Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:21, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – определить теоретические основы разработки региональной инвестиционной политики, а также направления совершенствования механизмов её реализации.
В соответствии с целью работы были определены задачи:
•охарактеризовать основные западные концепции регулирования инвестиций;
•определить структуру и раскрыть содержание региональной инвестиционной политики;
•выявить специфику разработки и реализации инвестиционной политики;
•рассмотреть пути совершенствования механизмов реализации региональной инвестиционной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы региональной инвестиционной политики
1.Теоретические концепции инвестиций……............................................5
2.Содержание региональной инвестиционной политики………………..15
2.Современная практика разработки и реализации региональной инвестиционной политики
1.Специфика разработки и реализации инвестиционной политики……..21
2.Совершенствование механизмов реализации инвестиционной политики………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников.………………………………………….40
Вместе
с тем использование
Акцент на необходимость поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, т.е. частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии многих общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Одним из них, несущим практическую нагрузку, является следующее. Полагая, что решающим направлением государственной бюджетной политики должно быть стимулирование (в первую очередь, налоговое) предпринимательства и сбережений населения, сторонники теории предложения допускают при этом возможность возникновения дефицита госбюджета (за счет сокращения его доходной части), поскольку считают, что в результате стимулирования будет достигнут такой ускоренный рост доходов и соответственно налогов с них, который полностью компенсирует предшествующие налоговые потери, закономерности, описываемые кривой Лаффера (Приложение А).
Монетаристы также выступают за налоговое стимулирование, однако не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату
Кроме
указанных концепций
В них рассматривается такой вариант инфляции,
которая протекает как динамический процесс,
вызванный диспропорциями между различными
сферами и отраслями производства, неэластичностью
предложения по отношению к спросу, низкой
подвижностью факторов производства,
негибкостью цен. Механизм инфляции связывается
со структурой спроса, перемещение которого
в условиях индустриализации стимулирует
сдвиги в производстве и потреблении,
вызывает повышение цен, а затем и рост
массы денег в обращении. Структуралисты
считают, что для сдерживания инфляции
использования только денежного, ценового
и финансового регулирования недостаточно,
необходимы прежде всего изменения в структуре
экономики на базе стимулирования сбалансированного
экономического роста, ликвидации диспропорций,
эластичности предложения и цен.
Соглашаясь
с представителями кейнсианства
по вопросу о том, что инфляция
оказывает стимулирующее
Современный международный опыт свидетельствует о том, что на разработку инвестиционной политики воздействуют различные теоретические рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.
В процессе развития системы экономического регулирования развитых стран происходила смена доминант тех или иных теоретических концепций. Так, в 30-е годы модель нерегулируемого рынка уступила место кейнсианской модели, в 70-е годы был осуществлен переход к монетаризму, сопровождавшийся переориентацией экономических систем в сторону ослабления механизмов государственного регулирования.
Вместе
с тем в промышленно развитых
странах, несмотря на характерную для
монетаризма либерализацию
Процессы
интернационализации и
Современные системы экономического регулирования выступают как синтез государственных и рыночных методов, соотношение которых определяется спецификой конкретной ситуации. В условиях социально-экономической нестабильности усиливается роль государственных методов экономического регулирования, при устойчивом экономическом развитии возрастает значение рыночных методов, в то время как государство сохраняет за собой определенные функции в сфере экономического и социального регулирования.2
Таким
образом, в западной экономической практике
существует несколько взглядов на то,
каким образом должны регулироваться
инвестиции. Как правило, эти взгляды принадлежат
противостоящим научные направлениям.
Например, кейнсианство и монетаризм содержат
различные подходы к государственному
регулированию инвестиционного процесса.
При этом сторонники кейнсианской теории
делают акцент на достижение целей экономического
роста, а монетаризма — на стабилизацию
денежного обращения, уровня цен и курсов
валют. Современные же системы экономического
регулирования сочетают государственные
и рыночные методы, причем соотношение
их определяется спецификой конкретной
ситуации. Для
доказательства преимуществ той или иной
инвестиционной концепции проводились
различные эмпирические исследования.
Но с течением времени условия рыночного
взаимодействия меняются, накапливается
большое количество статистического материала,
и эти изменения должны учитываться в
будущем. Поэтому процесс исследования
в этой области нельзя считать завершенным.
В общем случае инвестиционная политика — это совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.3
Под
региональной инвестиционной политикой
понимают систему мер и механизм
их реализации, направленных на стимулирование
инвестиционной активности и формирование
благоприятного инвестиционного климата
региона. По мнению многих экономистов,
в России на сегодняшний день практически
отсутствует федеральная инвестиционная
политика.4 Как следствие этого -
основная нагрузка по формированию инвестиционной
политики ложится на регионы.
Базовый состав элементов региональной
инвестиционной политики может быть представлен
следующим образом:
В
качестве основной цели можно выделить
обеспечение устойчивого
Другой компонент инвестиционной политики - эффекты, которые намерены получить субъекты инвестиционной политики: государство, частные внешние инвесторы, предприятия и организации.
Для региональных органов власти и управления наиболее значимы такие эффекты, как:
Для частных инвесторов в составе эффектов реализуемой инвестиционной политики следует выделить:
Для предприятий и организаций основными эффектами являются:
Следующий компонент инвестиционной политики - основные сферы и объекты ее осуществления. Приоритетными сферами такой политики в современных российских условиях являются: реальный сектор региональной экономики, ее производственная, социальная и рыночная инфраструктура, природоохранная деятельность.
Состав объектов, одновременно привлекательных для бюджетного и частного инвестирования, может быть определен по следующим критериям: