Регулирование государственного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

Содержание

. Введение 3-4
2. Регулирование государственного сектора экономики.
2.1. Состав и структура государственного сектора. 5-9
2.2. Планирование развития и организация управлением
государственного сектора. 10-13
2.3. Управление государственной собственностью. 14-19
3. Заключение 20-21
4.Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

гос.регулирование.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

3) они оперативны  и непосредственны в своих  действиях;

4) их деятельность  регламентирована положением об органе управления и нормами гражданского законодательства;

5) построение  органов управления юридического  лица отвечает иерархии;

6) лица, действующие  от имени органов управления  юридического лица, профессиональны;

7) органы управления юридического лица имеют властную компетенцию;

8) для случаев  неправомерного использования полномочий  органами управления юридического  лица предусматривается механизм  контроля и ответственности (ревизионная  комиссия, годовые отчеты, досрочное  увольнение директора и пр.).

В итоге можно  заключить, что использование публично-правового  понятия «управление» в области  частного права вполне отвечает его  сущности. Однако управление государственной  собственностью заслуживает отдельного законодательного регулирования. И прежде всего необходимо совершенно четко определить публично-правовую, властную сторону проблемы.

Рассмотрим теперь нормативный аспект управления государственной  собственностью.

В Конституции  РФ вопросы собственности затрагиваются  в ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная  собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная  собственность и государственная  собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные  подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство  субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как  правило, исключаются из предмета регулирования  бюджетные отношения, отношения, связанные  с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

С учетом сложившейся ситуации, когда региональное законодательство по управлению государственной собственностью опережает федеральное, но при этом не содержит сколько-нибудь единых принципов и положений, возникает необходимость принятия федерального закона об управлении государственной собственностью.

Он призван  определить:

- порядок формирования  двух видов государственной собственности  - федеральной и субъектов Федерации;

- взаимоотношения  двух уровней власти по поводу  государственной собственности  (необходимо определиться с правовой природой совместной собственности, появившейся в результате договорного разграничения государственной собственности);

- понятие управления  государственной собственностью;

- порядок управления  федеральной собственностью;

- основные принципы  управления государственной собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью;

- категории объектов  государственной собственности  и их правовые режимы;

- органы, управляющие  собственностью, и размежевание  их компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Таким образом, существующая в настоящее время  система государственного регулирования  носит переходный и незавершенный  характер. Ход реформ уже показал  невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического  саморегулирования. Механизм рынка  должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Прямое участие  государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы.

Исследуя опыт зарубежных стран, Россия может много  полезного почерпнуть из практики проведения приватизации в развивающихся европейских странах, а правила и методы руководства государственным сектором экономики - из опыта США, Японии, Франции, Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ. В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства и контролем за его соблюдением.

В заключение отметим, что реального перелома в тенденции  снижения государственных инвестиций в экономику до сих пор не произошло. За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства  в расходах федерального бюджета  сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Доля их собственных средств, направляемых на развитие производства, незначительна, а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается ниже возможного. В этих условиях прямые инвестиции в госсектор должны сохранять свое значение, а бюджет развития в ближайшей перспективе может стать одним из основных инструментов, регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его рамках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1.Государственное регулирование национальной экономики: Учебник / В.И. Кушлин – общ. ред. – М.: Изд-во РАГС. 2005.

2.Капканщиков С.Г. Методы государственного регулирования экономики. - М. КноРус. 2009.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/                                          

4.Конституция  Российской Федерации. http://www.constitution.ru/

5. http://gosreg.xinx.ru/

6. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_1_01.htm 
 

Информация о работе Регулирование государственного сектора