Разработка технологии поиска и получения работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Работа — неотъемлемая часть нашей жизни, независимо от ее содержания, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она формирует наш жизненный уклад, систему ценностей, перспективы развития человека. Работа определяет ближайшее окружение, круг нашего общения, ведь ей мы посвящаем большую часть свободного времени.
В момент окончания вуза для большинства наступает кризисный момент, когда у многих возникают проблемы жилья, у молодых людей — проблема службы в армии, резко меняется образ жизни и контактная среда, повседневный круг общения. В этот момент необходимо решать, что делать дальше. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся условиям. Современное трудоустройство молодежи можно охарактеризовать как преимущественно индивидуальное и свободное.
Ситуация, связанная с началом трудовой деятельности, сегодня неоднозначна. С одной стороны, увеличились возможности профессионального выбора, успешного поиска никем не навязанного места работы на предприятиях разных форм собственности, карьерного продвижения и т.д. С другой стороны, рынок труда проводит очень жесткий отбор, и выпускники являются одной из уязвимых социальных групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ПОИСКА РАБОТЫ……….........................................................................................................……5
1.1. Основные причины поиска работы…………………………..……...…...5
1.2. Формы поиска работы…………………………………….…………..……6
. Собеседование, как метод отбора и оценки персонала…………….....10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА И ПОЛУЧЕНИЯ РАБОТ…………………………………………………………………………...15
2.1. Роль анкетных данных в процессе поиска и получения работы……15
2.2. Этапы поиска работы……………………………………………………..20
2.3. Подведение итогов и принятие решения……………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…26

Работа содержит 1 файл

курсовая по воробушку - копия.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

1.3. Собеседование, как метод отбора и оценки персонала.

          Собеседование является одним из наиболее распространенных методов отбора и оценки персонала. При кажущейся внешней простоте применения оно является одним из самых трудоемких процессов, требующим обязательной подготовки проводящего его сотрудника. 

          Основная цель собеседования — получение информации, которая позволит:

  1. Оценить, насколько данный кандидат подходит для предполагаемой должности. То есть, провести оценку профессиональной пригодности соискателя (его профессиональных знаний и навыков, деловых, индивидуально-психологических и психофизиологических качеств).  
  2. Определить, насколько данный кандидат выделяется из всех заявивших свои кандидатуры на замещение вакантной должности (какие качества и навыки преобладают, а какие, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии).
  3. Узнать, возможен ли прием на работу сотрудника с условием дальнейшего роста.
  4. Будет ли вакантная должность «шагом вперед» для соискателя или он давно «перерос» предполагаемую должность. 
  5. Установить, достоверна ли предоставляемая кандидатом информация (имеется в виду только первичная оценка достоверности информации).

          В последнее время все больше внимания уделяется не только определению соответствия кандидата требуемой квалификации, но и выяснению того, насколько новый человек «впишется» в корпоративную культуру организации, сможет ли он принять действующие в организации принципы и нормы поведения. 
           Для того, чтобы сделать процесс отбора наиболее оптимальным, целесообразно использовать различные варианты проведения собеседований. Умение проводить различные виды собеседований предоставит вам дополнительные возможности для правильной оценки соискателей, а также позволит добиться высоких результатов работы/5, c. 36/.

          Различные варианты собеседований по содержанию:

  • Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа: "Расскажите о своей прошлой работе", "Почему вы выбрали именно тот институт, в который поступили?", "Если бы вы могли вернуться на 10 лет назад, что бы вы сделали по-другому?". Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни и, на основании этого предположить, насколько успешно он будет работать в должности, на которую претендует. Ограниченность биографического собеседования состоит, прежде всего, в невозможности оценить сегодняшнее состояние кандидата, его способности и мотивацию.
  • Ситуационное собеседование. В ходе ситуационного интервью кандидату предлагается решить одну или несколько проблем, практических ситуаций. В качестве таковых часто используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей деятельностью кандидата. Проводящий собеседование сотрудник оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Данный тип позволяет в большей мере оценить способности кандидата решать определенные типы задач, нежели его аналитические способности в целом.
  • Критериальное собеседование. Представляет собой интервью, во время которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выбранных критериев.  Преимущества этого вида собеседования состоят в использовании вопросов и методов оценки, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Недостатки связаны с ограниченностью оцениваемых качеств кандидата и необходимостью тщательной подготовки для проводящего собеседование сотрудника.

