Регулирование туда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Страхование – одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. Главный побудительный мотив страхования – это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобитие, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 60.11 Кб (Скачать)

6, государственное  регулирование страховой  деятельности

Страховое право  представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

В государственном  праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон РФ "Об организации  страхового дела в РФ". Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации  страхового дела в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования  между страховыми организациями  и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых  организаций между собой, а также  устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом  РФ "Об основах обязательного  социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ.

Гражданское право  регулирует имущественные обязательства, возникающие между страховыми организациями  и страхователями. Так, процедура  заключения договора страхования и  последующие взаимоотношения сторон, вытекающие из условий договора, регламентируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации. Страховые  правоотношения между страхователем, страховщиком и выгодоприобретателем являются гражданскими правоотношениями и, следовательно, подчиняются гражданскому законодательству. В случае обнаружения расхождений между гражданско-правовыми нормами, содержащимися в законе РФ "Об организации страхового дела в РФ" или любых иных актах, и нормами Гражданского кодекса следует руководствоваться последними в силу их приоритета.

Страховая деятельность в области медицинского страхования  регламентируется законом РФ "О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации" от 28.06.1991 г. № 1499-1 (в редакции от 02.04.1993 г. с  последующими изменениями и дополнениями от 28.06.1991 г. № 1499-1), который охватывает особенности организации данного  вида страхования.

Отношения страховых  организаций с органами страхового надзора, лицензирование страховой  деятельности, установление показателей  и форм учета страховых операций и отчетности, формирование и размещение страховых резервов, контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков регулирует административное право.

В свою очередь  финансовое право регулирует вопросы  налогообложения доходов от страховой  деятельности (Налоговый Кодекс РФ).

7, Современное состояние страхового рынка России 
Страховой рынок современной России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.07 г.) субъектами страхового дела в России считаются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.  
Согласно отчетам Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2008 г. в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 814 страховых компаний и 124 страховых брокера. В совокупности они собрали 699,9 млрд руб. (что на 23,3% больше аналогичного периода прошлого года), при этом 50,9% общих сборов приходится на Центральный федеральный округ, преимущественно Московский регион. По большинству видов страхования в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров соответствующего сегмента (для сравнения: в 2004 г. доля первой десятки страховых компаний в общих сборах составляла только 33%). По добровольному личному страхованию 10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%, по имущественному страхованию – 44,7%, по страхованию ответственности – 46,6%, по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию жизни, где уровень концентрации бизнеса в крупных компаниях наиболее выражен, – 72,9%. Все это говорит о превалировании на рынке крупнейших «федеральных» компаний с руководящим центром в Москве и постепенном вытеснении с рынка мелких недокапитализированных страховщиков, в том числе региональных.

