Реализация стратегического менеджмента в системе менеджмента фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ реализации стратегического менеджмента в системе менеджмента фирмы и разработка предложений по совершенствованию стратегического менеджмента на предприятии. В данной работе будет рассмотрена роль стратегического менеджмента в условиях институциональных преобразований национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

курсач_основа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     Анализ  непосредственного окружения –  это изучение особенностей поведения и покупательной способности различных социальных групп населения, наличия и возможностей деятельности на интересующих нас рынках поставщиков, партнеров, конкурентов, а также особенности рынков рабочей силы в интересующих сферах бизнеса.

     Анализ  внутренней среды направлен на изучение внутренних возможностей, а также перспективного потенциала организации и ведется по следующим основным направлениям:

    • кадры фирмы – их интересы, потребности, квалификация, потенциал;
    • специфика организации управления и системы деловых коммуникаций;
    • наличие и потенциал системы маркетинга;
    • уровень развития корпоративной культуры;
    • основные компоненты технологии в рамках эргономических требований,  предъявляемых к организациям и оснащению рабочих мест;
    • потенциал НИОКР, необходимый для реализации будущей стратегии;
    • финансы организации (имеющиеся и те, которые можно привлечь), обеспечивающие реализацию будущих проектов.

     Определение миссии и целей является составным  элементом стратегического управления и включает разработку миссии, т.е. конечного смысла существования (предназначения) организации, а также определения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, позволяющих уяснить то, к чему она стремится. А это в свою очередь основа выбора стратегии поведения на рынке.

     Анализ  и выбор стратегии – ключевой момент стратегического управления, осуществляемый при помощи специальных приемов и процедур.

     Выполнение стратегии – это критический момент стратегического управления, когда становится ясно, в состоянии ли организация, используя все свои ресурсы, реализовать намеченные планы.

     Оценка  и контроль выполнения стратегии, с  учетом ее современной корректировки, обеспечивают обратную связь между целями и процессом их достижения. Основными задачами оценки выступают:

    • разработка четких и однозначно понимаемых критериев проверки;
    • оценка состояния контролируемых объектов по выработанным критериям
    • выяснение внешних и внутренних, объективных и субъективных причин отклонений от заданной программы действий;
    • осуществление корректировки деятельности, если она возможна и необходима при данных обстоятельствах;
    • определение возможности реализации поставленных целей для корректировки как целей, так и самой стратегии в случае необходимости.[2,с 16]

1.2 Ключевые концепции стратегического менеджмента

 

     В современном стратегическом управлении организациями можно выделить следующие ключевые концепции, определяющие его основное содержание:

    • отчетливое представление о своей компетенции на основе выработки ведения того, в чем данная организация сильнее своих конкурентов или же в чем ее уникальность, что также является фактором конкурентоспособности;
    • сосредоточение путем выявления ключевых моментов стратегического развития и концентрации на них организационно-технических усилий;
    • устойчивые преимущества в конкуренции, достигаемые за счет постоянных инноваций во всех компонентах деятельности, повышения качества, быстрого обновления продукции, снижения цены, а также умения предлагать клиентам имеющие для них значение товары и услуги на рынках, где организации можно выгодно выделяться среди своих конкурентов;
    • синергизм – развитие продуктово-рыночного положения организации в сочетании с производительностью, что важнее простого суммирования двух данных факторов;
    • анализ окружающей среды для того, чтобы ознакомить высшее руководство с сильными и слабыми сторонами организации, с угрозами и благоприятными возможностями, которыми она располагает;
    • размещение ресурсов дает представление о потребностях организации в людских, информационных, финансовых и материальных ресурсах, а также об их получении и оптимальном использовании.

     Таким образом, применяя в совокупности все  шесть указанных концепций, руководство организации формирует план-прогноз своей деятельности.[1,с 89]

     До  недавнего времени многие преуспевающие  бизнесмены, предприниматели, руководители государственных предприятий работали исходя из планов, которые не были основаны на продуманном, тщательном анализе многих переменных внутренней и внешней среды. Однако по мере нарастания общего количества угроз из динамично развивающейся внешней среды организаций потребность в бизнес-аналитиках, информационно-аналитических службах, отделах стратегического планирования стала жизненно необходимой. Практика конкурентной борьбы на постсоветском пространстве показала большую устойчивость тех структур, которые исповедуют философию «космического корабля».  Имеется в виду, что при ограничении большего числа ресурсов и ускорения  всех процессов форс-мажорные обстоятельства становятся повседневной средой деятельности менеджеров и персонала организации. Выжить в долгосрочной перспективе, когда список ведущих ТНК в мире постоянно обновляется, а банкротство является чуть ли не правилом профессионального становления большинства мелких и средних фирм, ведущих венчурный (рисковый) бизнес, можно лишь за счет разработки такой стратегии, которая бы позволяла организации  существовать максимально автономно от агрессивной внешней среды. В кибернетике есть закон необходимого разнообразия. Его суть заключается в том, что в любой системе, состоящей из людей и машин, доминировать будет тот элемент, который обладает наибольшим разнообразием, а именно имеет наибольшее количество нестандартных  ответных реакций на внешние и внутренние угрозы.

