Региональная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.

В соответствии с целью работы были определены задачи:

•охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
•определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
•выявить специфику разработки и реализации инвестиционной политики;
•рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы региональной инвестиционной политики
1.Теоретические концепции инвестиций……............................................5
2.Содержание региональной инвестиционной политики………………..15
2.Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
1.Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
2.Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………38

Список использованных источников.………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа,.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем использование монетарного  правила должно учитывать долгосрочные цели. Общее изменение денежной массы за определенный период не должно превышать расчетного долгосрочного темпа.

  • Теория экономики предложения

     Акцент  на необходимость поворота государственной  экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, т.е. частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии многих общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Одним из них, несущим практическую нагрузку, является следующее. Полагая, что решающим направлением государственной бюджетной политики должно быть стимулирование (в первую очередь, налоговое) предпринимательства и сбережений населения, сторонники теории предложения допускают при этом возможность возникновения дефицита госбюджета (за счет сокращения его доходной части), поскольку считают, что в результате стимулирования будет достигнут такой ускоренный рост доходов и соответственно налогов с них, который полностью компенсирует предшествующие налоговые потери, закономерности, описываемые кривой Лаффера (Приложение А).

     Монетаристы также выступают за налоговое  стимулирование, однако не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату

  • Структурализм

     Кроме указанных концепций государственного регулирования в мировой практике используются рекомендации и других экономических направлений. Так, в развивающихся странах, имеющих долгосрочный опыт высокой инфляции, сформировались теории структурной инфляции. 
В них рассматривается такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между различными сферами и отраслями производства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, низкой подвижностью факторов производства, негибкостью цен. Механизм инфляции связывается со структурой спроса, перемещение которого в условиях индустриализации стимулирует сдвиги в производстве и потреблении, вызывает повышение цен, а затем и рост массы денег в обращении. Структуралисты считают, что для сдерживания инфляции использования только денежного, ценового и финансового регулирования недостаточно, необходимы прежде всего изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, эластичности предложения и цен.

     Соглашаясь  с представителями кейнсианства по вопросу о том, что инфляция оказывает стимулирующее воздействие на экономический рост, структуралисты вместе с тем считают, что при определенных условиях экономически целесообразна и галопирующая инфляция. Они отмечают, что при существующих различиях в темпах развития отдельных секторов экономики создаются диспропорции, которые инициируют инфляционные взрывы при сохранении твердых цен в этих сферах. Поэтому, по мнению структуралистов, следует производить активное инвестирование в отстающие секторы, ликвидировать диспропорции даже путем финансирования инвестиций посредством денежной эмиссии.

  • Современные системы экономического регулирования

     Современный международный опыт свидетельствует  о том, что на разработку инвестиционной политики воздействуют различные теоретические  рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.

     В процессе развития системы экономического регулирования развитых стран происходила смена доминант тех или иных теоретических концепций. Так, в 30-е годы модель нерегулируемого рынка уступила место кейнсианской модели, в 70-е годы был осуществлен переход к монетаризму, сопровождавшийся переориентацией экономических систем в сторону ослабления механизмов государственного регулирования.

     Вместе  с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для  монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в стимулировании научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в большинстве развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к резкому свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, сокращению производственного потенциала, усилению внешней зависимости государств через механизмы неэквивалентного обмена в условиях развертывающейся глобализации экономических систем.

     Процессы  интернационализации и глобализации на современном этапе развития способствуют усилению взаимозависимости национальных экономик, что сближает механизмы  и инструментарии в различных  моделях, применяемых для достижения таких экономических целей, как достижение постоянного и равномерного экономического роста, увеличение занятости, стабилизация денежного обращения и курса валют, повышение благосостояния и улучшение качества жизни людей.

     Современные системы экономического регулирования  выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования, при устойчивом экономическом развитии возрастает значение рыночных методов, в то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере экономического и социального регулирования.2

     Таким образом, в западной экономической практике существует несколько взглядов на то, каким образом должны регулироваться инвестиции. Как правило, эти взгляды принадлежат противостоящим научные направлениям. Например, кейнсианство и монетаризм содержат различные подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса. При этом сторонники кейнсианской теории делают акцент на достижение целей экономического роста, а монетаризма — на стабилизацию денежного обращения, уровня цен и курсов валют. Современные же системы экономического регулирования сочетают государственные и рыночные методы, причем соотношение их определяется спецификой конкретной ситуации. Для доказательства преимуществ той или иной инвестиционной концепции проводились различные эмпирические исследования. Но с течением времени условия рыночного взаимодействия меняются, накапливается большое количество статистического материала, и эти изменения должны учитываться в будущем. Поэтому процесс исследования в этой области нельзя считать завершенным. 
 
