Автор: Николай Данилов, 13 Июня 2010 в 17:37, курсовая работа
Объектом в курсовой работе является человек, а предметом служит регулирование поведения человека.
Целью курсовой работы является регулирование и управление поведением индивида.
Основными задачами в данной работе являются: 1) определить экономическое стимулирования личности 2) выявить социальные блага в теории мотивации 3) регулирование деятельности индивида 4) создание эффективной системы вознаграждения в организации 5) проанализировать состояние вопроса на предприятии, то есть применить системы экономического стимулирования и социального мотивирования на предприятии 6) разработать ряд рекомендаций связанных с повышением эффективности социального мотивирования работников.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоритический раздел
1.1Прикладное значение теории мотивации……………………………….…….4
1.2Экономическое стимулирование личности, групп. Деньги как средство
вознаграждения работника. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в теории мотивации…………………………………...……..8
1.3Регулирования деятельности индивида. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника…………………………………………………………………………12
1.4Оплата труда и участие в доходах. Роль карьеры в управлении поведением индивида………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния вопроса на предприятии
2.1Применяемая система экономического стимулирования работников предприятия……………………………………………………………………...17
2.2Применяемая на предприятии система социального мотивирования и ее особенности………………………………………………………………………20
2.3Рекомендации, связанные с повышением эффективности социального мотивирования работников……………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….........…24
Список используемой литературы………………………………………...……26
Для эффективного экономического стимулирования, рассматриваются три функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения. Четко разработанный процесс стимулирования позволяет трудовым коллективам длительный период времени эффективно функционировать без вмешательства субъекта управления. Экономическое стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков.
Сама по себе потребность не может побудить работника к каким-то определенным действиям. Только тогда, когда потребность встречается с предметом, способным ее удовлетворить, она может направлять и регулировать деятельность социальной системы, управлять ее поведением. Осознание потребностей вызывает интересы, желания, стремления, влечения.
Выполнение объектом управления в стимулирующих ситуациях определенных расчетов свидетельствует о том, что механизм стимулирования основан на прямом обмене (симметричном, эквивалентном и гарантированном). Симметричность проявляется тогда, когда при наличии договора на оплату не безвозмездного труда усилия одной из сторон предполагают компенсирующие действия другой. Эквивалентность означает наличие устраивающего обе стороны договорного соотношения между действием и вознаграждением (взыскание). Гарантированность требует от обеих сторон неукоснительного соблюдения обязанностей в отношении друг друга.
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов. Заработная плата рабочих и служащих организаций представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма необходимого продукта она pаспpеделяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и коллективными результатами. Одной из основных характеристик денег и денежного вознаграждения психологи считают ненасыщаемость. Эта характеристика денег как мотивирующего инструмента содержит в себе и преимущества, и недостатки. С одной стороны, они являются мощным средством мотивации любой деятельности, а с другой, — могут быть причиной разрушения мотивации. С помощью денег в любой момент можно подкреплять всякую деятельность. Тем не менее, ученые уже достаточно давно усомнились во всевластии денег как средства побуждения к труду.
Если недостаток денег (материального
стимулирования) может вызывать неудовлетворенность
работой, то их достаточное количество
само по себе не приносит длительной удовлетворенности.
Это особенно актуально для людей, работающих
за фиксированный оклад. Такие люди могут
испытывать положительные эмоции, удовлетворенность
при повышении по службе, одобрении их
действий, признании заслуг и т. п. (нематериальное
стимулирование). Но, как отмечает известный
американский ученый М. Армстронг, чувство
эйфории может быстро исчезнуть, если
работники не получают удовлетворения
от самой работы. Кроме обеспечения доступа
к материальным или иным средствам к существованию,
заработная плата важна по следующим
причинам:
Заработная плата важна |
1.Размер заработной
платы обеспечивает статус |
2.Увеличение заработной платы является подтверждением достигнутых успехов в работе, профессиональной карьеры; | |
3.Увеличение заработной платы может быть компенсацией за непривлекательную, неинтересную работу; | |
4.Стремление заработать большие деньги может быть попыткой заполнить внутреннюю пустоту, утрату смысла существования; | |
5.Деньги в форме надбавок премий могут рассматриваться как средство выражения признания, благодарности. |
Важную символическую и мотивирующую роль для персонала предприятия играет показатель зарплаты руководителя и его заместителей. Требования непомерно высокой, не обоснованной экономическими показателями зарплаты один из ведущих экспертов Европы в области менеджмента М. Кэ де Ври рассматривает как одну из составляющих дисфункционального руководства. Зарплата руководства предприятия должна соотноситься, с одной стороны, с экономическими показателями эффективности управления, с другой с уровнем зарплат основной массы работников, от которых зависит конкурентоспособность предприятия.
Социальные блага в теории мотивации играют не маловажную роль. Большинство компаний опирается на социальную политику как на главный инструмент общей системы мотивации. В нашей компании ООО ТК «Транслайн» эта система включает в себя как единые для всех "социальные блага" (например, обязательное медицинское страхования всех сотрудников и их детей), так и различные методы поощрения и стимулирования - для разных категорий сотрудников. В компании ООО ТК «Транслайн» под социальным благом подразумевают не только материальные факторы, но и нематериальные стимулы для сотрудника. Социальные блага - это зарплата, страховка, для немногих также корпоративный автомобиль и мобильный телефон. Мы организуем и оплачиваем занятия английским языком, регулярно проводим тренинги по навыкам коммуникации и переговоров, тайм-менеджменту, менеджменту персонала. Лучшим сотрудникам оплачиваем повышение квалификации. Есть и нематериальные формы поощрения: это различные награды по итогам года. Каждый год компания в полном составе выезжает за границу, где проходят рабочие и обучающие мероприятия, а также отдых и экскурсии. Наконец, каждый квартал проводятся корпоративные мероприятия в различных местах отдыха.