По структуре собеседования подразделяются на: 

    • Жесткое (структурированное). Основной чертой данного вида является заранее составленный план, в котором определены темы для разговора и вопросы соискателю. Такое собеседование рекомендовано для оценки профессиональных навыков. Сотрудник компании при подготовке вопросов структурированного собеседования использует должностную инструкцию на вакантную должность и в процессе беседы «по пунктам» скрупулезно выясняет соответствие соискателя установленным требованиям. Минусом этого собеседования является то, что часть вопросов, касающихся, например, личностных качеств, привычек, мотивационной направленности, останется за рамками беседы. 
    • Свободное (неструктурированное). Данный вид собеседования больше напоминает светскую беседу, в которой интервьюеру отводится роль направляющего. Для его проведения обычно намечаются только основные темы. Однако здесь всегда есть опасность того, что «мирный» и «свободный» ход беседы может увести достаточно далеко от основной темы разговора и, в конечном итоге, интервьюер и соискатель могут остаться с ощущением приятно проведенного времени, но с большим количеством невыясненных вопросов. 
    • Комбинированное. Комбинированное собеседование является оптимальным для наиболее полной оценки соискателя. При заранее разработанном плане появляется возможность оценить профессиональные знания соискателя, навыки в жестко заданных рамках, а в свободной беседе прояснить, какие общечеловеческие ценности признает потенциальный работник.

По форме организации различают: 

  • Индивидуальное собеседование. При индивидуальном собеседовании один интервьюер работает отдельно с каждым новым соискателем, что позволяет установить наиболее прочный контакт. При правильном подходе между ними возникают доверительные отношения, способствующие подробному и тщательному обсуждению всех необходимых тем. Однако здесь возможна ситуация, когда интервьюеры, находясь под впечатлением от предыдущих кандидатов, неверно, субъективно оценивают очередного соискателя, так как на фоне своих предшественников он может выглядеть «бледно» или, наоборот, слишком «ярко».
  • Групповое собеседование. В данном случае с соискателем общаются несколько интервьюеров. Такое собеседование создает максимально напряженную ситуацию для интервьюируемого, а это позволяет оценить, как он «держит удар», насколько выдерживает прессинг. Необходимость в проведении группового собеседования может возникнуть тогда, когда вакантная должность подразумевает наличие узкопрофессиональных знаний, которые сотрудник отдела персонала оценить не в состоянии. Для того, чтобы удостовериться в наличии у соискателя необходимых знаний, приглашаются специалисты отдела, в который нанимается кандидат. Кроме того, групповое участие в собеседовании предоставляет возможность оценить не только профессиональные, но и личные качества соискателя и снизить вероятность того, что соискатель «не впишется» в новый коллектив/3, с. 132/. 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА И ПОЛУЧЕНИЯ РАБОТЫ

2.1. Роль анкетных данных в процессе поиска и получения работы

          Поиск  работы следует начинать с  самоанализа. Необходимо поглубже заглянуть в себя и выяснить, что Вы знаете и умеете. Многие из нас недооценивают свои знания и свой потенциал. Вместе с тем, следует критически отнестись к своим возможностям, давая оценку своим профессиональным качествам.

 Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Именно от того, каковы будут ответы на вопросы анкеты, и зависит первое впечатление о претенденте. Анкета (фр. еnquete - расследование) - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Несмотря на то, что она является одним из основных документов личного дела, утвержденной формы анкеты не существует. Это всегда собственная разработка компании, и в зависимости от того, какому подразделению нужна информация (службе кадров, юридической службе, др.), задающими генеральное направление выступают специалисты этих структурных единиц (кадровики, юристы, др.). 

Назначение анкетирования двоякое. Наряду с решением задачи отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на последующих этапах, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию.

Число пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать информацию, более всего характеризующую эффективность претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе/6, c. 148/.

Анализ анкетных данных в сочетании  с другими методами отбора выявляет следующую информацию:

1) соответствие образования заявителя  минимальным квалификационным требованиям;

2) соответствие практического опыта  характеру должности;

3) наличие ограничений иного  рода на выполнение должностных  обязанностей;

4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках);

5) круг лиц, которые могут  рекомендовать работника, помочь  наведению справок и получению дополнительной информации.

Одна из задач анкетирования  заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь кандидату в работе в случае найма/7, c. 244/.

О чем может рассказать анкета:

1. Биографические сведения (фамилия, имя отчество, дата и место рождения, сведения о семье). По этим сведениям можно представить обстановку, в которой рос человек. Так, наличие или отсутствие братьев или сестер позволяет сделать некоторые предположения о личностных особенностях. Младшие дети, как правило, больше нацелены на достижения и успех. А у старших, лучше развиты качества лидера, они легче находят взаимопонимание с другими людьми.

