Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:53, реферат
Цель данной работы – выяснить процесс управления, решение проблем и принятие решений на современном предприятии.
Задачи поставленные перед автором работы:
Рассмотреть понятие управления и стили управления.
Исследовать функции и методы управления.
Рассмотреть этапы принятия решений.
Введение …………………………………..………………..........................…….……........ 3
1. Что такое управление.…………………………………….......................……….….…....4
1.1. Стили управления .................…………………..…..................................…...........5
1.2. Методы и функции управления ..……………….……….........................…….....6
1.3. Социально-психологические функции руководителя …………….................…8
2. Решение проблем и принятие решений ..........................................................................11
2.1. Принятие группового решения ....………………………......................…..…....11
2.2. Процесс принятия решений .....…………………………………........................13
2.3 Этапы принятия пешений......................................................................................15
Заключение...………………………………………………………..........................……….18
Список использованной литературы …………………………………...................…...........20
Делегирование - это передача полномочий по решению задач руководителем своим подчиненным. При этом ответственность за выполнение данной работы не делегируется.
Полномочия - это право использовать соответствующие для выполнения определенной задачи ресурсы предприятия и координировать усилия определенных сотрудников на ее выполнение.
Ответственность - это обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках. Объем ответственности влияет на заработную плату работника (чем больше ответственность, тем выше заработная плата).
При передаче полномочий по выполнению работы сотрудник, их делегировавший, несет за них полную ответственность. Полномочия делегируются должности, а не человеку, который ее занимает.
Делегирование
полномочий не будет иметь смысла,
если работу сотрудников не стимулировать.
Способность побуждать
Для
этого руководитель должен уделять
особое внимание мотивации работников.
Мотивы - это движущие силы (потребности),
побуждающие человека выполнять работу.
Мотивация - это совокупность внутренних
и внешних движущих сил (мотивов), которые
побуждают человека к деятельности, задают
границы и формы деятельности придают
этой деятельности направленность, ориентированную
на достижение определенных целей.
Современная система управления кадровым потенциалом должна в полной мере учитывать все происходящие изменения в технологии и организации производства, в содержании труда, а также обеспечивать ротацию персонала не только внутри предприятия, но и при необходимости за его пределами. Приведение в действие имеющихся организационных резервов в использовании кадрового потенциала выдвигает на первый план задачу создания мощной системы мотивов и стимулов, побуждающих всех работников полностью раскрывать свои способности, плодотворно трудиться, наиболее эффективно использовать все производственные ресурсы.
В современных условиях нужны новые формы и методы управления кадровым потенциалом, в первую очередь, профессиональным и квалификационным движением кадров на уровне интегрированных корпоративных структур.
Приведение в действие имеющихся резервов в использовании человеческих ресурсов выдвигает на первый план задачу создания целостной системы мотивов и стимулов, побуждающих всех работников полностью раскрывать свои способности, плодотворно трудиться, наиболее эффективно использовать производственные ресурсы5.
2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Важная характеристика современного менеджмента – все более широкое использование коллективных форм подготовки и принятия управленческих решений. Коллективные решения, в отличие от индивидуальных, требуют относительно высоких затрат времени и сложных процедур сбора и обработки информации, однако обладают более высоким качеством, поскольку отражают интересы и предпочтения различных индивидов и групп влияния, участвующих в деятельности организации. Вместе с тем, в процессах принятия коллективных решений могут возникать негативные психологические эффекты, или феномены. Их причина заключается в непосредственном межличностном взаимодействии всех участников процесса принятия решения. Феномены коллективных решений можно рассматривать как дисфункцию, которая не только сопровождает работу группы, но и раскрывает природу коллективного принятия решения. Эти феномены могут использоваться руководителем в качестве реальных механизмов управления группой. Рассмотрим наиболее характерные явления, которые возникают в процессах коллективного принятия решений и часто наблюдаются в жизни организаций.
2.1. ПРИНЯТИЕ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ
Нисходящие коммуникации идут от менеджеров к работникам с целью информировать и «обучить» работников, чтобы они приняли планы руководства. В начале 1990-х гг. это была самая популярная в Великобритании форма вовлечения работников.
