, определение, роль ритуалов в жизни организации стр. 4
Типология ритуалов стр.6
Практическая часть
3.1Выявление и анализ существующих ритуалов Уральского подразделения ОАО «Фармстандарт» стр.12
3.2 Возможности оптимизации существующих и внедрения новых ритуалов в ОАО «Фармстандарт» стр. 14
Заключение стр. 16
Список литературы стр. 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по корпор.культуре.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

                РАБОТА  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

                _______________________________

                «_____» _________________ 20___ г. 
                 
                 
                 
                 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организационная культура»

На тему: Ритуалы в организации. 
 
 
 

                  Выполнил  студент

                  группы  МН-190

                  Мишина  Полина Сергеевна 

                  Научный руководитель:

                  Чистякова С.В.

                  Оценка____________________Подпись научного руководителя

                  _________________________

                  «______» ______________ 20_____г. 
                   
                   
                   

Челябинск, 2011 

Оглавление

1.Введение         стр. 3

2.Теоретическая часть       стр.4

    2.1 Ритуалы как часть корпоративной культуры, определение, роль ритуалов в жизни организации       стр. 4

    1. Типология ритуалов      стр.6
  1. Практическая часть

    3.1Выявление и анализ существующих ритуалов Уральского подразделения ОАО «Фармстандарт»    стр.12

    3.2 Возможности оптимизации существующих и внедрения новых ритуалов в ОАО «Фармстандарт»    стр. 14

  1. Заключение       стр. 16
  2. Список литературы      стр. 17

     

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение

Тема  работы: Ритуалы в организации.

Целью данной работы является изучение ритуалов в корпоративной культуре, освещение  их роли и места в функционировании организации. В первой главе вводится понятие ритуала, освещены основные функции, типология и особенности ритуалов, приводятся примеры из истории и современной деятельности российских и зарубежных компаний. Материал разбит на параграфы. Первый параграф главы посвящен терминологическим вопросам. Второй параграф раскрывает типологию ритуалов в организации. Также в нем приводятся примеры осуществления ритуалов в различных организациях. Ценность первой главы в обосновании необходимости  ритуалов для формирования полноценной корпоративной культуры.

Во второй главе представлен анализ существующих ритуалов Уральского подразделения ОАО «Фармстандарт», представлены предложения по оптимизации проводимых ритуалов и по внедрению новых ритуалов, которые будут способствовать формированию более полноценной корпоративной культуры.

Таким образом, задачами данной работы является исследование теоретических основ  вопроса, мирового опыта по применению ритуалов и в итоге разработка предложений по оптимизации ритуалов в отделе продвижения фармацевтической организации ОАО «Фармстандарт».

В заключении подведены итоги работы, сделаны  основные выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретическая часть

2.1 Ритуалы как часть корпоративной культуры, определение, роль ритуалов в жизни организации

Неотъемлемой частью корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуал - форма символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и проявляющаяся в регламентированной последовательности действий.

Для того чтобы понять смысл любого ритуала  необходимо обратиться к истории  его возникновения, которую не всегда знают все его участники. История  позволяет понять, почему он именно такой, что означает каждое составляющее его действие. Но прикладной смысл  ритуала в том, что он оказывает  эмоциональное воздействие на участников, влияет на их бессознательное, задает ощущение приобщенности и единства. Главное, что дает ритуал участникам - спокойствие. Так как это действие регламентированное, то позволяет хоть в чем-то прогнозировать будущее со 100%-ной уверенностью.

Ритуалы применялись людьми с давних времен. Особое место ритуалу отводил, как  известно, Конфуций (Кун Цю). Как наследник  древних творцов культуры, Конфуций был озабочен сохранением и упрочением того начала в жизни людей, которое  он и именовал «ритуалом».

Впервые задумавшись над простым вопросом «что такое ритуал?», Конфуций дал  на него столь же простой ответ: ритуал – это главное условие человеческого  общежития и, следовательно, лучшее средство воспитания в людях человечности. Другими словами, Учитель Кун  открыл в ритуале фундамент всей человеческой деятельности, рецепт правильного  поведения на все случаи жизни. Ритуал принадлежит всем, но никто не имеет на него исключительных прав; он есть и средство, и сама среда человеческого общения.

Причины той огромной роли, которую играют ритуалы в корпоративной жизни  Японии, Кореи и др. азиатских стран, заключаются в том, что для них понятия "этика" и "ритуал" являются синкретическими. Они сливаются в философской категории "ли" ("благопристойность"), обозначающей и ценности, и церемонии одновременно. "Ли" - это сознательный отказ от собственного "эго" во имя самосовершенствования и интересов общего дела, который заключается в общепонятные модели поведения.

Таким образом, ритуал в организации способствует сплочению сотрудников, появлению  у них ощущения причастности. В организации ритуалы помогают упрочить связи меду сотрудниками, как формальные, так и неформальные, влияют на отношение сотрудников к организации.

Отношение к различным ритуалам у сотрудников  в организации может значительно  отличаться, и в зависимости от личности сотрудника. И в зависимости  от особенностей самого ритуала. Особенно сотрудники ценят решения руководства организовать, например, празднование какого-либо события в достаточно неформальной атмосфере. В таких ситуациях целостность организации, ее культуры наиболее полно ощущается сотрудниками. Продуманной организацией такого рода событий менеджеры, добиваются заметного улучшения развития культуры в своей фирме, проведения в жизнь фиксированных ценностных ориентиров.