Порядок перечисления членов семьи  также говорит о многом. Если женатый мужчина 30 лет сначала дает сведения о родителях, а лишь потом указывает свою жену, это может свидетельствовать о его несамостоятельности. Или женщина дает сведения о своих родителях, проживающих в чужом городе, муже, его родителях, но забывает сказать о бабушке, с которой вместе живет. Это непростительно даже молоденькой девушке и уж тем более зрелому человеку.

2. Место проживания. В анкете, помимо указания адреса, иногда требуют уточнить, живете ли вы в квартире родителей, супруга, собственной либо снимаете. Для работодателя важно, не где и с кем вы конкретно проживаете, а как вы решаете эту проблему. Достаточно ли вы независимы, чтобы снять квартиру или за нее платят родители? Если квартиру вы снимаете сами, то хватит ли заработной платы на то, чтобы ее снимать, или вам придется искать дополнительные источники дохода?

3. Образование. Всегда важно знать, как человек выбирал себе профессию. Шел по стопам родителей, подобрал институт, где был наименьший конкурс, или, наоборот, поступал в престижный вуз? Если не удалось поступить с первого раза, то поступал ли в тот же институт еще раз? А может, вообще после неудачи решил не рисковать и переключился на другую профессию. Само по себе наличие «корочки» еще ни о чем ни о чем не говорит, важен подход. Например, какой путь выбирает человек, вынужденный поменять свою прежнюю специальность - краткосрочные курсы недалеко от дома, или более качественное образование?

4. Опыт работы. Во многих анкетах предлагается кратко изложить круг обязанностей, и здесь обращается внимание на то, как человек излагает сведения - сумбурно или последовательно, что выдвигает на первый план, а о чем упоминает вскользь. Описание работы может сказать о кандидате гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Что для человека, представляет собой, каждая новая работа? Аналогична предыдущей или расширяет прежние обязанности? Какая карьера привлекает: вертикальная - стремление занять руководящий пост или профессиональная - стать специалистом высокого класса? Все эти вопросы работодатель наверняка пожелает прояснить на собеседовании, но возникают они при чтении анкеты.

5. Хобби. Увлечение футболом, хоккеем, волейболом свидетельствует об умении работать в команде. Рыбалка, фотография, коллекционирование говорят о склонности к уединению, выдержке в сложных ситуациях, о необходимости подумать, перед принятием решения. Экстремальные виды спорта  привлекают стрессоустойчивых, склонных к рискованным ситуациям и достаточно самостоятельных людей.

В анкетах встречаются также  вопросы на свободную тему - назовите свои сильные и слабые стороны, какие  цели вы ставите перед собой. Эта  графа может смутить соискателя, но зато дает простор работодателю для получения информации.

Читая анкету, можно еще обратить внимание на разные «мелочи». Как человек  отвечает на вопросы - полно или ограничивается минимумом, следует инструкциям или вносит в нее собственные изменения. Такие детали - это тоже штрихи к портрету/8, c. 194/.

Круг вопросов, на которые организация  стремится получить ответ, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других (чаще) - уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя сведения у прежних работодателей и знакомых претендента.

В процессе собеседования обмен  информацией происходит в форме вопросов и ответов.

Проведение собеседования требует  тщательной подготовки. Перед началом собеседования желательно лишний раз просмотреть анкету или резюме соискателя и отметить вопросы, которые следует уточнить в процессе беседы. Для качественного проведения собеседования понадобятся:

    • Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях;
    • Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы). В отдельных компаниях применяется документ, называемый «заявка на подбор», где перечисляются знания, умения, навыки и качества, которыми должен обладать кандидат для успешной работы в предполагаемой должности. В документах подобного рода обычно указываются и обязательные требования, и желательные;
    • В ряде компаний используется еще один документ, чаще всего именуемый «схема отбора», в котором описывается порядок проведения собеседования (кто из сотрудников и на каком этапе подключается к проведению собеседования; как распределяются обязанности между сотрудниками компании в целях обеспечения наилучшего подбора специалистов; какие тесты, опросники и деловые игры используются). Безусловно, над созданием этого документа придется поработать. Однако впоследствии он обеспечит значительную экономию времени при подготовке материалов для оценки соискателей.

Целесообразно разработать еще  один документ - для отражения результатов собеседования.

В некоторых компаниях информацию по результатам собеседования включают в бланк анкеты.

В любом случае информация об итогах собеседования должна содержать сведения о том, кто и когда проводил собеседование с соискателем, каково мнение сотрудников, проводивших собеседование, о данном кандидате, насколько кандидат соответствует заявленной должности, есть ли возможность использовать кандидата на других работах, какое принято решение (о приеме на работу или об отказе в приеме).

Информация о работе Разработка технологии поиска и получения работы