Развитие теории и практики менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Работа содержит 1 файл

Курсовая НА РАСПЕЧАТКУ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.   Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

    Связь работы с научными программами, планами, основными направлениями исследований. Работа связана с научными программами, планами, основными направлениями исследований кафедры менеджмента, а также существующими государственными программами, планами и концепциями.

    Цель  исследования – изучить и выявить особенности и тенденции развития и становление теории и практики менеджмента.

    Исходя, из поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    • выявить основные стадии развития науки управления.
    • исследовать возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента.
  • изучить сущность и развитие моделей менеджмента.
  • исследовать особенности менеджмента в Украине.

    Объектом  исследования являются: теория и практика менеджмента.

    Предметом  исследования является: тенденции теории менеджмента и применение их в практике.

    Теоретическую базу исследования составляют научные труды авторов, которые рассматривали данную тему. Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И.Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современной модели менеджмента. Также были изучены труды таких авторов, как: В.В.Глухов, А.В.Шегда, В.Е.Ланкина.

    Методы исследования. При написании курсовой работы использовались методы анализа, сравнения, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

    Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.

    В первом разделе рассмотрим возникновение  и развитие классических теорий менеджмента, этапы их развития, эволюция управленческой мысли, а также классические школы менеджмента.

    Во  втором – сущность и развитие моделей  менеджмента, особенности  американской, западноевропейской и японской модели.

    В третьем – особенность использования теории и практики менеджмента в Украине, украинская модель менеджмента, и менеджмент в Украине.    

    Курсовая  работа содержит введение, три раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников. Общий объем работы – 42 страницы, в том числе: основного текста – 38 страниц, 4 таблицы, 55 наименований использованных источников.

 

РАЗДЕЛ  1.  ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ

    ТЕОРИЙ  МЕНЕДЖМЕНТА 

    1.1. Этапы развития менеджмента 

    Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в двадцатом столетии. С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развития менеджмента.

    Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

    Второй  этап развития менеджмента связан с  новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

    Третий  этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается  и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

    Четвертый этап развития менеджмента относится  к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

    Пятый этап развития управленческой мысли  отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

    Шестой  этап развития менеджмента можно  отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными  – управленцами вырабатываются новые  подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя, из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред, и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

    Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, и открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, который успешно использовался  Японией и другими странами.

    Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. [51]

    По  мнению М.Мескона и других, за всю  историю эволюции систем управления человечество выработало всего три  принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

    Иерархия  – это организация, где основное средство воздействия отношения  власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

    Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

    Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений  по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

    На  каждом этапе развития менеджмента  формировались соответствующие  школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых  показаны методы и принципы их формирования.

    Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к  сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления приведен в таблице № 1.1.[1,с.63]

    Таблица 1.1

    Анализ  организаций управления

Старая  организация Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
Относительно  небольшое количество руководителей  высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена. Большое количество руководителей высшего звена, небольшое  количество руководителей среднего звена.
Управленческая  работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. Занятие руководящих  постов в организации чаще всего  по праву компетентности с соблюдением  законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать  важные для организации решения. Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
 Упор  на приказ и интуицию. Упор на коллективную работу и рациональность.
 

    Характеристика  этапов развития менеджмента представлена в таблице №1.2.

 

     Таблица 1.2

Характеристика  этапов развития менеджмента.

Период, годы Главные проблемы предприятий Ключевые  решения менеджмента Научные школы и подходы
Начало  века – 1935 г. Эффективное функционирование крупной организации Формирование  иерархических структур менеджмента Научная и административная школы
1936-1955 гг. Максимизация  выпуска продукции и эффективности Мероприятия по увеличению производительности труда Школы человеческих отношений и поведенческих наук
1956-1970 гг. 
Усиление управленческого  контроля за всеми параметрами бизнеса Построение  систем Системный подход
1971-1980 гг. Успешное конкурентное позиционирование на рынках Стратегическое  планирование Ситуационный  подход
1981-1985 гг. Эффективная реализация намеченных целей Формирование  культуры организации Ситуационный подход
 
1986-конец  80-х гг. 
 
Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям
 
Инновационный менеджмент
 
Ситуационный  подход
1990-е  гг. 
Максимальное  использование всех возможностей менеджмента Лидерство Новые подходы
 
 

1.2. Эволюция управленческой мысли 

    Хотя  организации и существуют почти  столько же, сколько существует человечество, до XX века мало кто задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей, в основном, интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, то есть извлечь как можно большую прибыль, но не как управлять ими.

Информация о работе Развитие теории и практики менеджмента