 

    1. Содержание  региональной  инвестиционной политики

     В общем случае инвестиционная политика — это совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.3

     Под региональной инвестиционной политикой  понимают систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона. По мнению многих экономистов, в России на сегодняшний день практически отсутствует федеральная инвестиционная политика.4 Как следствие этого - основная нагрузка по формированию инвестиционной политики ложится на регионы. 
 Базовый состав элементов региональной инвестиционной политики  может быть представлен следующим образом:

  • цели и задачи политики;
  • основные эффекты, планируемые от ее реализации;
  • состав основных сфер и объектов политики;
  • принципы взаимодействия государства с другими участниками процесса реализации политики.

   В качестве основной цели можно выделить обеспечение устойчивого экономического роста и на этой основе - достижение последовательного повышения качества жизни населения. Состав же базовых целей определяется следующим образом:

  1. Формирование прогрессивной структуры и повышение конкурентоспособности экономики региона, ее отдельных отраслей и предприятий.
  2. Развитие социальной сферы региона и рост ее вклада в увеличении  экономического потенциала региона.
  3. Повышение уровня интеграции региона в национальное и мировое экономическое, научное и образовательное пространство.
  4. Обеспечение государственной поддержки инвестиционной деятельности отраслей, являющихся «точками» роста экономики региона.
  5. Содействие формированию и развитию ассоциативных форм бизнеса, основанного на межотраслевых, межрегиональных связях.
  6. Стимулирование инновационной деятельности предприятий, связанной с освоением наукоемкой продукции, конкурентоспособной на национальном, мировом рынках.  
  7. Содействие становлению современной инфраструктуры инвестиционного рынка, эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.
  8. Создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций. 
  9. Обеспечение финансовой устойчивости социальной сферы.
  10. Стимулирование инновационных процессов в социальной сфере.
  11. Содействие процессам интеграции организаций (вузов, НИИ), реализующих креативный потенциал с бизнес-единицами. 
  12. Содействие процессам формирования устойчивых, долговременных кооперационных межрегиональных и внешнеэкономических связей предприятий региона.
  13. Содействие процессам интеграции в национальное и мировое образовательное и научное пространство организаций, реализующих креативный потенциал.5

     Другой  компонент инвестиционной политики - эффекты, которые намерены получить субъекты инвестиционной политики: государство,  частные внешние инвесторы, предприятия и организации. 

     Для региональных органов власти и управления наиболее значимы такие эффекты, как:

    • рост доли региона в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал;
    • увеличение налоговой базы и на этой основе - доходов регионального и местных бюджетов;
    • повышение уровня доходов и занятости населения;
    • рост конкурентоспособности региональной экономики и ее отдельных отраслей;
    • улучшение состояния окружающей среды.

     Для частных инвесторов в составе эффектов реализуемой инвестиционной политики следует выделить:

    • снижение инвестиционных рисков, уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов;
    • повышение доходности инвестиций.

     Для предприятий и организаций основными эффектами являются:

    • расширение финансовой базы обновления факторов производства;
    • увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности;
    • рост конкурентоспособности продукции и услуг;
    • освоение новых сегментов рынка;
    • снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов. 

     Следующий компонент инвестиционной политики -  основные сферы и объекты ее осуществления. Приоритетными сферами такой политики в современных российских условиях являются: реальный сектор региональной экономики, ее  производственная, социальная и рыночная инфраструктура, природоохранная деятельность.

     Состав  объектов, одновременно привлекательных  для бюджетного и частного инвестирования, может быть определен по следующим критериям:

  • отнесенность предприятий к перспективным отраслям,  «точкам роста», реализующим конкурентные преимущества региона;
  • принадлежность реципиентов к группе социально значимых предприятий (в том числе, градообразующих, бюджетообразующих);
  • идентификация инвестиционных проектов как наукоемких, реализующих новейший технологический уклад и обеспечивающих выход предприятий и организаций на новые сегменты национального и мирового рынков  товаров и услуг. 

Информация о работе Региональная инвестиционная политика