Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и причины возникновения стресса…………………….........5
Понятие стресса…………………………………………………………5
Причины возникновения и механизм действия стресса…………….10
Методы управления стрессом на предприятии………………………15
Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Maxima»…………………………………………………………………..19
Характеристика деятельности предприятия…………………………19
Анализ кадрового состава…………………………………………......22
Анализ управления стрессом на предприятии…………………........25
Анализ причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия………………………………………………25
Анализ методов управления стрессом……………………………….28
Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия…………………………………………….…31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………
Показатель | Значение показателя в динамике лет | Изменение показателя в оценке 2009 г. к 2011 г. | |||
2009г | 2010 г | 2011 г | Абсо-
лютное |
% | |
Объем реализации, руб. (за месяц) |
3500000 | 4000000 | 4500000 | 1000000 | +28,5 |
Численность занятых - всего, чел. | 12 | 11 | 10 | 2 | -16,7 |
Численность ППП, чел. | 10 | 9 | 8 | 2 | -20 |
Фонд оплаты труда, руб. | 2550000 | 2850000 | 2970000 | 22580000 | +16,4 |
Среднемесячная оплата труда одного работника, руб. | 19500 | 23000 | 27500 | 80000 | +41,1 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб. | 3000000 |
3500000 |
3700000 |
7000000 | +23,3 |
Уровень производительности труда, руб. (месяц на 1 работника) | 326000 |
397000 |
500000 |
174000 | +53,3 |
Чистая прибыль, руб. (месяц) | 1936500 |
2578000 |
2967500 |
1031000 | +53,2 |
Рентабельность продукции, % | 19 | 26 | 28 | - | +9 |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что основные показатели увеличились, причем в лучшую сторону в среднем на 32%.
Таблица 2. Уровень дифференциации в оплате труда работников организации.
Показатель. Среднемесячная оплата труда работников разных категорий. | Значение показателя в динамике лет, рублей. | ||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
|
45000 |
48000 |
50000 |
|
28000 | 32000 | 35000 |
|
13000 | 17000 | 20000 |
На предприятии
применяется линейно-штабная
Рисунок. 2. Линейно-штабная структура.
2.2. Анализ кадрового состава. Управление – это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а так же на участие в них людей, осуществляемое целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты.
В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет – управляющих, принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами, предметами управления. Управление ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий. Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающиеся этими объектами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Для достижения более эффективного руководства деятельностью сети магазинов «Maxima» и в соответствии с Уставом устанавливаются следующее распределение обязанностей по руководству структурными подразделениями предприятия и порядок рассмотрения вопросов между должностными лицами общества.
Так как «Maxima» является малым предприятием, то осуществление функций предприятия закреплено за отдельными лицами. Управленческую функцию предприятия выполняет генеральный директор. То есть, осуществляет общее руководство деятельностью предприятия, организацию исполнения законов РФ. Решает вопросы по взаимодействию с Федеральным управлением по налогам и сборам. Генеральный директор руководит деятельностью главного бухгалтера, так же решает планово-экономические и финансовые вопросы. В его компетенцию входит решение вопросов оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты работников, вопросов, связанных с совершенствованием организации труда и управлением производством. Осуществляет руководство хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, решение вопросов материально-технического обеспечения, организацию работ по хозяйственному обслуживанию. Экономическую функцию предприятия осуществляет главный бухгалтер. Он выполняет следующие задачи:
- участвует
в составлении перспективных
планов экономического и
- способствует внедрению прогрессивных форм организации труда;
- участвует
в обработке бухгалтерских
- участвует
в составлении годового отчета,
заполняет таблицы
Таблица 3. Структура персонала организации.
Численность персонала | Показатель | ||
Средняя
списочная численность | |||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Всего:
Чел. % |
12 100 |
11 100 |
10 100 |
Руководители:
Чел. % |
1 0,12 |
1 0,11 |
1 10 |
Специалисты:
Чел. % |
4 0,48 |
4 0,44 |
4 40 |
Служащие:
Чел. % |
8 0,96 |
7 0,77 |
6 60 |
Половозрастная структура персонала.
На предприятии работает 90 % женщин, из
которых 2,7 % в возрасте от 20 до 30 лет, 4,5
% в возрасте от 30 до 45 лет и 0,9 % свыше 45
лет; и 10 % мужчин в возрасте свыше 45 лет.
2.3. Анализ управления стрессом на предприятии.