 
Следует также обратить внимание на следующее обстоятельство. На всех финансовых рынках России, и страхование  в этом смысле не исключение, с середины 90-х годов идет сокращение числа  операторов с одновременным повышением капитализации оставшихся и концентрации бизнеса в их руках. Рекордное  сокращение числа финансовых институтов можно проследить на примере бирж: до 37 организаций, имеющих лицензию на биржевую деятельность (включая  товарные биржи) в настоящее время, с более 1000 в начале 90-х. В банковском секторе динамика численности была не так выражена: число действующих кредитных организаций по состоянию на 1 октября 2008 г. составляет 1126, при том что на пике в середине 90-х их было около 2,5 тыс. И, наконец, на страховом рынке по состоянию на конец 1995 г. имелось 2745 страховых организаций, к настоящему времени их число сократилось в 3,37 раза; число страховых брокеров на пике составляло свыше 1,3 тыс., к настоящему времени оно уменьшилось почти в 10,5 раза.  
Сокращение числа страховых организаций являлось следствием стойкого превышения числа отозванных лицензий над числом выданных с 1996 г. При этом среди причин отзыва лицензий – не только нарушения страхового законодательства, но и добровольный отказ страховщика от страховой деятельности или отдельных ее видов, в том числе и в результате присоединения к другой страховой организации. Так или иначе, клиентский портфель ликвидируемых страховщиков передается их более крупным конкурентам, за редким исключением, не в порядке его организованной передачи с сохранением действующих обязательств, а путем заключения нового договора. В отсутствие на страховом рынке механизма централизованных гарантийных институтов, осуществляющих выплаты клиентам утративших лицензии компаний (за исключением специфического сектора ОСАГО, где подобная функция возложена на Российский Союз Автостраховщиков), отзыв лицензий компаний-нарушителей сказывается на страхователях. Клиенты компаний, присоединяемых в результате слияний и поглощений к другим, более крупным страховщикам, в этом смысле более защищены, так как обязательства по их договору в ходе реорганизации, как правило, сохраняются.  
По оценкам Росстрахнадзора, совокупный уставный капитал всех российских страховщиков достиг в III квартале текущего года 153,5 млрд руб., из них 10% приходится на 10 компаний-лидеров по величине капитала, 27% – на первые 20 компаний и 62% – на первые 120 компаний. Однако до сих пор наиболее часто на рынке встречаются компании, находящиеся в самой нижней группе по капитализации (от предусмотренной законом минимальной величины для страховых организаций 30 млн руб. и до 60 млн руб., что также является минимальной величиной специализированных страховщиков) – таких 39%, а компаний, чей капитал превышает 500 млн руб. (18,25 млн долл.), только 9%. Тот факт, что более трети компаний балансирует на нижней границе нормы, даже если не учитывать качество их активов, говорит о том, что показателю капитализации отечественных страховщиков еще есть куда расти.  
В западных странах важным элементом институциональной структуры страхового сектора являются общества взаимного страхования (ОВС), иногда «оттягивающие» половину и более рынка. В России, несмотря на включение ОВС в число субъектов страхового дела и принятие в прошлом году Федерального закона от 29.11.07 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании», ни одно общество до сих пор лицензию не получило.  
Что касается последнего вида субъектов страхового рынка – страховых актуариев, то по российскому законодательству они подлежат не лицензированию, а аттестации, и конкретный регламент ее проведения пока что не утвержден. Тем не менее профессиональные актуарии в России есть, по оценкам независимых специалистов, их число составляет примерно две с половиной сотни.  
В России действуют законодательные требования к видовой специализации компаний по добровольному страхованию жизни (которое разрешено совмещать только со страхованием от несчастных случаев, однако из-за наличия действующих долгосрочных договоров процедура разделения компаний до конца еще не завершена), а также по обязательному медицинскому страхованию (которое разрешено совмещать только с добровольным медицинским страхованием). По состоянию на 1 октября 2008 г. в секторе страхования жизни работало 87 компаний (в том числе 18, осуществляющих исключительно операции по страхованию жизни), в секторе иных видов, чем страхование жизни (кроме ОМС) – 674 компании, и 104 страховые медицинские организации занимались ОМС. Кроме того, согласно отчетности 198 страховщиков проводили операции по входящему перестрахованию, в том числе 25 специализированных организаций, занимающихся исключительно перестрахованием.  
Важным концептуальным вопросом был и остается вопрос, за счет каких видов страхования должен в первую очередь развиваться российский страховой рынок: обязательных или добровольных. Не секрет, что долгое время и основной причиной роста на стадии подъема рынка, и стабилизирующим элементом в трудные годы было обязательное страхование (ОМС И ОСАГО), а также обязательно-добровольные (предписанные страхователям их отраслевыми нормативными актами) и вмененные (предписанные требованиями деловых партнеров, кредитных организаций или органов власти) виды страхования. Этот же вопрос становится краеугольным в рамках обсуждения стратегических и концептуальных документов о будущем развитии страхового рынка. По итогам 9 месяцев 2008 г. доля сборов по обязательному страхованию составляла 48,7%, однако увеличение его происходило более высокими темпами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в обязательном страховании достигнут прирост 30,8%, тогда как аналогичный показатель в добровольном страховании – только 17%. При этом следует понимать, что в действительности показатели добровольного страхования содержат в себе результаты работы страховщиков в тех секторах, где страховать определенные риски клиента обязывают закон или контрагент при осуществлении каких-либо видов операций, т.е. считать их в полном смысле «добровольными» не приходится. Забегая вперед, можно отметить, что роль обязательного страхования в России в ближайшие годы по-прежнему будет оставаться определяющей.  
С отраслевой точки зрения в структуре добровольного страхования, как и прежде, первое место занимает страхование имущества (242,7 млрд руб.), а наихудшие результаты – по страхованию жизни (13,9 млрд руб.). Что это означает в современных экономических условиях? Стабильный рост сборов по страхованию имущества обеспечивал в первую очередь сектор автокаско, и немаловажную часть этих поступлений составляло страхование крупных корпоративных имущественных рисков. В условиях дефицита денежных средств у предприятий и населения, рост поступлений может очень сильно замедлиться. Немалое значение в отчетный период имело и страхование объектов залога по различным видам кредитных и лизинговых операций, а предоставление подобных услуг банками в настоящее время практически заморожено, соответственно получение страховых премий по данному направлению прекращается на длительный срок. Все это заметным образом отразится уже в отчетности ближайшего квартала. Что касается life-сектора, то его относительная стагнация объясняется окончательным переходом страховщиков на классическое страхование, что для рынка, безусловно, явление позитивное.  
Эксперты не высказывают однозначного мнения о том, как будет развиваться сегмент страхования ответственности. С одной стороны, государственный курс на замену страхованием ответственности ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности дает основания считать, что страхование ответственности ждет серьезный прирост. С другой, опережающий рост выплат в данном виде страхования длится уже не первый квартал, а с ростом убыточности уменьшается привлекательность этого сегмента для страховщиков. Кроме того, сам специфический характер выплат по ответственности – они могут растянуться на годы и приобрести масштабы, которые трудно заранее предугадать – заставляет относиться к приему таких рисков достаточно осторожно.  
Что касается рынка в целом, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах 0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, прежде всего принятие ряда законопроектов и среди них закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов, и изменение налогового режима по долгосрочному накопительному страхованию жизни. Разумеется, что все озвученные экспертами показатели достижимы при условии макроэкономической стабилизации.  
Безусловно, в ближайшие годы возможность получать высокий уровень доходности по инвестициям для страховщиков будет ограничена, и это побудит их максимальное внимание уделять своему непосредственному бизнесу: оптимизировать организацию страхования, повышать уровень рентабельности страховых операций. С практической точки зрения это означает, что у страховых компаний возникнет необходимость установления адекватных страховых тарифов и сокращения расходов на ведение дела. Прежде всего это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.  
О развитии отдельных отраслей страхового рынка, его различных правовых и экономических проблемах мы продолжим разговор в следующих аналитических публикациях. Ближайшие из них будут относиться к секторам страхования жизни и перестрахования.

