Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Актуальность. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Связь работы с научными программами, планами, основными направлениями исследований. Работа связана с научными программами, планами, основными направлениями исследований кафедры менеджмента, а также существующими государственными программами, планами и концепциями.
Цель исследования – изучить и выявить особенности и тенденции развития и становление теории и практики менеджмента.
Исходя, из поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и развитие моделей менеджмента.
- исследовать особенности менеджмента в Украине.
Объектом исследования являются: теория и практика менеджмента.
Предметом исследования является: тенденции теории менеджмента и применение их в практике.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды авторов, которые рассматривали данную тему. Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И.Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современной модели менеджмента. Также были изучены труды таких авторов, как: В.В.Глухов, А.В.Шегда, В.Е.Ланкина.
Методы исследования. При написании курсовой работы использовались методы анализа, сравнения, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе рассмотрим возникновение и развитие классических теорий менеджмента, этапы их развития, эволюция управленческой мысли, а также классические школы менеджмента.
Во втором – сущность и развитие моделей менеджмента, особенности американской, западноевропейской и японской модели.
В третьем – особенность использования теории и практики менеджмента в Украине, украинская модель менеджмента, и менеджмент в Украине.
Курсовая работа содержит введение, три раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников. Общий объем работы – 42 страницы, в том числе: основного текста – 38 страниц, 4 таблицы, 55 наименований использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ
ТЕОРИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.
Этапы развития менеджмента
Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в двадцатом столетии. С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развития менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя, из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред, и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, и открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, который успешно использовался Японией и другими странами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По
мнению М.Мескона и других, за всю
историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три
принципиально различных
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.
Адекватно
соответствующим этапам происходит
процесс формирования научных школ,
но менялась организация управления
от простых методов управления к
сложным. Сравнительный анализ старой
и современной организации
Таблица 1.1
Анализ организаций управления
Старая организация | Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. | Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена. | Большое количество руководителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена. |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. | Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. | Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. | Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Упор на приказ и интуицию. | Упор на коллективную работу и рациональность. |
Характеристика этапов развития менеджмента представлена в таблице №1.2.
Таблица 1.2
Характеристика этапов развития менеджмента.
Период, годы | Главные проблемы предприятий | Ключевые решения менеджмента | Научные школы и подходы |
Начало века – 1935 г. | Эффективное функционирование крупной организации | Формирование иерархических структур менеджмента | Научная и административная школы |
1936-1955 гг. | Максимизация
выпуска продукции и |
Мероприятия по увеличению производительности труда | Школы человеческих отношений и поведенческих наук |
1956-1970
гг. |
Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса | Построение систем | Системный подход |
1971-1980 гг. | Успешное конкурентное позиционирование на рынках | Стратегическое планирование | Ситуационный подход |
1981-1985 гг. | Эффективная реализация намеченных целей | Формирование культуры организации | Ситуационный подход |
1986-конец 80-х гг. |
Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям |
Инновационный менеджмент |
Ситуационный подход |
1990-е
гг. |
Максимальное использование всех возможностей менеджмента | Лидерство | Новые подходы |
1.2.
Эволюция управленческой
мысли
Хотя организации и существуют почти столько же, сколько существует человечество, до XX века мало кто задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей, в основном, интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, то есть извлечь как можно большую прибыль, но не как управлять ими.