Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:07, дипломная работа
В соответствии с поставленной целью проводимого исследования в дипломной работе были решены следующие задачи:
- определена сущность маркетинговой стратегии при выходе предприятия на внешний рынок;
- осуществлена оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- проанализирована деятельность ЧП «Фрегат» и обосновать выход предприятия на внешний рынок;
- разработана маркетинговая стратегия для ЧП «Фрегат» при выходе на внешний рынок.
Дело в том, что в настоящее время стратегическое управление на предприятии в явной форме практически не используется. Хотя каждая компания и мелкая фирма в лице руководства к чему-нибудь стремиться, используя в какой-то мере существующий и предвиденный потенциал, который сам по себе уже является зачатком стратегического планирования, который можно оценить именно с помощью предложенного метода.
При построении SPACE – матрицы обычно используют следующие группы показателей: финансовая сила (FS); конкурентное преимущество (CA); стабильность среды (ES); производственная сила (IS).
Стратегии достижения лидерства на рынке
Гуру | Основная идея концепции | Основные труды (книги) | Описание концепции (подхода к определению стратегии достижения лидерства) |
М.Портер | Конкурентные силы, стратегии конкуренции и цепочка создания стоимости | Competitive Strategy,
1980 год Competitive Advantage, 1985
год The Competitive Advantage of Nations, 1990 год |
Майкл Портер разработал
три ключевые концепции:
Привлекательность
отраслей изменяется в соответствии
с пятью основными
На самом общем уровне существует лишь три обоснованные и оправданные позиции, которые может занять компания и которые позволят ей успешно справиться с пятью конкурентными силами:
3. Цепочка создания ценности При проведении
стратегического анализа и |
Г.Хамел и К.Прахалад | Сосредоточенность на ключевых бизнес-компетенциях | Competing for the Future, 1994 год | По мнению Г.Хамела
и К.Прахалада, борьба за будущее начинается
с битвы не за долю ранка, а за интеллектуальное
лидерство.
Чтобы побеждать, топ-менеджеры должны воспринимать свою компанию как сочетание ключевых, бизисных компетенций, т.е. навыков, умений и технологий, позволяющих компании предоставлять блага потребителям. Кроме того, они должны думать не о существующих продуктах и услугах, а об их функциональности. Генеральный план развертывания новых функциональностей, приобретения новых компетенций или перемещения имеющихся, а также новую конфигурацию системы взаимодействия с потребителями Г. Хамел и К.Прахалад назвали стратегической архитектурой. |
М.Трейси и Ф.Вирсем | Достижение
конкурентно-способности путем |
The Discipline of Market Leaders, 1995год | Существует
три способа «доставки» потребителю
той или иной ценности. Компании,
желающие доминировать на своих рынках,
должны выбрать один и только один
из этих способов и добиться в нем
совершенства.
1. Производственное совершенство. По мнению М.Трейси и Ф.Вирсема, умелое, искусное сплетение уникальных знаний, применение технологий и жесткое управление – вот что обеспечивает лидерство в производственном совершенстве. 2. Лидерство по продукту. Компании, практикующие этот способ, сосредотачивают свои усилия на предложении товаров и услуг, которые раздвигают существующие границы эффективности и качества. Девиз этих |
Продолжение таблицы 1.1. | |||
компаний-лидеров:
«Наш продукт - лучший».
3. Близость к потребителю. Компании, которые обеспечивают близость к потребителю, создают связи, подобные отношениям между добрыми соседями. Близкие к потребителям компании поставляют не то, что хочет рынок, а то, что требуется конкретному потребителю. Они делают свой бизнес на знании своих клиентов и их нужд, постоянно адаптируют свои товары и услуги к запросам конкретных потребителей, причем за разумную цену. | |||
Дж.Ф.Мур | Умение управлять сотрудничеством за рамками компании | The Death of Competition, 1996 год | Дж.Ф.Мур отошел
от традиционного понимания Экосистема любой компании включает в себя поставщиков, промежуточных клиентов и потребителей, собственников, правительственные ведомства и регулирующие органы, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и предоставляющие потребителей и поставщиков. В той или иной мере в экосистемы входят прямые и потенциальные конкуренты, а также любые другие важные члены общества. Для того чтобы преуспеть, утверждает Мур, необходимо развивать «экологическое сознание». Дж.Ф.Мур предлагает законы развития таких экосистем, понимание которых позволит эффективно управлять развитием компании:
|
К.Нордстрем, Й.Риддестрале | Основная идея – быть другим. Преимущество нематериальных активов над материальными | Funky Business: Talent Makes
Capital Dance, 1999год Karaoke Capitalism, 2004год |
Мир изменился,
знания устарели, достичь успеха может
только тот, кто отличается от других.
Быть другим – значит сконцентрироваться
на том, что думают люди, а не на том, что
делают организации: «чем меньше вы приспосабливаетесь,
чем меньше похожи на других, тем лучше».
Вторая центральная идея – безоговорочная победа «битов» над «атомами», не материального над материальным: «То, что действительно ценно, неосязаемо», «Информация – это новая валюта», «Конкурентное преимущество весит не больше снов бабочки», «В мире нет дефицита атомов, и поэтому становится все труднее конкурировать, строя свою стратегию на ограниченном доступе к ним» |
Источник:
[32].