8,

9, Страхование имущества юридических лиц

 

Страхование имущества  юридических лиц представляет собой  классический вид страхования и  всегда пользуется спросом на страховом  рынке. Лицензию на этот вид услуг  имеет подавляющее большинство  страховых компаний. Каждое предприятие  имеет у себя на балансе какое-либо имущество. Это могут быть цеха, офисные  здания, склады, рабочее оборудование и пр. Страхование имущества юридических  лиц призвано быть одним из рычагов  минимизации рисков на предприятии.

Страхование имущества юридических  лиц - правила

Страховые компании сегодня предлагают множество продуктов, достаточно схожих между собой. Отличия  между ними кроются, как правило, в размере страховых тарифов  и перечне страховых событий. Предприятие или организация  может застраховать свое имущество от всех рисков (по максимальному тарифу), либо от каких-то конкретных рисков (в этом случае тариф окажется ниже).

Страхование имущества  юридических лиц подразумевает  возмещение ущерба, причиненного застрахованному  имуществу по причине взрыва, пожара; стихийных явлений (землетрясение, удар молнии, град, наводнение, ураган и т.д.); аварии в системе водопровода, отопления, канализации; умышленного  действия третьих лиц; кражи со взломом; падения пилотируемых летательных объектов и их частей.

Как показывает практика, не смотря на большой выбор  рисков в страховании имущества  юридических лиц, максимальное число  страховых выплат приходится на убытки от повреждения имущества водой  и пожаров. Слишком велика вероятность  наступления страховых событий  в данных случаях. Поэтому уплата незначительной по сравнению со стоимостью возможного ущерба страховой премии гарантирует страховщику спокойную жизнь и надежную защиту.