Важно, чтобы сотрудники не относились к социальному благу как к навязываемому благу. Это может полностью перечеркнуть миссию социальной политики компании, нацеленной не только на обеспечение работников дополнительными благами, но и на повышение их мотивации, лояльности, а также имиджа компании в целом. В компании стараются решить целый комплекс проблем: 1)повысить ответственность работников, 2)предотвратить социальные конфликты, 3)усовершенствовать внутрикорпоративные отношения. Однако не все руководители выбирают социальные блага в качестве одного единственного орудия мотивации, так что не всегда скромное соцпредложение означает, что компания не собирается думать о подчиненных. Чем выше доход сотрудника и уровень его квалификации, тем менее значимы для него блага. Еще с советских времен необходимой компенсацией низкой зарплаты служила иллюзия защищенности и уверенности в завтрашнем дне, которая выражалась в гарантированной занятости и социальном пакете. Однако тем, кто имеет достаточно средств для жизни, вместо социальных благ лучше предлагать повышение зарплаты.
1.3 Регулирования деятельности индивида. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Особенности экономического
стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника
Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков, складываются индивидуальные или, как принято говорить, конкретные общественные отношения, которые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений. В ней совокупность производственных отношений составляет основу любой социальной формации. Важно выяснить, что же подвергается непосредственному регулированию: отдельные конкретные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом. В реальной жизни конкретные отношения находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости, органически между собой переплетены. Нужна была огромная сила научной абстракции, чтобы суметь выделить из этой массы отношений те, которые являются определяющими.
Только объяснение всего многообразия общественных отношений характером производственных отношений, а этих последних уровнем развития производительных сил позволило определить развитие общественных формаций как естественно исторический процесс, не зависящий от того, сознают его люди или нет, желают они этого развития или предпочитают сохранение старого, порядка отношений. Определенные виды конкретного регулирования в своей совокупности образуют экономический базис общества. Механизм регулирования поведения индивида достаточно ясен, скорей всего эти отношения зависят от волевого поведения людей. Воздействуя на сознание и волю их участников, организует развитие идеологического регулирования в направлении, угодном народу и государству.
Строки, записанные в должностной инструкции еще не гарантируют хорошей и качественной работы. Качество и интенсивность труда персонала во многом зависят от эффективности системы вознаграждения. Следует однако заметить, что наличие формальной системы вознаграждения ни в коем случае не гарантирует, что люди ощущают, что они вознаграждены (неформально) в достаточной степени, и что они действуют соответствующим образом. Основная проблема состоит в переводе системы вознаграждений в практику организации. Таким образом мы приходим к необходимости рассмотрения фактически трех взаимосвязанных систем вознаграждения: экономической системы стимулирования, психологической
системы мотивации, социальной системы компенсаций.
Таблица 2 - Система вознаграждения в организациях
1. Повременная |
1. Когда основная зарплата работника пропорциональна отработанному им времени; | |
2. Сдельная |
2. Когда
зарплата пропорциональна | |
Система заработной платы отражает взаимосвязь ее элементов: | ||
1.Тарифная часть |
1.Базовый уровень оплаты труда за выполнение заранее оговоренной нормы | |
2. Надбавка |
2. Так называемый
"сдельный приработок", когда
производительность труда выше
нормы, за работу меньшей | |
3. Доплата |
3. Компенсация за условия и тяжесть труда, за воздействие независящих от фирмы факторов, таких, как инфляция и рост цен, за работу в вечернюю и ночную смену, с повышенной интенсивностью. | |
4. Премии |
4. Дополнительное материальное вознаграждение за перевыполнение нормы, высокое качество/скорость работы. | |
5.Социальные выплаты |
5. Элемент социальной
ответственности организации- |
Система вознаграждения применяется не во всех организация поскольку она требует определенных финансовых затрат у усилий, но как правило руководство какой – либо фирмы не всегда приветствует такую систему.
Особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного работника руководители всегда сознавали, что необходимо стимулировать людей к работе на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить не так уж просто. Они чрезвычайно сложны. Овладев современными возможностями мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей компании. Причинами, которые определяют стимулирования человека в работе, являются его желание, возможности и квалификация, но особенно мотивация (побуждение). Одним из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирования, является стимулирование. В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования собственника является материальное стимулирование. Очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Особенности материального стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемных работников заключается в следующем:
Поэтому особенности экономического стимулирования
собственника направлено на мотивацию
наемного работника к эффективному и качественному
труду, который не только покрывает издержки
работодателя (предпринимателя) на организацию
процесса производства, оплату труда,
но и позволяет получить определенную
прибыль. Тогда как полученная прибыль
идет не только в карман работодателю
(предпринимателю), а используется на выплату
налогов в федеральный и местный бюджеты,
на расширение производства.