Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты стресса;
дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и причины возникновения стресса…………………….........5
Понятие стресса…………………………………………………………5
Причины возникновения и механизм действия стресса…………….10
Методы управления стрессом на предприятии………………………15
Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Maxima»…………………………………………………………………..19
Характеристика деятельности предприятия…………………………19
Анализ кадрового состава…………………………………………......22
Анализ управления стрессом на предприятии…………………........25
Анализ причин возникновения стрессов и стрессоустойчивости работников предприятия………………………………………………25
Анализ методов управления стрессом……………………………….28
Рекомендации по регулированию и способам управления стрессом сотрудников предприятия…………………………………………….…31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...38
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Тест стрессоустойчивости С. Каухена и Г. Виллиасона …….39
Приложение 2. Тест
на стрессоустойчивость К. Томаса……………………….42
Введение
Основой
любой организации являются люди
(коллектив), и без них функционирование
организации невозможно. Трудовой коллектив
– формальная (формализированная) общность
людей, объединенных совместной деятельностью
для достижения определенных целей
(производство продукции, ремонт зданий,
научные изыскания). Совокупность объектных
условий, в которых оказываются
люди в процессе совместной деятельности,
предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия. Количество потребностей,
которые могут быть удовлетворены
в общении, также оказывается
ограниченным сложившимися обстоятельствами.
В этой связи в коллективах
часто возникают
Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление стрессами на предприятии. Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии.
В третьей главе приводятся данные об
исследовании, проведенному в сети магазинов
«Maxima». Целью практической части было
исследование психологических причин
стресса персонала организации. Для этого
были использованы две методики: тест
самооценки стрессоустойчивости С. Коухена
и Г. Виллиансона, и тест на стрессоустойчивость
К. Томаса. Полученные результаты были
подвергнуты статистическому анализу,
что позволяет говорить об их достоверности.
Первая глава. Понятие и причины возникновения стресса. Вторая глава. Анализ управления стрессом на примере сети магазинов «Maxima».
Третья
глава. Рекомендации по регулированию
и способам управления стрессом сотрудников
предприятия.
Стресс
- это такое эмоциональное
Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.
Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.
Подавляющее
большинство людей под понятием
"стресс" понимает неприятности,
горе, сильные отрицательные
Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом "стресс" (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами "эмоциональный", "психический". Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса. Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители - наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации?
Стресс
есть неспецифический ответ
Стресс
- неспецифическая реакция
Умственного перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - самые вредоносные стрессоры.
Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.
Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.
Стресс - это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия.
Виды стресса. В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.
Обычно
стресс связан с приятными и неприятными
переживаниями. Приятное и неприятное
эмоциональное возбуждение
По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, "чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание".
Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их "обусловленными факторами". Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни "адаптации".
Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.
Различные
психологические проявления стресса
находят отражение в
Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.
Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
Фазы стресса. Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.
Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.
Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.
Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.
В
жизни эмоции создаются различные
формы эмоциональных состояний,
различающихся между собой
В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.
Аффект
- это своеобразное эмоциональное
состояние, протекающее с большой
и резко выраженной интенсивностью.
Особенности его состояния в
том, что аффект носит бурное внешнее
проявление, характеризуется
По
имеющимся научным данным, отрицательное
воздействие стресса в наше время
уносит все больше человеческих жизней.
Сейчас принято разделять стресс
на эмоциональный и