Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:55, контрольная работа
Конкуренция как соперничество между товаропроизводителями является естественным состоянием рынка. Благодаря конкуренции улучшается качество продукции, расширяется ассортимент, снижаются издержки производства. В условиях монополии в крупных научно-технических организациях в нашей стране понятие конкуренции воспринималось как негативное явление, чуждое принципам многолетней практики соревнования.
Развитие конкуренции в инновационной деятельности.
Конкуренция
как соперничество между
В рыночных условиях хозяйствования формирование конкурентной среды тесно связано с развитием договорных отношений между субъектами инновационной деятельности. В поддержание конкуренции в области инноваций огромную роль играет государство, которое использует два рычага: это конкурсы и государственный заказ.
Конкурсы организуются государством, создается экспертная комиссия, которая из всех представленных на конкурс инновационных проектов отбирает наиболее перспективные с точки зрения социальной и гос-ной необходимости. По результатам конкурса наиболее перспективные проекты получают определенную финансовую поддержку (субсидии, гранты), либо могут получить государственный заказ. Как правило, на конкурсе оцениваются такие составляющие инновационной деятельности, как неординарные изобретения или полезные модели.
В настоящий момент к приоритетным направлениям инновационной деятельности относятся информационные технологии, электроника, робототехнические системы, лазерная техника, новые материалы, аэрокосмические комплексы, плазменные технологии. Развитие конкуренции на конкурсных началах в наукоемких отраслях промышленности дает возможность существенно повысить результативность инновационной деятельности. Конкурсы и связанная с ними конкуренция повышает наукоемкость научно-технических решений путем прямых инвестиций в создание полезных моделей и изобретательскую деятельность. Известно, что после эскизно-технического проектирования следует этап разработки рабочей конструкторской документации с последующим изготовление и испытанием опытных образцов. Для выполнения данных работ требуются финансовые ресурсы значительно превышающие затраты на поисковые, прикладные НИР и эскизно-техническому проектированию. В этой связи прекращение финансирования работ не прошедших конкурс позволит избежать бесполезных затрат на разработку конструкторской документации на изготовление и испытание опытных образцов. В итоге развитие конкуренции в инновационной деятельности приводит к стимулированию и горизонтальной интеграции НИОКР.
Высокая
конкурентоспособность любой
Диапазон методов, который может быть использован конкурирующими сторонами, достаточно широк. За рубежом сейчас равновесие на рынке достигается не только благодаря прямому государственному вмешательству, действию системы законодательных актов, регулирующих конкуренцию, но и вследствие разнообразия, участников производства – от гигантских концернов до мелких и мельчайших предприятий промышленности и сельского хозяйства и т.д.
Методы конкуренции можно разделить на две основные группы.
Первая группа – экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будут развиваться по мере становления рынка.
Вторая группа – методы, связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административных структур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом от внешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.
Существуют также рыночные формы конкурентной борьбы. В хозяйственной деятельности многих западных стран нередко применяется метод дифференциации качества товаров при одной и той же цене (или незначительном ее колебании). У нас этот метод конкуренции и ряд прочих приобрел при отсутствии развитых рыночных связей характер приемов торговли.
Немалое значение для ряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.
Существуют
два основных метода конкуренции: ценовой
и неценовой. Среди неценовых
методов можно выделить рыночные
и внерыночные формы
Важное
условие в конкурентной борьбе –
сокращение производственных и непроизводственных
расходов. Чтобы выстоять в конкуренции
производителей на рынке, чтобы гарантировать
своему предприятию финансовых успех,
необходимо сокращать издержки производства,
прежде всего переменные издержки,
лидерство в которых
Главное
в рыночных условиях – способность
производителя дать потребителю
инновационный продукт за ту же цену,
при тех же издержках производства,
что и у товаров-
Конкуренция
в области инновационной
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.
Всю
систему факторов конкурентоспособности
инновационной организации
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).
С
учетом всего вышеизложенного система
основных факторов конкурентоспособности
предпринимательской
Приведенная
классификация факторов конкурентоспособности
инновационной организации
Среди
внутренних факторов конкурентоспособности
организации важная роль принадлежит
технологическому фактору, который
включает в себя технический уровень
продукции и собственно технологию
производства. Конкурентоспособность
технологии – базовая категория
по отношению к
Основной
формой конкуренции в инновационной
сфере является научно-техническое
превосходство новой продукции,
которое определяется превосходством
научных достижений инженерно-технических
работников (интеллектуальной собственности).
Наука имеет ценность как выражение
интеллектуального труда. Конкурентоспособность
продукции можно оценить
В
целях обеспечения конкуренции
между инновационными организациями
в решении закрепленных за ними научно-технических
проблем следует осуществить
в отраслях народного хозяйства
переход к проектированию на конкурентной
основе образцов новой техники, технологии,
материалов, имеющих важнейшее
Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:
Конкуренция
в инновационной деятельности –
экономический процесс
Следствием
конкуренции на рынке любой продукции,
в том числе и инновационной,
является, с одной стороны, обострение
производственных и рыночных отношений,
а с другой – развитие науки, появление
новых решений и вариантов
производства продукции, совершенствование
имеющихся технологий производства,
приток инвестиций в наиболее прогрессивные
отрасли.
Информация о работе Развитие конкуренции в инновационной деятельности