2.3.1. Анализ причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия
На предприятии было проведено 2 теста. 1 тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (Приложение 1) и 2 тест на стрессоустойчивость К. Томаса (Приложение 2) . Первый тест показывает насколько адекватно испытуемый оценивает свой уровень стрессоустойчивости. Второй тест оценивает уровень стрессоустойчивости – показатель, обратной стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить уровень стрессоустойчивости работников предприятия, определить методы борьбы со стрессом и дать нужные рекомендации. Одной из причин возникновения стрессовых ситуаций в организациях является неадекватное восприятие информации. Порядка 80% рабочего времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Около 50% всей передаваемой информации воспринимается неправильно. При этом возможны три различные ситуации:
- информация, отправленная А, никогда не достигает Б; - информация искажается отправителем или лицом, передающим ее; - получатель неправильно воспринимает то, что ему передано. Одним из факторов, могущих усложнить процесс взаимодействия, является плохое настроение покупателей, начальника или самих продавцов. Плохое настроение изначально настраивает на конфликт, и как следствие стресс. Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством иерархических уровней в организации. При передаче информации через уровни, на каждом из них она подвергается пересмотру и коррекции. При этом могут возникать различного рода искажения, когда, например, важная информация признается неважной и выбрасывается. Заметим, что «фильтрация» информации происходит как на пути вверх по уровням, так и на пути вниз, при этом фильтрация может быть либо намеренной, либо ненамеренной. Ненамеренная фильтрация имеет место тогда, когда кусочки информации уничтожаются без ведома того, кто эту информацию передает. Намеренная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности передающего. Даже когда информация, посланная А, успешно достигает Б, остается возможность того, что эта информация искажена. Это искажение может быть вызвано не только фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем. Существуют две причины этого. Во-первых, мы представляем себе мир более неподвижным и конкретным, чем он на самом деле является. Поэтому при передаче информации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и преуменьшаем значение случайных. Этот процесс называется поглощением неопределенности. Второй причиной для искажения информации является желание людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при передаче информации наверх, например, когда человек подозревает, что реальная информация совсем не так хороша, как хотелось бы. Получатель информации также может служить источником искажения в том смысле, что он может неправильно истолковать смысл, заложенный в сообщении. Второй причиной неправильного восприятия сообщения может служить выборочное восприятие, когда мы ищем в получаемом сообщении то, на что мы настроены. Человек слышит то, что он хочет услышать, и пропускает остальное. Еще одной причиной неправильного восприятия может служить ожидание. По различным причинам мы можем ожидать услышать сообщения определенного типа. Еще один феномен - это ощущаемая надежность отправителя. Если получатель информации не считает отправителя источником достаточно достоверной информации, то он может недооценить и важность его сообщения. Та же проблема возникает, когда отправитель воспринимается слишком всерьез. Неправильное восприятие может возникнуть попросту из-за информационной перегрузки, когда человек получает такое количество сообщений, что перестает придавать им всем больше значение. Существует некоторое количество средств, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы. На индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий и в наибольшей степени прилагаемый к теме сообщения. Также необходимо устанавливать доверие. Сообщение должно быть не только понято, но и принято. Необходимо избегать использования штампов и ненужных классификаций, нужно сообщать как можно больше фактической информации. Наконец, необходимо активно искать обратную связь, с тем, чтобы удостовериться в правильной интерпретации информации. В ходе первого проведенного тестирования, выяснилось, что лишь 10% устойчивы к стрессу, 50% имеют нормальный показатель стрессоустойчивости, то есть стрессу подвержены, но в меньшей степени. 30% персонала имеют удовлетворительный показатель, то есть подвержены стрессу чаще и 10% имеют плохой показатель, так как раздражаются чаще остальных по всяким мелочам и вовсе без особых причин.
Рисунок.
3. Базовый показатель стрессоустойчивости.
Так
же в ходе второго тестирования выяснилось,
что большинство персонала
2.3.2 Анализ методов управления стрессом
Генеральный директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют. Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, прежде чем, что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель. Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны. Также используют принцип ясности и доброжелательности. Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку. Сотрудники предприятия учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.
Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:
- готовностью идти на сближение позиций; - положительная оценка некоторых действий другой стороны; - критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения. После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации. Руководитель использует авторитарно - демократичный стиль руководства. Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Сильные стороны этого стиля: исполнение работы в намеченный срок, дисциплина, порядок, стабильность. Минусом этого стиля будет - свобода инициативы. Демократичный руководитель характеризуется разделением власти и участием подчинения в принятии решений, управлении. Но главные стратегические решения не делегирует, налагает на подчиненных ответственность. Равно заботиться о выполнении задач и о человеческих отношениях. Плюсами будут проявление инициативы, усиление ответственности подчиненных через участие в управлении. Минус – на согласование решений уходит большое количество времени. Руководитель данного предприятия дает волю инициативе подчиненных, но окончательное решение оставляет за собой. Использует давление в виде угрозы лишения премии и увольнения с работы. Вследствие чего работники могут впасть в стрессовое состояние и получить подавленное психологическое настроение на неопределенный срок.