Процессы участия в решении задач и перепланировании работ поощряют работников при расширении круга или типа задач, которые на них возложены6. В процессе принятия коллективных решений, когда члены группы непосредственно взаимодействуют между собой, имеет место так называемая поляризация риска. Это явление состоит в том, что принятое группой решение оказывается более или менее рискованным в зависимости от того, какое в среднем отношение к риску было у группы до обсуждения проблемы. Если первоначально группа была скорее консервативной, чем склонной к риску, то в результате коллективного решения она становится еще более консервативной и осторожной. В этом случае наблюдается эффект «сдвига к осторожности». Если же первоначально группа была скорее рискованной, чем осторожной, то после обсуждения ее склонность к риску увеличивается, и группа принимает еще более рискованное решение. В этом случае наблюдается обратное явление — эффект «сдвига к риску». Таким образом возникает эффект поляризации: мнение группы после обсуждения «сдвигается» в сторону одного из полюсов — крайнего риска или крайней осторожности.
Ранее считалось, что коллективные решения всегда обладают большей рискованностью, чем индивидуальные. Открытие эффекта «сдвига к риску» было достаточно неожиданным для исследователей, поскольку этот феномен противоречил сложившимся представлениям о том, что коллективные решения, в отличие от индивидуальных, должны быть более точными, взвешенными, рациональными и поэтому менее рискованными. Однако эксперименты показали, что во многих случаях группа демонстрирует большую склонность к риску, чем каждый из ее участников в отдельности. Существует несколько объяснений этого феномена.
Во-первых, в условиях коллективного
решения проблем имеет место так называемая диффузия
ответственности. При этом общая ответственность
за конечный результат распределяется
между членами группы, и, как следствие,
для каждого из них она становится меньшей,
что и побуждает их принимать более рискованные
решения. Во-вторых, риск в сознании людей
имеет положительную ценность. Поэтому
рискованное поведение выше оценивается
окружающими, чем осторожное поведение,
которое обычно связывают с нерешительностью.
Поскольку любой человек желает, чтобы
его оценивали более высоко, то именно
в группе он начинает демонстрировать
рискованное поведение в большей мере,
чем в одиночку. В итоге участники обсуждения
как бы начинают соревноваться — «кто
рискованнее», что непосредственно влияет
на общую величину риска коллективного
решения. Однако впоследствии более точное
исследование показало, что эффект «сдвига
к риску» — это только «одна сторона медали».
Группа действительно принимает более
рискованное решение, если первоначально
средняя групповая оценка уже была смещена
в сторону риска. В противном случае наблюдается
«сдвиг
к осторожности».
Руководители организаций, предпочитающие
коллективный стиль решения проблем,
должны учитывать влияние эффекта
поляризации. Практически перед
обсуждением важных проблем, связанных,
например, с выбором стратегии предприятия,
рискованными инвестиционными проектами
и другими организационными изменениями,
руководители могут поговорить об этих
проблемах с будущими участниками обсуждения
по отдельности, чтобы выявить позицию
группы заблаговременно, а затем, уже после
принятия коллективного решения, скорректировать
его в сторону риска или осторожности.
2.2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Чтобы обеспечить качество коллективных
решений, рекомендуют следующие основные
меры. Во-первых, лидеры группы должны
поощрять разногласия и здоровую критику,
в том числе критику их собственных мнений
и оценок. Во-вторых, необходимо всячески
препятствовать «давлению авторитетом»
и насильному закреплению в умах людей
чьих-то личных позиций и предпочтений.
Например, известно, что на многих японских
предприятиях при решении деловых проблем
установлен следующий порядок: сначала
высказываются самые младшие по рангу
участники обсуждения, затем более старшие
и т.д., пока очередь не дойдет до руководителя
группы. Таким образом, никто не боится
предложить решение, противоречащее мнению
более влиятельных лиц. В-третьих, целесообразно
разделение большой группы на несколько
более мелких групп, которые должны независимо
друг от друга решить одну и ту же проблему.
В-четвертых, желательно, чтобы члены группы
были ознакомлены с решаемой проблемой
заранее, еще до ее непосредственного
обсуждения. При этом они должны предварительно
поделиться своими мнениями, а затем высказать
их всей группе. И в-пятых, группы должны
приглашать для участия в собраниях независимых
экспертов и предоставлять им полную свободу
высказываний по поводу решаемой проблемы.
В частности, один из лучших способов защититься
от «групп-мышления» — официально назначить
человека
(так называемого адвоката
дьявола), который должен постоянно
отстаивать мнения, не совпадающие с позицией
группы.