     Обеспечить  вариативность управленческих реакций, научится управлять риском, а не стать его заложником и жертвой можно лишь на основе четкого понимания миссии организации, разработки стратегических целей, делающих осмысленными текущие цели и позволяющих варьировать тактику под углом зрения тех магистральных направлений, которые были выработаны заранее. Стратегический менеджмент позволяет уменьшить неопределенность во взаимоотношениях организации с клиентами, партнерами и поставщиками, так как он заявляет о намерениях и целях организации в отношении всех них, делая ее деятельность понятной и предсказуемой. План деятельности организации с выверенной стратегией действий – это всегда обоснованный многими специалистами расчет того, где, как и когда можно получить максимальную прибыль при минимальных затратах, принося максимальную пользу клиентам и партнерам. Это своеобразный психологический «страховой полис» для сотрудников организации, которые видят свои перспективы и осознают, какого рода знания, профессиональные требования и иные качества им необходимы, чтобы максимально долго эффективно трудиться в данной организации, преследуя собственные цели в соответствии с общеорганизационными. В конечном счете, стратегический менеджмент – это полная определенность в условиях увеличения риска ведения бизнеса в условиях расширяющейся и рассеянной на рынке разнообразной информации.[10,с 88]

1.3 Понятия стратегии развития фирмы

 

     А.Чандлер, автор одной из пионерных работ  в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».[9,с 13]

     Данное  определение представляет собой  классический взгляд на саму сущность стратегии. Здесь мы сталкиваемся с  прагматичным и полезным определением сущности стратегического планирования и управления. Прежде всего в данном случае стоит определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не должны меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации. Частая смена целей развития предприятия может закончиться плачевно, так как действия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.

     Таким образом, в стратегии как плане  формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений высшего руководства.

     Стратегия как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном поведении.

     Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия, к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. Причем это соотнесение интересует нас не просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ по отношению к другим фирмам-соперникам и нахождение компромиссных (эффективных для всех сторон) решений для предприятий (организаций)-партнеров.

     Стратегия как перспектива понимается как  концепция бизнеса организации. Она определяется как «воспринятый путь завоевания мира», т.е. некая идеология развития. Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками.

     Наконец, стратегия как проделка есть некоторый специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента. Суть данного представления стратегии в том, что она должна ярко выражать цели и задачи развития предприятия для всех его работников, но быть не очевидной для конкурентов.[1,с 125] 

 

 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационно-экономическая характеристика частного унитарного туристического предприятия «Гулливер-тур»

 

      Частное туристическое унитарное предприятие «Гулливер-тур» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и действующим законодательством. Предприятие является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полно хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Предприятие имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах Республики Беларусь, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банка, иметь простую круглую печать, штампы со своим наименованием, товарный знак, образцы которых регистрируются в установленном порядке.

      Предприятие в данный момент осуществляет туристическую деятельность на основании полученного свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации от 13.02.2006г. № 290453295, выданного Брестским областным исполнительным комитетом. Учредителем и собственником предприятия является физическое лицо Ярошевич Эдуард Эдуардович. На основании решения от 18.05.2006г. Частному туристическому унитарному предприятию «Гулливер-тур» была выдана лицензия Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, сроком на пять лет действительная до 18.05.2011.

      Основными целями деятельности предприятия являются: извлечение прибыли, удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах  и услугах.

      В соответствии с целями деятельности и законодательством, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • туристическая деятельность;
  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
  • ремонт электробытовых товаров;
  • предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление прочих услуг потребителям.

   Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством республики Беларусь.

   Уставный  фонд предприятия составляет 2335000 (два  миллиона триста тридцать пять тысяч) рублей. К моменту регистрации  сформирован в полном размере  не денежным вкладом. В качестве неденежного вклада учредитель внес монитор LG 566LE стоимостью 400000 (четыреста тысяч) рублей и ноутбук Compaq Presario 2500 стоимостью 1935000 (один миллион девятьсот тридцать пять тысяч) рублей. Учредитель имеет право увеличить (уменьшить) уставный фонд. Увеличение уставного фонда предприятия осуществляется за счет дополнительных вкладов учредителя. Уставной фонд не менее размера, установленного законодательством Республики Беларусь.

    К компетенции учредителя предприятия  относится:

  • изменение дополнение устава предприятия, их утверждение;
  • назначение и досрочное прекращение полномочий директора предприятия;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков;
  • изменение размера уставного фонда;
  • создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий;
  • принятие решений о вступлении предприятия в объединение юридических лиц;
  • решение о реорганизации и ликвидации предприятия, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;
  • определение объема и характера конфиденциальной информации, а также порядка ее защиты;
  • определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
  • определение условий оплаты труда должностных лиц предприятия;

Информация о работе Реализация стратегического менеджмента в системе менеджмента фирмы