Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:39, контрольная работа
Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.
. Введение 3-4
2. Регулирование государственного сектора экономики.
2.1. Состав и структура государственного сектора. 5-9
2.2. Планирование развития и организация управлением
государственного сектора. 10-13
2.3. Управление государственной собственностью. 14-19
3. Заключение 20-21
4.Список используемой литературы 22
Содержание.
1. Введение
2. Регулирование государственного сектора экономики.
2.1. Состав
и структура государственного сектора.
2.2. Планирование развития и организация управлением
государственного сектора.
2.3. Управление
государственной собственностью.
3. Заключение
4.Список используемой
литературы
Введение.
Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Ученые - экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики. Но единой точки зрения, общей теории так и не было выработано.
Отказ государства
от доведения обязательных плановых
заданий предприятиям и прямого
вмешательства в их деятельность
сопровождался мерами по созданию многоукладной
экономики - формированию частной собственности
и преобразованию государственных предприятий
и организаций в частные и смешанные.
2. Регулирование государственного сектора экономики.
2.1. Состав
и структура государственного сектора.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04 января 1999 г. № 1 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 939) к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики отнесены:
- государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;
- государственные учреждения;
- хозяйственные
общества, в уставном капитале
которых более 50% акций (долей)
находятся в государственной
собственности или в
Для целей указанного доклада под организациями государственного сектора науки понимаются организации, удовлетворяющие указанным признакам, если их основной деятельностью является выполнение исследований и разработок.
При описании целостной по функциям и задачам структуры и состава государственного сектора науки используется его условное подразделение на секторы: «академический сектор науки», «сектор прикладной науки», «сектор вузовской науки».
Функционально в государственном секторе науки можно выделить три основных компонента:
1. Академический
компонент, преимущественно ориентированный
на проведение фундаментальных исследований,
включает в себя около
850 организаций, подведомственных академиям
наук, имеющим государственный статус
(в подавляющей части – государственные
учреждения). Модернизация академического
сектора науки основана на том, что в настоящем
и в среднесрочной перспективе академический
сектор науки – основа проведения фундаментальных
исследований в стране.
Главной целью академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.
Академический сектор науки образуют Российская академия наук (далее именуется – РАН) и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус: Российская академия медицинских наук (далее именуется – РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (далее именуется – РАСХН), Российская академия образования (далее именуется – РАО), Российская академия архитектуры и строительных наук (далее именуется – РААСН), Российская академия художеств (далее именуется – РАХ).
Правовые основы академического сектора науки установлены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». РАН и отраслевые академии наук являются некоммерческими организациями (учреждениями), имеющими государственный статус, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, построены по научно-отраслевому и территориальному принципу. Каждая из академий имеет в своем составе специализированные по областям науки отделения, региональные отделения и научные центры. В отделения в качестве основных структурных элементов входят научно-исследовательские институты, а также иные учреждения.
Главным центром проведения фундаментальных исследований в стране является Российская академия наук.
В Российской академии сельскохозяйственных наук имеется 8 отраслевых отделений (экономики и земельных отношений агропромышленного комплекса; земледелия, мелиорации и лесного хозяйства; растениеводства; защиты растений; зоотехнии; ветеринарной медицины; механизации, электрификации и автоматизации; хранения и переработки сельскохозяйственной продукции), одно региональное отделение (Сибирское) и 10 региональных научно-методических центров.
Российская академия медицинских наук состоит из трех отраслевых отделений (медико-биологических наук; клинической медицины; профилактической медицины), двух региональных отделений (Сибирское, Северо-Западное) и 24 региональных научных центров.
В Российской академии образования имеется пять отраслевых отделений (философии образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; общего среднего образования; профессионального образования; образования и культуры).
Российская академия архитектуры и строительных наук включает три отраслевых отделения (архитектуры; градостроительства; строительных наук)
Основной целью
модернизации академического сектора
науки является повышение его
эффективности и
расширенного воспроизводства знаний, обеспечение сохранения, активного использования и активного восполнения созданного задела в области фундаментальной науки как основы для развития отечественной науки и образования на мировом уровне.
2. Прикладной компонент, ориентированный в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более 1200 организаций (в большей части – государственные унитарные предприятия). Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий). Сектор прикладной науки образуют отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные базы и опытные производства, конструкторские бюро отдельных промышленных предприятий.
Сектор прикладной науки – инструмент концентрации ресурсов на приоритетных направлениях технологического развития для обеспечения реализации конкурентных преимуществ отечественного сектора исследований и разработок на мировом рынке.
В целях повышения
результативности сектора прикладной
науки, преобразования его в базовый
сегмент инновационной
- сконцентрировать бюджетные ресурсы на развитии оптимального числа крупных организаций сектора прикладной науки;
- совершенствовать механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;
- осуществить институциональное реформирование сектора прикладной науки, включая оптимизацию реализуемых организационно-правовых форм;
- совершенствовать программно-целевые механизмы в целях развития организаций сектора прикладной науки;
- углубить процессы
интеграции научной и образовательной
деятельности.
3. Вузовский компонент включает более 989 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.
В структуре государственного сектора науки по организационно-правовым формам доминируют государственные учреждения (50% от числа организаций в государственном секторе науки) и государственные унитарные предприятия (48%).С позиций обеспечения целостности и единства отечественной научной системы и неразрывности процессов ее модификации представляется целесообразным меры по модернизации государственного сектора исследований и разработок осуществлять в тесной связи с мерами по развитию вузовской науки.
Модернизация
системы высшего образования
и повышение эффективности