Каждая группа показателей оценивается по 10 бальной шкале (от нуля до 10), где 0 – неудовлетворительно, 10 – идеально. Далее строится SPACE – матрицу на основе ранее определенных факторов [3], (с.131-139).
На основании представленных оценок можно построить «SPACE»-матрицу и нанести вектор, характеризующий стратегию, существующую в настоящий период на рассматриваемом предприятии. Далее делаются выводы по существующей стратегии предприятия и разрабатываются предложения по ее усовершенствованию.
После принятия фирмой решения о выходе на рынок конкретной страны необходимо сделать выбор способа выхода на внешний рынок, а именно разработать оптимальную стратегию проникновения и присутствия на данном рынке. Процесс выхода компании на зарубежные рынки и осуществления международной деятельности на них состоит из следующих основных последовательных этапов интернационализации [31]:
Обычно большинство компаний начинают экспорт продукции в те страны, которые устанавливают низкие барьеры входа на свой национальный рынок. Постепенно количество партнеров (агентов, торговых посредников) такой компании на этом рынке увеличивается, и у нее возникают новые возможности и направления экспорта. Как правило, компания специально организует экспортный отдел, регулирующий отношения с партнером.
В тех странах, куда направляются основные экспортные поставки, как правило, создаются дочерние компании, заменяющие деятельность агентов и торговых представителей. На данной стадии интернационализации возрастают расходы компании, увеличиваются риски, но вместе с тем растет и потенциальная прибыль. Управление дочерними компаниями вызывает необходимость преобразования отдела экспорта в международный отдел.
Если
определенные зарубежные рынки успешно
освоены и демонстрируют
Стратегии проникновения на зарубежные рынки [31]:
- косвенный экспорт,
- прямой экспорт,
- лицензирование,
- совместные предприятия,
- прямые инвестиции.
Сравнение данных стратегий приводится в таблице 1.2.
Характеристика |
Экспортная |
Совместные предприятия | Прямое владение |
Обязательства |
низкие | средние | высокие |
Ресурсное обеспечение | низкое | среднее | высокое |
Качество контроля | низкое | среднее | высокое |
Риск | низкий | средний | высокий |
Гибкость | средняя | высокая | низкая |
Источник: [52].
Каждая
последующая стратегия из выше перечисленных
подразумевает повышение
Наиболее очевидный для компании способ выхода на зарубежный рынок – это экспорт продукции, услуг или капитала. Причем если предприятие решило экспортировать свою продукцию не от случая к случаю, надеясь только на получение разовых заказов от зарубежных партнеров и потребителей, и стремиться к увеличению объемов сбыта, постоянному присутствию на конкретном зарубежном рынке, оно должно адаптировать свои товары и услуги к этому рынку. Экспорт предполагает внесение изменений в производственную программу предприятия, структуру управления им, инвестиционную политику и т.п.
Обычно компания начинает с косвенного экспорта через независимых посредников. При этом возможны следующие варианты:
Прямой экспорт предприятие начинает осуществлять после того, как его руководство приняло решение о самостоятельном выходе на конкретный зарубежный рынок. При этом следует учитывать, что работа на внешнем рынке связана со значительными расходами и высоким риском. Однако фирма может компенсировать свои затраты и потери с помощью экономии средств на оплату услуг посредника. Известно несколько способов организации прямого экспорта:
Наилучшим способом представать продукцию компании при прямом или косвенном экспорте – участие в заграничных выставках.
Лицензирование. В этом случае фирма-лицензиар за определенную плату или роялти предоставляет иностранной компании-лицензиату право использования своих производственных и торговых секретов, торговой марки или патента, и таким образом, получает при минимальном риске доступ на зарубежный рынок. Компания-лицензиат получает в свою очередь преимущества, связанные с использованием передовых идей (знаний), новых технологий, прогрессивного производственного опыта, или продукта (торговой марки).
Однако выход компании на зарубежный рынок с помощью продаж лицензий связан со следующими проблемами:
-
невозможность осуществления
-
высокая вероятность создания
«своими руками» на данном
рынке мощного для себя
-
сокращение доходов компании-
Одним из направлений решения указанных проблем является внесение в лицензионное соглашение специального пункта о поставке фирмой-лицензиаром каких-либо запатентованных компонентов или ингредиентов для обязательного использования фирмой-лицензиатом в своей деятельности. Лучшее решение указанных проблем – это реализация фирмой-лицензиаром стратегии лидерства в инновациях, поскольку такая стратегия ограничивает свободу действий лицензиата.
На практике используется несколько способов (форм) лицензионной деятельности: управление по контракту, производство по контракту, франчайзинг.
Управление по контракту предполагает, что некая компания за определенное вознаграждение управляет собственностью (предприятиями) другой фирмы, находящейся на территории иностранного государства. Управляющая компания подписывает с зарубежным партнером соглашение, предметом которого является осуществление управления производственной и маркетинговой деятельностью. Иным словами, фирма-управитель предоставляет зарубежному партнеру ноу-хау в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Дополнительными обязанностями управителя обычно является санация маркетинга и менеджмента управляемой компании, а также достижение ею определенных показателей финансовой деятельности в оговоренные сроки.
Информация о работе Разработка стратегии продвижения товара на рынок