Конформизм, или конформность, представляет
собой одно из наиболее заметных
явлений, возникающих в процессах принятия
коллективных решений. Конформность
определяется как податливость человека
реальному или воображаемому давлению
группы и проявляется в том, что оценки
и решения человека сближаются с позицией
других членов группы, даже если эта позиция
первоначально им не разделялась.
В психологии управления традиционно
различают внешнюю и внутреннюю конформность.
Внешняя конформность (публичная) – это демонстративное подчинение мнению лидера или большинства группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания других лиц, входящих в группу. Иными словами, человек занимает своеобразную позицию соглашательства с лидером или с большинством группы, однако это объясняется не тем, что их взгляды действительно совпадают, а совсем другими причинами: стремлением избежать конфликтов и противоречий, недостаточной компетентностью, слабостью характера, отсутствием личных взглядов, нежеланием думать и тратить силы на решение проблемы. Занимая такую позицию, субъект не включается конструктивно в групповую дискуссию, а лишь активно подчеркивает свое согласие с другими участниками, имеющими, как правило, более высокий статус, причем это согласие совершенно не подкрепляется какими-либо аргументами. Более того, публично повинуясь и соглашаясь с лидером или большинством, человек сохраняет неизменным собственное мнение. По этой причине внешняя конформность получила название феномен ложного согласия. Вместе с тем в процессах принятия коллективных решений отчетливо проявляется и другая поведенческая установка — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки господствующему мнению и любой ценой утверждать противоположную точку зрения. Это объясняется желанием «выделиться», подчеркнуть свою значимость и особую роль в группе. Такое поведение носит название феномен демонстративного несогласия. В этом случае отдельные участники группы формально ведут себя «с точностью до наоборот»: они активно отрицают любые мнения, не совпадающие с их «точкой зрения», и нарочито противопоставляют себя группе. Однако, по сути, их поведение также не основано на каких-либо содержательных и заслуживающих внимания аргументах и преследует цель привлечь к себе внимание более авторитетных членов группы.
Внутренняя конформность (личная) - это действительное изменение решений или оценок человека под влиянием большинства и даже меньшинства группы. Для исследования внутренней конформности проводились многочисленные эксперименты, которые показали, что у людей появляется склонность к конформизму, когда им противостоит даже незначительное большинство группы. Это явление можно назвать эффектом согласия с большинством.
Процессы принятия коллективных решений отличаются неповторимым своеобразием, которое возникает в результате межличностного взаимодействия всех участников решения проблемы. В этих процессах наиболее ярко и отчетливо проявляются социально-психологические эффекты, влияющие на качество решений группы. К ним относятся поляризация риска, групп - мышление, конформизм и другие явления. В связи с этим задача руководителей, организующих совещания по принятию решений, состоит в том, чтобы учитывать эти эффекты и своевременно «блокировать» их негативное воздействие на работу группы.
2.3. ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Вне зависимости от типа модели и от того, является решение запрограммированным или нет, выбирают ли менеджеры классическую, административную или политическую модель принятия решения, сам процесс принятия решений включает Шесть этапов.
Определение необходимости решения. Менеджеры сталкиваются с необходимостью принимать решение в случае или наличия проблемы, или появления новой возможности. Проблема возникает тогда, когда организационных факторов недостаточно для достижения поставленных целей. Некоторые аспекты деятельности неудовлетворительны. Возможность обнаруживается, когда менеджеры видят потенциальные факторы, которые превосходят потребности достижения текущих целей. В этом случае менеджеры видят возможность повысить уровень результатов выше текущего.
Диагностика и анализ. Если внимание менеджеров привлекли какие-то проблемы или возможности, им необходимо прояснить ситуацию. Диагностика — это первый этап процесса принятия решения, на котором менеджеры анализируют основополагающие причины и факторы, связанные с ситуацией, требующей решения. Менеджеры совершат ошибку, если сразу перейдут к поиску альтернатив, минуя глубокий анализ причин возникновения проблемы. На данном этапе должна быть сформулирована проблема как фиксация выявленных причинно-следственных связей.
Выдвижение альтернатив. После определения проблем или возможностей и проведения анализа ситуации менеджеры приступают к выдвижению альтернатив. На этой стадии генерируются возможные альтернативы решений, которые отвечают требованиям ситуации и соответствуют основополагающим причинам. Как показывают исследования, решения оказываются неудачными чаще всего из-за того, что менеджеры ограничивают по времени этап поиска альтернатив и их количество, останавливаясь на первой приемлемой альтернативе.