Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Актуальность. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под его руководством Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Большинство
исследователей считают, что теория и
практика управления в США достигли значительно
более высокого уровня развития, чем в
других странах мира. По их мнению, высокая
производительность труда в США обеспечивается
за счет лучшей организации производства.
Работая на европейском рынке, американские
бизнесмены получают высокие прибыли,
умело приспосабливаясь к разным условиям
на рынках. Именно отставанием в организации
производства и подбора кадров западноевропейские
ученые объясняют так называемый технологический
разрыв между США и Европой. Одной из причин
создавшегося положения следует считать
то, что американцы проводят в Западной
Европе политику подчинения европейских
стран своим стратегическим планам.[52]
2.3.
Характеристика японской
модели
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.
Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.
В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.[40, с.71]
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. Начало «тихой управленческой революции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте (нашедшему свое отражение в американской модели) , и относительно новому, поведенческому (нашедшему отражение в японской модели менеджмента), приходит неформальное направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».
Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в украинской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента в таблице 2.4. [53]
Таблица 2.4
Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента |
1.Управленческие
решения принимаются 2.Коллективная ответственность. 3.Нестандартная, гибкая структура. 4.Неформальная организация контроля. 5.Коллективный контроль. 6.Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост. 7.Основное качество
руководителя – умение 8.Ориентация управления на группу. 9.Оценка управления
по достижении гармонии в 10.Личные неформальные отношения с подчиненными. 11.Продвижение по службе по старшинству и стажу работы. 12.Подготовка
руководителей универсального 13.Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. 14.Долгосрочная
занятость руководителя в |
1.Индивидуальный
характер принятия решений.
2.Индивидуальная ответственность. 3.Строго формализованная структура управления. 4.Четко формализованная процедура контроля. 5.Индивидуальный контроль руководителя. 6.Быстрая оценка результата, ускоренное продвижение по службе. 7.Главное качество
руководителя – 8.Ориентация
управления на отдельную 9.Оценка управления по индивидуальному результату. 10.Формальные отношения с подчиненными. 11.Деловая карьера
обусловливается личными 12.Подготовка
узкоспециализированных 13.Оплата труда по индивидуальным достижениям. 14.Найм на работу на короткий период. |
Характеристика
японской и американской моделей
Выводы по разделу 2:
При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков. Американский менеджмент базируется на учениях школы научного управления, у истоков которой стоял Ф. Тейлор, и впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Она оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления. Основные особенности управления в американской компании: функциональность – четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником.
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы.
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ
И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
В УКРАИНЕ
3.1.Менеджмент
в Украине
В
сегодняшних условиях интеграции Украины
в мировое экономическое
Первым практическим шагом в практической реализации намерений по развитию проектного менеджмента станет сертификация одной из крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса - СП "Полтавская газонефтяная компания" - согласно международной модели технологической зрелости предприятия в области управления проектами (CP3M). Для компании это станет еще одним подтверждением возможностей реализации проектов и конкурентности компании на отечественном и международном рынках. На пресс-конференции был подписан трехсторонний договор между ПГНК, TechExpert и Украинской ассоциацией управления проектами о намерениях по сертификации ПГНК на соответствие системы управления первому уровню технологической и о намерениях, об организации проектного офиса в ПГНК. Основным исполнителем данного проекта станет компания TechExpert. Одним из ключевых этапов этого проекта станет обучение проектных менеджеров.
В дальнейшем компании планируют активно развивать свое сотрудничество, направленное на развитие проектного менеджмента в Украине и реализовывать ряд программ, направленных на повышение экономической привлекательности украинских компаний для иностранных инвесторов.[54]
Сейчас, когда Украина вступила в ВТО многим топ-менеджерам, особенно руководителям компании, работающих на внутреннем рынке, приходится активно готовится к появлению более сильных иностранных конкурентов - повышать качество продуктов и услуг. Для того чтобы выдержать новую конкуренцию, особенно на потребительском рынке, украинским компаниям уже сегодня необходимо переориентироваться на устойчивое развитие. Но для этого нужны значительные средства, поэтому многие отечественные предприятия уже успешно провели IPO на международных рынках капитала, начали довольно эффективно реформировать управленческие структуры.
Можно
сказать, что для украинского бизнеса
наступает период перемен, которые будут
связаны с еще более жестким отбором как
компаний, так и топ-менеджеров. В конкурентной
борьбе будут эффективными лишь те из
них, которые смогут гибко реагировать
на запросы своих клиентов и партнеров.
3.2
Украинская модель
менеджмента
С
помощью менеджмента