Развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса……………………………4
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие.. 5
1.3 Критерии выделения малых предприятий………………………………….. 6
1.4 Правовые основы малого бизнеса…………………………………………… 7
1.5 Особенности и функции малого предприятия………………………………. 9
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения.
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе…………….. 11
2.2 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………….. 11
3. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы……………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

малый бизнес в рыночной среде.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

       Кстати на реформу налогообложения  и рост частного предпринимательства в России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад. 

    1.5 Особенности и  функции малого  предприятия.

        Предпринимательство в масштабе  малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

      Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

      Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

      Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

      Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

      Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

      Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

      Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

       В ряду функций малого предприятия,  прежде всего, важно отметить  экономические функции, определяемые его ролью как: во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

       Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

       Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. 

    2. Современные проблемы  развития малого  бизнеса в России  и пути их решения.

    2.1 Итоги развития  и состояние малого  бизнеса на данном  этапе.

        Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

        Незначительный спад числа малых  предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически прекратился. По  состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

       Вместе с тем следует отметить  стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

       Отраслевая структура малого  бизнеса постепенно меняется  в сторону увеличения доли  предприятий торговли и общественного  питания и уменьшения доли  строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. 

2.2 Проблемы малого  бизнеса

       Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 4).

                                                                                                            

      Таблица 4      

                 Основные проблемы частного предпринимательства в России

    Порядок значимости по мере упоминания                                       Основные проблемы
    1     Налоги
    2     Законодательство
    3     Инфляция
    4     Экономическая ситуация в целом
    5     Поставки, дефицит
    6     Трудности получения и высокая ставка за кредит
    7     Неплатежеспособность  партнёров, клиентов
    8     Несовершенство  банковской системы
    9     Политическая ситуация
    10     Бюрократия
    11     Действия  правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
    12     Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
    13     Недостаток  информации, культуры, опыта
    14     Кадровые  проблемы
    15     Рэкет
    16     Отрицательное отношение к предпринимателям
 

        Августовский кризис в России  показал, что в нашей стране  средний класс, класс собственников,  существует как реальность. И  наша беда, что мы поняли это  такой ценой.

       Наличие прослойки собственников-предпринимателей  обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

  • Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
  • Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
  • Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
  • Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

        Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности. Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

          Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач. Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

          44% опрошенных главной причиной  называют некомпетентность;

         17% - отсутствие управленческого  опыта;

         16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении  и производстве;

         15% - отсутствие опыта работы в  отрасли;

         1% - небрежность в ведении дел;

         1% - мошенничество или бедствие;

         6% - иные причины, с которыми  сталкиваются руководители малых  фирм.

      Стоит отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование. Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом, представляющая отношения малого бизнеса и государства.

    3.    Государственная поддержка малого бизнеса

    Практика  государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

       Соответственно, одним из важных  инструментов государственного  содействия развитию мелкого  бизнеса является прямая финансовая  помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

       Важным инструментом государственного  содействия малым предприятиям  в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России