Решение проблем и принятие решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы – выяснить процесс управления, решение проблем и принятие решений на современном предприятии.
Задачи поставленные перед автором работы:
Рассмотреть понятие управления и стили управления.
Исследовать функции и методы управления.
Рассмотреть этапы принятия решений.

Содержание

Введение …………………………………..………………..........................…….……........ 3
1. Что такое управление.…………………………………….......................……….….…....4
1.1. Стили управления .................…………………..…..................................…...........5
1.2. Методы и функции управления ..……………….……….........................…….....6
1.3. Социально-психологические функции руководителя …………….................…8
2. Решение проблем и принятие решений ..........................................................................11
2.1. Принятие группового решения ....………………………......................…..…....11
2.2. Процесс принятия решений .....…………………………………........................13
2.3 Этапы принятия пешений......................................................................................15
Заключение...………………………………………………………..........................……….18
Список использованной литературы …………………………………...................…...........20

Работа содержит 1 файл

Принятие управленческих решений на предприятии.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………..………………..........................…….……........ 3

1. Что такое управление.…………………………………….......................……….….…....4

1.1. Стили управления .................…………………..…..................................…...........5

1.2. Методы и функции управления ..……………….……….........................…….....6

1.3. Социально-психологические функции руководителя …………….................…8

2. Решение проблем и принятие решений ..........................................................................11

2.1. Принятие группового решения ....………………………......................…..…....11

2.2. Процесс принятия решений .....…………………………………........................13

2.3 Этапы  принятия пешений......................................................................................15

Заключение...………………………………………………………..........................……….18

Список  использованной литературы …………………………………...................…...........20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная  работа посвящена теме управления на современном предприятии, тем его аспектам, которые касаются подходам у выбору медода управления, взаимодействию между руководителем и подчиненным, а также способам разрешения спорных ситуаций и принятия на основе этого коллективных решений. Тема актуальна уже на протяжении десятилетий, меняются только подходы и ведение решения вопросов, что также будет отражено в работе.

Тема  широко охвачена в трудах многочисленных авторов и на ее счет существует множество, как общепризнанных, так и нуждающихся в дополнительных исследованиях теорий. К теории управления в своих трудах обращались в часности Гапоненко А.Л. в работе «Теория управления», Кузьмина Н.В. «Система управления кадровым потенциалом в интегрированных корпоративных структурах» и Армстронг М. В работе «Практика управления человеческими ресурсами».

Тема  не теряет своей актуальности, наоборот – нуждается в постоянном притоке  новых идей и взглядов, вместе с  тем как меняются условия в  которых происходит применение ее теоретических основ. 

Цель данной работы – выяснить процесс управления, решение проблем и принятие решений на современном предприятии.

Задачи поставленные перед автором  работы:

  1. Рассмотреть понятие управления и стили управления.
  2. Исследовать функции и методы управления.
  3. Рассмотреть этапы принятия решений.

Работа  будет структурированна таким образом, чтобы поочередно был освещен каждый из поставненных в задаче пуктов с последующим выводом в ее заключении.

В процессе работы будут использованны материалы  авторов указанный в литературном перечне, а также аутентичные  материалы интернета. Будет применятся аналитический подход с целью максимального освещения существующих теорий, с тем чтобы читатель получил представление об их наличии, а также имел возможность сложить собственное мнение относительно выбора предпочтительных методик управления персоналом в различных условиях.

 

1.  ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. «Менеджмент» - английское слово, в переводе оно означает «управление». Тем не менее в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: «Я осуществляю менеджмент автомобиля». Мы говорим: «Я управляю автомобилем». Мы не говорим: «Они осуществляют менеджмент выплавки стали». Мы говорим: «Они управляют выплавкой стали»1.

Но в данной работе слово «менеджмент» будет употреблятся наряду со словом «управление» и оба этих понятия будут означать процесс руководства предприятием..

Управление  есть элемент и одновременно функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности2.

Каждая организация имеет свои уникальные цели и потребности, которые влияют на ее подход к управлению. Практически невозможно выработать единый подход, соответствующий особенностям всех организаций. К примеру – в больших организациях, возможно, требуется более высокая степень управления сравнительно компаниями небольшими. Но если все-же попытаться дать единое определение, то оно могло бы звучать примерно следующим образом – задача управления заключается в том, чтобы объект управления в условиях реальной эксплуатации обеспечивал выполнение требуемых функций.

