Регулирование государственного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

Содержание

. Введение 3-4
2. Регулирование государственного сектора экономики.
2.1. Состав и структура государственного сектора. 5-9
2.2. Планирование развития и организация управлением
государственного сектора. 10-13
2.3. Управление государственной собственностью. 14-19
3. Заключение 20-21
4.Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

гос.регулирование.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание. 

1. Введение                                                                                                 3-4

2. Регулирование государственного сектора экономики.

    2.1. Состав и структура государственного сектора.                            5-9

    2.2. Планирование развития и организация управлением

                 государственного сектора.                                                      10-13                                                                                              

    2.3. Управление государственной собственностью.                          14-19

3. Заключение                                                                                            20-21

4.Список используемой  литературы                                                         22

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Изучение опыта  государственного участия в экономическом  развитии передовых стран мира интересно  и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоянно менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали всего лишь противостояние окрепшей промышленной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но воспринявшему многое от феодализма. После полного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

На сегодняшний  момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической  системе. Также стоит серьёзная  проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Во всех экономических  системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике  России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства  нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Ученые - экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений  государственного и частного сектора, вопросами о роли государства  и степени его влияния на частный  сектор экономики. Но единой точки зрения, общей теории так и не было выработано.

Отказ государства  от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого  вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной  экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные. 
 
 
 
 

2. Регулирование государственного сектора экономики.

2.1. Состав и структура государственного сектора. 

Согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 04 января 1999 г. № 1 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 939) к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики отнесены:

- государственные  унитарные предприятия, в том  числе казенные;

- государственные учреждения;

- хозяйственные  общества, в уставном капитале  которых более 50% акций (долей)  находятся в государственной  собственности или в собственности  хозяйственных обществ, относящихся  к государственному сектору экономики.

Для целей указанного доклада под организациями государственного сектора науки понимаются организации, удовлетворяющие указанным признакам, если их основной деятельностью является выполнение исследований и разработок.

При описании целостной  по функциям и задачам структуры  и состава государственного сектора науки используется его условное подразделение на секторы: «академический сектор науки», «сектор прикладной науки», «сектор вузовской науки».

Функционально в государственном  секторе науки  можно выделить три  основных компонента:

1. Академический компонент, преимущественно ориентированный на проведение фундаментальных исследований, включает в себя около  
850 организаций, подведомственных академиям наук, имеющим государственный статус (в подавляющей части – государственные учреждения). Модернизация академического сектора науки основана на том, что в настоящем и в среднесрочной перспективе академический сектор науки – основа проведения фундаментальных исследований в стране.

Главной целью  академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.

Академический сектор науки образуют Российская академия наук (далее именуется – РАН) и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус: Российская академия медицинских наук (далее именуется – РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (далее именуется – РАСХН), Российская академия образования (далее именуется – РАО), Российская академия архитектуры и строительных наук (далее именуется – РААСН), Российская академия художеств (далее именуется – РАХ).

Правовые основы академического сектора науки установлены  Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». РАН и отраслевые академии наук являются некоммерческими организациями (учреждениями), имеющими государственный статус, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.

РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный  статус, построены по научно-отраслевому  и территориальному принципу. Каждая из академий имеет в своем составе  специализированные по областям науки отделения, региональные отделения и научные центры. В отделения в качестве основных структурных элементов входят научно-исследовательские институты, а также иные учреждения.

Главным центром  проведения фундаментальных исследований в стране является Российская академия наук.

В Российской академии сельскохозяйственных наук имеется 8 отраслевых отделений (экономики и земельных отношений агропромышленного комплекса; земледелия, мелиорации и лесного хозяйства; растениеводства; защиты растений; зоотехнии; ветеринарной медицины; механизации, электрификации и автоматизации; хранения и переработки сельскохозяйственной продукции), одно региональное отделение (Сибирское) и 10 региональных научно-методических центров.

Российская академия медицинских наук состоит из трех отраслевых отделений (медико-биологических наук; клинической медицины; профилактической медицины), двух региональных отделений (Сибирское, Северо-Западное) и 24 региональных научных центров.

В Российской академии образования имеется пять отраслевых отделений (философии образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; общего среднего образования; профессионального образования; образования и культуры).

Российская академия архитектуры и строительных наук включает три отраслевых отделения (архитектуры; градостроительства; строительных наук)

Основной целью  модернизации академического сектора  науки является повышение его  эффективности и результативности как среды для

расширенного  воспроизводства знаний, обеспечение сохранения, активного использования и активного восполнения созданного задела в области фундаментальной науки как основы для развития отечественной науки и образования на мировом уровне.

2. Прикладной компонент, ориентированный в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более 1200 организаций (в большей части – государственные унитарные предприятия). Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий). Сектор прикладной науки образуют отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные базы и опытные производства, конструкторские бюро отдельных промышленных предприятий.

Сектор прикладной науки – инструмент концентрации ресурсов на приоритетных направлениях технологического развития для обеспечения реализации конкурентных преимуществ отечественного сектора исследований и разработок на мировом рынке.

В целях повышения  результативности сектора прикладной науки, преобразования его в базовый  сегмент инновационной экономики  необходимо решить следующие ключевые задачи:

- сконцентрировать бюджетные ресурсы на развитии оптимального числа крупных организаций сектора прикладной науки;

- совершенствовать механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;

- осуществить институциональное реформирование сектора прикладной науки, включая оптимизацию реализуемых организационно-правовых форм;

- совершенствовать программно-целевые механизмы в целях развития организаций сектора прикладной науки;

- углубить процессы интеграции научной и образовательной деятельности. 

3. Вузовский компонент включает более 989 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.

В структуре  государственного сектора науки  по организационно-правовым формам доминируют государственные учреждения (50% от числа организаций в государственном секторе науки) и государственные унитарные предприятия (48%).С позиций обеспечения целостности и единства отечественной научной системы и неразрывности процессов ее модификации представляется целесообразным меры по модернизации государственного сектора исследований и разработок осуществлять в тесной связи с мерами по развитию вузовской науки.

Модернизация  системы высшего образования  и повышение эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России требуют особого внимания к проблемам вузовской науки. Сектор вузовской науки призван обеспечить взаимосвязь фундаментального образования с возможностями гибкого реагирования на потребности в кадрах по актуальным для страны научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам; развитие интеллектуальных способностей будущих специалистов и ученых; воспроизводство научных школ.

Информация о работе Регулирование государственного сектора