Ритуалы служат средством для наглядной  демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам  о стандартах поведения, нормах взаимоотношений  в коллективе, которые от них ожидаются  компанией.

В повседневной жизни предприятия ритуалы могут  играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушевывания  истинного смысла совершаемых действий - ослаблять. В позитивных случаях  ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих решающее значение; они символизируют убеждения, играющие существенную роль и жизни предприятия. Ритуалы позволяют увидеть общий  образ предприятия и его ценностную ориентацию.

В современных  российских организациях ритуалам уделяется, как правило, мало внимания. Часто  даже первые лица организации не понимают их значения и стараются уклониться от участия в них. В то время, как именно участие top-менеджеров компании делает ритуалы более значимыми, так как рядовые сотрудники расценивают их как основных носителей культуры организации. И все же ритуалы в организациях существуют. Ритуальный характер приобретают совещания, “вызовы на ковер”, доверительные беседы с первым лицом, процедура приема нового сотрудника.

Смысл ритуалов состоит в трансляции традиций, ценностей и одобряемых состояний, что необходимо как для старожилов, так и неофитов.

Для появления  в организации настоящих ритуалов естественным путем требуется очень  много времени и очень низкая текучесть кадров. Однако, потребность  в ритуалах настолько высока, что  люди с радостью принимают их, если только они правильно сконструированы. Буквально после двух-трех повторений.

В организациях, лидеры которых осознанно используют ритуалы и символы в управлении, процедуры специально разрабатываются  и совершенствуются. Осознанно могут  выделяться роли участников, в организациях распространяется способ интерпретации  отдельных символов и последовательности элементов ритуалов.

Есть  два типа ритуалов  - в первом случае у ритуала нет явного практического  смысла, он сродни суеверию. Для внесения в ритуал некого тайного смысла при  конструировании ритуала мы должны соблюсти два условия: последовательность ритуальных действий должна быть лишена практического смысла, но при этом очень желательно наличие некоего, пусть неявного, тайного эффекта.

Пример: Один мой знакомый совсем недавно агитировал нас с друзьями громко стучать пустой рюмкой по столу после каждого тоста, будто бы это верный путь к богатству. Учитывая, что сам он человек весьма обеспеченный, как вы думаете, насколько этот ритуал популярен в кругу его знакомых?

Также есть те ритуалы, которые бессмысленны абсолютно и выполняются, потому что "так надо".

Классическим примером такого ритуала может служить строевая подготовка в армии. Любой здравомыслящий человек понимает, что в условиях современных военных действий хождение строем в ногу особого смысла не имеет. Однако на это тратится львиная доля времени. Для чего? Чтобы приучить солдат выполнять приказы командира без раздумий. За время муштры военнослужащие отвыкают критически оценивать приказы командира и привыкают повиноваться им. Только так, целыми днями гоняя их в бессмысленных маневрах по плацу, солдат готовят к тому, чтобы потом они пошли на смерть, выполняя приказ.

В элитных частях, спецназе например, такой строевой подготовки нет, так как этим солдатам для эффективного выполнения задания как раз надо очень хорошо думать самостоятельно.

То, что  в наших организациях, особенно в последние годы, ритуал осознанно не используется в управлении, приводит к тому, что некие обязательные процедуры воспринимаются и интерпретируются сотрудниками стихийно и произвольно, что приводит к неопределенности, взаимному не пониманию и повышению тревожности. У крупных компаний возникает еще одна проблема: в различных подразделениях, зачастую удаленных друг от друга территориально, существуют совершенно различные, не связанные с собой ритуалы, и в целом корпоративная культура подразделений сильно отличаться.

Анализируя, какие состояния вызывают принятые в организации ритуалы и символы  можно понять желаемый, одобряемый в культуре психологический настрой. Ритуалы, воздействуя на бессознательном уровне, задают психологическое состояние, как отдельных участников, так и всей организации в целом. Есть культуры, построенные на страхе и дискомфорте сотрудников. Именно через этот страх и желание понизить дискомфорт они стимулируются к действиям.

В других культурах ритуалы, наоборот, вводят сотрудников в состояние единения на основе гордости за свою организацию. Часто то же чувство единства и  сплоченности достигается через  противопоставление и ненависть  к “врагам”.

2.2 Типология ритуалов

Рассматривая  в самом общем плане ритуалы, применяемые в трудовой среде, их можно разделить на следующие основные типы: 
1. ритуалы при поступлении на работу; 
2. организационные ритуалы; 
3. интегрирующие ритуалы; 
4. ритуалы, связанные с отдыхом и восстановлением. 
Первые имеют цель познакомить новичка с основными ценностями предприятия, вторые - дополнительно, подчеркнуть важность того или иного события в жизни организации, третьи и четвертые направлены на достижение большей сплоченности коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Начинается  знакомство с ритуалами  организации  с собеседования. К самой процедуре собеседования все иностранные компании без исключения подходят очень тщательно. Так, в немецкой компании "Крафт" претендент проходит три, а в американской фирме "3М" - шесть собеседований.

Первая  группа включает в себя также ритуал инициации, ввода новых сотрудников в организацию. Он занимает особое место, так как его просто не может не быть. При этом функция данного ритуала очень важна, ведь он не просто демонстрирует отношение организации к своим сотрудникам, он сразу вводит неофитов в организационную культуру и запечатлевается. Это своеобразный образец, которому новички следуют, и который задает их ответное отношение к организации.

Информация о работе Ритуалы в организации