Однако  для достижения одних и тех же управленческих задач необходимо изпользование порой кардинально противоположных стилей и методов управления, как и определение роли руководителя в этом процессе.

Эволюция управленческой мысли  наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы. Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Все это и определяет "плоть" и "душу" моделей управления. Сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие.

Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять  на вооружение самую эффективную модель3

1.1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Обычно выделяют следующие стили управления:

Авторитарный – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, боевые военные действия и т.п.).

Демократический – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии", а с другой стороны, "минимумом контроля", вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный, и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Эффективным стилем управления (по мнению большинства  зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (от англ. «participate» – принимать участие) – стиль управления, при котором руководитель является координатором группового процесса, обеспечивая всестороннее обсуждение наиболее важных вопросов. При таком подходе руководитель не пытается навязать группе “свое решение” и готов принять и осуществить любое решение, которое пользуется поддержкой всей группы. Этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

 

1.2. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление  представляет собой динамичный процесс, осуществляемый и направляемый руководителями за счет использования различных приемов и способов. Именно из последних и образуется система  методов управления в руководстве предприятием. Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления.

Методы управления могут классифицироваться по различным признакам. Так, в зависимости от масштабов их использования выделяют системные, общие и локальные методы управления. Общие методы могут применяться в любых управленческих процессах, системные – только в каких-либо конкретных системах управления, а локальные направленные на отдельные элементы управленческих систем. По еще одной классификации методы разделяют по сферам и отраслям управления. Сюда относятся методы, используемые в государственном управлении, торговли, промышленности, бизнесе и т.д.

Немаловажную роль играют не только методы, но и функции управления. Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все без исключения функции управления4.

Их появление связано с разделением и специализацией труда, так как все управленческие процессы предприятия осуществляются посредством функционального разделения. Любая функция должна создавать такие управленческие условия, посредством которых обеспечивались бы самые эффективные связи между элементами управляемой системы.  На современном этапе развития выделяют такие основные функции управления, как:

- Планирование – функция управления, сущность которой заключается в установлении целей и путей по их достижения. Конечным результатом планирования должна быть система планов, состоящих из корпоративных, функциональны планов, планов работников и др.

- Организация (организовывание) – функция управления, занимающаяся разработкой структуры управления, а также распределением полномочий и ответственности.

- Мотивация – функция управления, сущность которой заключается в побуждении человека к деятельности, которая имеет определенную целевую направленность.

- Контроль – функция управления, обеспечивающая достижение организацией своих целей.

Функции управления осуществляются посредством процесса – деятельности, требующей определенной затрат времени и ресурсов. Благодаря такому процессному подходу удалось рассмотреть взаимозависимость и взаимосвязь функции управления. Процесс управления представляет собой последовательность выполнения функций, а если точнее, то последовательность начальных действий по выполнению функций. Связующими процессами в управлении являются процесс принятие решения и процесс коммуникаций. В последнее время сюда относят и процесс целепологания, ведь для начала любой деятельности нужно сначала установить цели функционирования.

Функции управления в менеджменте  приводят менеджеров к принятию самых  разнообразных решений. Так, при  планировании нужно поставить цель, определить необходимые ресурсы, выбрать способы достижения задач и целей. При организации нужно проработать структуру производства и управлении, а также провести организацию труда специалистов и рабочих. Процесс мотивации подразумевает установление и анализ неудовлетворенных потребностей, определение стимулирующих воздействие и т.п. Функций контроля предполагает принятие решений по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д.

Таким образом, функции управления в менеджменте должны способствовать приспособлению организационной структуры предприятия к поставленным задачам по осуществлению деятельности, а также подбору  сотрудников для конкретной работы, определению прав использования ресурсов организации.

1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Для эффективного управления предприятием руководитель должен уделять особое внимание своим подчиненным. Знание психологических особенностей подчиненных позволяет руководителю более эффективно реализовывать социально-психологическую функцию. Основой социально-психологической функции служит делегирование руководителем своих полномочий и мотивация подчиненных.

Информация о работе Решение проблем и принятие решений