Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:21, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.
В соответствии с целью работы были определены задачи:
•охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
•определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
•выявить специфику разработки и реализации инвестиционной политики;
•рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы региональной инвестиционной политики
1.Теоретические концепции инвестиций……............................................5
2.Содержание региональной инвестиционной политики………………..15
2.Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
1.Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
2.Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников.………………………………………….40
Положительным моментом для администрации региона является разработка Программы сотрудничества с иностранными государствами, реализация которой позволит обеспечить совместное решение инвестиционных проблем предприятий (организаций) региона.
К прочим мероприятиям следует отнести обеспечение долгосрочной конкурентоспособности товаров и услуг отраслей региональной инфраструктуры. Это позволяет снизить риски реализации инвестиционных проектов и, как следствие, увеличивается инвестиционная привлекательность региона.
Таким
образом, инвестиционная политика региона
на практике должна представлять собой
реализацию определенного перечня подпроектов
и подпрограмм, составляющих функциональное
единство, в рамках установленных мероприятий.
Все мероприятия в составе инвестиционной
стратегии для удобства разработки следует
подразделять на группы. Эффективно проведенные
мероприятия решат следующие задачи: активизация
инвестиционного процесса, привлечения
инвестиций в различные отрасли хозяйства,
обеспечение четкой координации деятельности
органов государственной власти и предпринимателей,
обеспечение информационно-консультационное
обслуживание организаций, усиление интереса
потенциальных инвесторов и проч.
Современное
состояние отечественной
Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Однако заметим, что авторы ряда научных работ, рассматривая вопросы управления инвестиционной деятельностью, обычно акцентируют внимание на методах, с помощью которых можно воздействовать на этот вид деятельности, обходя при этом содержание и структуру такой категории как «механизмы реализации инвестиционной политики».
Современные
энциклопедические издания
Выделенные характеристики, присущие данной категории, позволяют раскрыть особенности и дополнить содержание этого понятия применительно к инвестиционному процессу. Механизм (в том числе экономические, хозяйственные) являются результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений.13
В соответствии с принятой общей схемой построения регуляционного механизма рассматриваемый механизм включает в себя следующие элементы:
Механизм реализации инвестиционной политики региона призван выполнять следующие функции:
По вопросу структуры механизма реализации региональной политики существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними не наблюдается. Так, к механизмам инвестиционной политики относят общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.
Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон, поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.
Как отмечалось ранее, региональная инвестиционная политика – это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона. Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Продуктивность инвестиционной политики в существенной мере определяется качеством ее реализации, что в свою очередь зависит от сформировавшегося механизма реализации инвестиционных стратегий региона, программ, подпрограмм и проч. Обеспечение качественной реализации сопряжено с выполнением на практике определенных принципов. Следует отметить, что в опубликованных работах в названной предметной области представлены единичные попытки определения их необходимого и достаточного состава. В качестве примера может быть приведена Концепция государственной инвестиционной политики на период до 2010 года.16 В ней изложены принципы построения механизмов реализации. Однако возможно предложить уточненный вариант принципов разработки и реализации инвестиционной политики:
Существующий в настоящее время механизм в инвестиционной сфере подвергается обоснованной критике, так как объемы инвестиций практически не растут, а отдача капитальных вложений низка независимо от источников финансирования. Существует объективная необходимость формирования эффективного механизма инвестиционной политики на региональном уровне. Хотя необходимость активизации инвестиционного процесса постоянно декларируется в программных документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, реальных результатов добиться, тем не менее, не удается. Непоследовательность или промедление в принятии необходимых мер угрожает безвозвратной утратой значительной части еще сохраняющегося инвестиционного потенциала страны в целом и ее регионов.
Главной целью региональной инвестиционной политики является повышение эффективности и масштабов инвестиционной деятельности на основе расширения набора и улучшения качественных параметров инвестиционных проектов, совершенствования отраслевой и территориальной структуры инвестиций, мобилизации внутренних источников и привлечения внешних инвестиций, использования прогрессивных форм организации инвестиционной деятельности.
Для
повышения эффективности и
Так, важнейшей задачей Минрегиона России в новых экономических условиях является стимулирование инвестиционной активности в регионах. В 2009 г. была разработана Концепция региональной инвестиционной политики.18
В настоящее время направлением совершенствования механизмов реализации инвестиционной политики является внедрение двух новых инструментов. Это - региональные инвестиционные фонды и Экспертный Совет по региональной инвестиционной политике созданный в 2009 г. при Министерстве регионального развития РФ.
Была признана необходимость снижения уровня принятия решений по региональным инвестиционным проектам до уровня органов государственной власти субъектов РФ под контролем федеральных. Традиционно государственно – частное партнерство (ГЧП) в России воспринимается как инструмент федеральной инвестиционной политики. ГЧП - это не любая складчина государства и бизнеса, даже если она взаимовыгодная, а это процесс, при котором частный бизнес нанимается государством для того, чтобы выполнить свои задачи на определенных условиях.19 В то же время именно регионы, и это показывает российская и мировая практика, генерируют основной спрос на ГЧП. Выходом из данного тупика может стать «достройка» регионального и муниципального этажей инструментария ГЧП. Поэтому предлагается создать региональные инвестиционные фонды.
Предлагаемый механизм:
Взаимодействие с регионами показывает, что они располагают запасом идей и проектов, однако зачастую не имеют реальной информационной площадки, на которой можно предложить реализацию проекта широкому кругу потенциальных инвесторов. С другой стороны, активность потенциальных инвесторов, прежде всего иностранных, сдерживает отсутствие понятных для них правил ведения бизнеса в России, и с этой точки зрения участие государства в проекте, не обязательно в качестве соинвестора, является для них определенной гарантией минимизации рисков.
Именно такой информационной и консультационной площадкой становится Экспертный Совет. Его работа заключается в отборе проектов, предложенных регионами, и рекомендациях к их дальнейшему финансированию.
Кроме того, Экспертный Совет в рамках своей деятельности в ближайшей перспективе сможет решать задачи координации деятельности инвестиционных советов и рабочих групп, созданных в регионах, по вопросам отбора и реализации инвестиционных проектов; разрабатывать рекомендации высшим органам исполнительной власти субъектов РФ по снижению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов. «Ведется необходимая работа по заключению соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, что позволит наладить эффективное взаимодействие между Экспертным Советом и региональными органами власти».20
Таким
образом, практическое достижение целей
инвестиционной политики региона связано
с созданием и обеспечением эффективного
функционирования механизма ее реализации.
Его особенностью является направленность
на согласование интересов всех участвующих
сторон. В настоящее время на федеральном
уровне ведется работа по совершенствованию
механизма реализации инвестиционной
политики, в том числе на уровне регионов.
Основная задача при этом облегчить коммуникации
Центра и Субъектов в этой связи. Взаимодействие
с регионами показывает, что они располагают
запасом идей и проектов, однако зачастую
не имеют реальной информационной площадки,
на которой можно предложить реализацию
проекта широкому кругу потенциальных
инвесторов. В настоящее время направлением
совершенствования механизмов реализации
инвестиционной политики является внедрение
двух новых инструментов. Это - региональные
инвестиционные фонды и Экспертный Совет
по региональной инвестиционной политике.