Объектами страхования  имущества юридических лиц могут  выступать находящиеся на балансе  или в пользовании страхователя здания, сооружения, имеющиеся инженерные коммуникации, элементы оформления помещений, отделка; хозинвентарь, мебель, торговое, холодильное и производственное оборудование; офисная и бытовая техника; товарные запасы на складе и т.д.

10

11. Личное страхование:  Современное состояние  и перспективы

  Состояние

В настоящее  время действующим законодательством  предусмотрено обязательное государственное  личное страхование за счет средств  соответствующего бюджета более 20 категорий  российских граждан, чья жизнь и  здоровье подвергаются возможному риску.

Так, на основании  действующих в настоящее время  нормативно-правовых актов обязательному  государственному страхованию за счет средств соответствующего бюджета  подлежит жизнь и здоровье должностных  лиц таможенных органов, сотрудников  кадрового состава органов внешней  разведки, военнослужащих и граждан призванных на военные сборы, сотрудников Федеральной службы охраны, сотрудников Государственной налоговой службы, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, а также учреждений исполняющих наказания и следственных изоляторов.

Обязательному государственному личному страхованию  подлежат лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, сотрудники органов налоговой полиции, государственные инспекторы по охране территорий государственных природных  заповедников и национальных парков, врачи-психиатры, медицинские, фармацевтические и иные работники системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой  их жизни и здоровью.

Обязательное  государственное личное страхование  предусмотрено также для судей, народных и присяжных заседателей, судебных исполнителей и приставов, прокуроров и следователей, государственных  и муниципальных служащих, членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы.

В качестве меры социальной защиты нормативно-правовыми  актами Российской Федерации установлено  обязательное государственное страхование  граждан проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном  образовании на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия  при аварии на предприятиях и объектах.

Наряду с обязательным государственным страхованием, осуществляемым за счет средств соответствующего бюджета, Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 935, 936) предусмотрено обязательное страхование за счет страхователей, т.е. лиц, на которых законом возложена  обязанность страхования.

К сожалению, в  отдельных законодательных актах, обязательное государственное личное страхование тех или иных лиц  только декларируется. В них нормативно не установлены существенные условия договоров страхования, перечень рисков, от которых эти лица должны быть застрахованы, а также страховые суммы, порядок и условия проведения данного вида страхования. А это, в свою очередь, не позволяет в полной мере реализовывать провозглашенное законодателем право на страховую защиту тех, кто особенно в ней нуждается.

Поскольку конкретные механизмы организации отдельных  видов личного страхования законом  не определены, необходима разработка их уполномоченными на то органами, отвечающими за организацию и  обеспечение этих видов обязательного  страхования.

Представляется, что в общем виде процедура  обязательного государственного личного  страхования должна отвечать следующим  требованиям:

    • обеспечение безусловной надежности с точки зрения полноты и своевременности страховых выплат;
    • максимальная экономия бюджетных средств;
    • открытость системы, позволяющая постепенно охватить единым механизмом страхования все категории работников;
    • гибкость, позволяющая работникам пользоваться помимо обязательного страхования и другими видами страховых услуг.

Обеспечить выполнение данных требований может создание специализированных страховых компаний, контролируемых соответствующими органами федерального и регионального уровня.

В настоящее  время ведущими страховыми организациями, заключившими договора на проведение обязательного государственного личного страхования являются: ОАО "Военно-страховая компания", ОАО "Страховая компания правоохранительных органов", ОАО "Чрезвычайно-страховая компания", ОАО "Спасские ворота".

Несмотря на экономические трудности, в условиях неритмичности бюджетного финансирования, страховые организации стремятся  надлежащим образом выполнять свои обязательства перед страхователями, зачастую используя средства на выплаты  страхового обеспечения из своих  собственных резервов.

К примеру, только Военно-страховая компания за шестилетний  период своей деятельности, произвела  выплаты страхового обеспечения  более чем 250 тысячам военнослужащих и членам их семей на сумму более 1,5 млрд. рублей в полном соответствии с действующим законодательством  и в установленные договорами сроки.

Деятельность  страховых компаний находится под  постоянным вниманием государственных  контрольных и ревизионных органов.

Новым важным этапом совершенствования правового регулирования  обязательного государственного страхования  стал Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел РФ и сотрудников  Федеральных органов налоговой  полиции, вступивший в силу с 1 июля 1998 года".

Информация о работе Регулирование туда